Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Главные проблемы нашей Церкви сегодня
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33691 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 19:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма:
Мне тут нравится
Анна
Хотелось бы добавить, что обращение в книге печатается с сокращениями, я некоторых сокращений не делала.
О воскресных церковно-приходских школах

Но на одну почти повсеместную серьезную проблему нужно указать уже сегодня. Речь идет о снижении интереса детей, а особенно подростков и молодежи, к занятиям в приходских школах и об утрате первоначальной ревности к работе с молодежью у преподавателей школ. Причины этого явления разные. Одна из основных причин - апатия учащихся, уход молодых людей из Церкви в мир. А происходит это из-за того, что преподаватели и воспитатели не учитывают возрастных психологических особенностей юношества.
Переходный и юношеский возраст - это во многом противоречивый, неустойчивый период в жизни человека. Это время, когда мечтают и ищут идеал, ищут авторитетный пример среди взрослых. Это время проснувшейся бурной энергии и горения мыслей, духа и чувств, время максималистских настроений, неприятия фальши, отвержения неискренности и фарисейства. С другой стороны, это время крушения детских идеалов, время, когда бурно развивается самостоятельность, нередко переходящая в эгоцентризм, мятеж и бунтарство против всех и всего. Это опасный возраст. Без умелого, терпеливого руководства взрослых, без желания понять молодых людей, войти в круг их интересов, которые часто не совпадают с интересами старших, это может привести и, к сожалению, приводит или к самозамкнутости, угрюмости, пассивному отвержению всех и вся, или, чаще, к вызывающему, дерзкому цинизму, к стремлению брать от жизни все и сразу, не считаясь ни с чем, к жестокости. Так появляется "потерянное поколение" наркоманов, развратников, насильников, тех, кого раньше называли пропащими людьми.
Беда в том, что в церковно-приходских школах молодые люди редко получают убедительные, живые ответы на свои вопросы, редко находят отклик их искренние бескорыстные стремления, редко исполняются их заветные желания.
Преподавание нередко ведется формально, сухо, неинтересно. От такого преподавания что-то запечатлевается в памяти, но сердце остается незатронутым, холодным. Мы довольствуемся тем, что подростки посещают школу, бывают на богослужениях, но чаще всего не знаем, что происходит в их душе. К сожалению, они редко встречают в лице преподавателей и наставников друзей, которым они могли бы полностью открыться. Внутренняя жизнь подростков и молодых людей должна стать первенствующей заботой духовников школ. Духовникам не следует руководствоваться только запретительными мерами - они малодейственны. Не всегда помогают и современные православные книги по самым злободневным для молодых людей проблемам.
Необходимо, во-первых, начертать высокие христианские идеалы, подкрепленные живыми примерами, указать правильные духовные ориентиры и методы их достижения. Самим пастырям и духовникам необходимо стать наглядным образцом церковности, веры и благочестия. Юноши заимствуют взгляды и опыт старших, но авторитет у подростков нужно завоевать. Подростки часто настроены критически, они уже не подражают взрослым слепо, как дети. Но если молодые люди почувствуют глубокую убежденность, увидят пример жизни доброй, справедливой, жертвенной, они с готовностью, с радостью пойдут за взрослыми.
Во-вторых, надо воспитывать в юношах волю к противостоянию пороку, злу во всех его проявлениях, воспитывать и закалять стремление к жизни по правде, по совести, по чести, по Богу. Пленения греховным миром не избежать, если не научиться духовно питаться святоотеческой аскетической мыслью, если не научиться находить утешение и радость в живой сердечной молитве. Только при выполнении этих условий вырабатывается у молодых людей стойкий иммунитет против всех негативных явлений и соблазнов современного секулярного мира.
Присущее юношеству внутреннее горение нужно не гасить, не убивать, а направлять на высокие задачи нравственного самопожертвования и сострадательного смирения перед ближним. Внутренний христианский подвиг, борьба с нечистыми желаниями и греховными помыслами не должны восприниматься учащимися как моральное принуждение или как нудная мелочная духовная опека со стороны взрослых, а должны стать самостоятельным свободным желанием, ответственным и радостным делом самих подростков, которых всеми силами жертвенно поддерживают старшие.

О средствах массовой информации

К сожалению, многие настоятели мало заботятся о том, чтобы официальная церковная периодика была постоянно доступна прихожанам. И это при том, что в церковных лавках можно увидеть газеты околоцерковных организаций и групп, провоцирующие церковные разделения, оскорбительно высказывающиеся о Священноначалии.
Хочу вновь напомнить о необходимости привлекать внимание прихожан к изданиям, несущим достоверную и богословски выверенную информацию о церковной жизни.
Мы неоднократно обращали внимание на Архиерейских Соборах 1997 и 2000 годов, собраниях московского духовенства на то, что на приходах, в церковных книжных лавках и особенно в Интернете распространяются откровенно провокационные материалы, однако те, к кому мы обращаемся, делают вид, что не слышат, либо действуют злонамеренно.
Некоторые общественные организации, пользуясь периодическими изданиями и Интернетом, организуют пропагандистские кампании. Одна из таких кампаний касается ИНН, карточки москвича, паспортов нового образца. Перепись населения 2002 года из-за рвения не по разуму некоторых пропагандистов также не обошлась без инцидентов. Такая же ситуация складывается сейчас и с так называемым движением за канонизацию Григория Распутина и Иоанна Грозного.
Хочу напомнить, что на Архиерейском Соборе 2000 года мы прямо говорили о том, что издатели "популярной" литературы, которая способствует возникновению суеверий, страхов, необоснованных апокалиптических предчувствий, а также разжигает межнациональную, межконфессиональную и межрелигиозную вражду, могут быть подвергнуты каноническим прещениям. Совершенно недопустимо, когда издатели провокационной литературы в своих листках ссылаются на благословение почивших иерархов и пастырей. Можно подумать, что почивший в 1995 году Владыка Иоанн (Снычев) благословил все, что ныне пишется и будет публиковаться в дальнейшем на страницах некоторых изданий. Это возмутительное попрание памяти почившего архипастыря.

Поневоле задаешься вопросом: каким же образом активисты этих движений, считая себя людьми церковными и даже заявляющие о том, что они соблюдают каноническую дисциплину, продолжают выпускать листовки и брошюры, самочинные акафисты и иконки многотысячными тиражами? Больше того, когда известные богословы, преподаватели Московской Духовной академии выступают с разъяснениями о том, что эти пропагандистские кампании свидетельствуют об обмирщении сознания их организаторов, появляются статьи, в которых преподавательская корпорация Московской Духовной академии именуется "богоборческим кланом", а Синодальные структуры именуются не иначе, как "антицерковным лобби" и тому подобным. Все эти публикации говорят о том, что перед нами не внутрицерковная дискуссия. Все более очевидными становятся намерения организаторов внести разделения в церковную среду, противопоставить старчество - иерархии, белое духовенство - монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшегося Собора русских святых.

Нет сомнения в том, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю. Однако одни настоятели московских храмов благодушествуют, другие, видимо, боятся, третьи считают, что все само собой образуется.

Сталкиваясь с этими проблемами, нельзя уклоняться от прямых пастырских задач. Нельзя молчаливо способствовать процессам, которые способны серьезно повредить церковному сознанию нашей многомиллионной паствы.

Московское духовенство должно активно выступать по этим вопросам и в проповедях, в церковной печати, в СМИ, разъясняя, где канонические и догматические ошибки и заблуждения, а где - целенаправленные действия политического характера, направленные на раскол Церкви.

С сожалением приходится свидетельствовать, что присутствие православных средств информации в государственном радиовещании в последнее время значительно уменьшилось. Так, программа "Верую" на "Радио России" сокращена с 28 до 14 минут и перенесена на ночное время, а программа "Радонеж" на "Маяке" сокращена с 15 до 4 минут и перенесена на 1 час 30 минут ночи, что равносильно фактическому прекращению православного вещания на "Маяке".

Если в государственных СМИ православным приходится преодолевать многие трудности, то в глобальной информационно-компьютерной сети Интернет Православная Церковь представлена более активно. Официальный интернет-сайт Русской Православной Церкви, разработанный и поддерживаемый Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, неизменно сохраняет среди пользователей компьютерной сети репутацию оперативного, информированного и достоверного средства массовой информации. Об этом объективно свидетельствует статистика обращений к сайту - тысячи посещений в день. Официальная страница нашей Церкви в Интернете широко информирует пользователей сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Священного Синода, о внешних церковных связях, развитии церковно-государственных и церковно-общественных отношений, о событиях епархиальной жизни, о миротворческом, социальном и благотворительном служении Церкви. Официальный сервер Московского Патриархата является для светских и церковных средств массовой информации, для епархий, монастырей, приходов, для наших партнеров в государстве и светском обществе важнейшим источником достоверного знания о позиции Священноначалия нашей Церкви, всего народа Божия по наиболее острым и актуальным проблемам, волнующим людей России и за ее пределами. Здесь же можно найти важнейшие официальные документы, богословские материалы, информацию об истории и современном устроении Православной Церкви. Подобную информацию представляет и интернет-страница Сретенского монастыря. Открытая человеку и миру, наша Церковь предоставляет возможность всем желающим получать исчерпывающую информацию.

Пятилетие, минувшее со дня появления официальной страницы Московского Патриархата в Интернете, было ознаменовано бурным ростом интернет-ресурсов на Синодальном, епархиальном, монастырском и даже приходском уровнях. Значение этого явления для современного Русского Православия и его будущего трудно переоценить, ибо работа в Интернете становится одним из эффективных средств катехизаторской, проповеднической, информационной, церковно-общественной активности Русского Православия в современном мире. Да, “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13. Cool. И именно поэтому Истина Христова должна распространяться максимально широко, достигая максимального числа людей. Сегодня Интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и Церковь не вправе пренебрегать ими. Ибо, по слову Апостола, “горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9. 16). Современные коммуникационно-информационные технологии открывают перед нами небывалые доселе перспективы свидетельства о нашей вере, воистину “даже до края земли” (Деян. 1. Cool.

Кроме официального сайта Русской Православной Церкви, сегодня уже имеются сотни православных сайтов. Свои электронные страницы имеют многие Духовные учебные заведения, отдельные храмы и даже некоторые священники. Похвальной является практика создания электронных православных библиотек, что упрощает доступ к духовной литературе для многих читателей. Уже нетрудно провидеть то время, когда все епархии нашей Церкви общими трудами построят информационно-компьютерную сеть, связующую их при помощи современных коммуникационных технологий. Это откроет перед нами новые, еще более широкие возможности в осуществлении нашего служения. Кроме того, создание подобной информационной сети способствовало бы упрочению взаимных связей и обмену оперативной информацией между Московской Патриархией и епархиями, а также между епархиальными архиереями, благочинными и приходскими общинами - связей, которые порой затруднены по причинам географическим и климатическим. Новые информационные технологии также позволят преодолеть самозамкнутость некоторых приходов, будут способствовать укреплению целостности церковного организма.

Однако всем, кто трудятся в этой сфере, следует не забывать об ответственности за всякое сказанное нами слово, тем более, когда это слово воспринимается как слово самой Церкви. При отсутствии какой-либо внешней цензуры те или иные спорные мнения не должны выдаваться за точку зрения всей Церкви, а возможность диалога и свободного обсуждения не стоит превращать в кипение страстей или явного противостояния Священноначалию. Важно и то, что подвизающиеся в миссионерской сфере священники и миряне могли бы действовать не замкнуто, окучивая каждый только свой информационный огород, но и могли бы учиться друг у друга, советоваться, помогать.

Люди, заинтересованные в Православии и одновременно профессионалы в области средств массовой информации, у нас есть, надо только уметь их воодушевить и организовать как на освещение конкретных тем, так и на конкретные шаги в освоении современных технологий.

О социальном служении


В годы советской власти Русская Православная Церковь была насильственно отторгнута от участия в решении социальных проблем, от воспитания детей (в первую очередь, сирот, заботу о которых взяло на себя государство), от благотворительной помощи нуждающимся. Государство запретило Церкви заниматься социальным служением, благотворительностью, которое с Апостольских времен являлось второй важнейшей, после совершения богослужений, стороной христианской жизни.

Вот уже почти пятнадцать лет Церковь свободна. Что удалось нам сделать в сфере церковного социального служения за это время? С какими делами милосердия вступили мы XXI век? К сожалению, приходится констатировать: социальное служение Московской епархии остается на количественно и качественно недостаточном, низком уровне. Все мы знаем, что Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные реальные добрые дела, без которых вера мертва (Иак. 2. 17). Дела или подтверждают истину слов, или опровергают их: “Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2. 18). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Господа: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25. 35-36, 40).

По Нашему благословению Епархиальная комиссия по церковному социальному служению разослала по приходам Москвы анкету, ответы на которую должны были помочь увидеть, в какой степени в столице возродились православные традиции милосердия. Настоятелям московских храмов и монастырей было разослано 208 анкет, на них получено 144 ответа. Полученные данные внушали некоторый оптимизм.

Однако проведенная сотрудниками комиссии выборочная проверка на местах (в 50 процентов опрошенных приходов) показала, что в реальности социальная деятельность приходов не так обширна, как следует из анкет.

Выяснилось, что большинство (29 из 38) благотворительных столовых, указанных в анкетах, принимают только клириков и людей, работающих в храме (от 5 до 15 человек), и только в дни праздников. Также на самих прихожан или работников храма рассчитано и большинство благотворительных аптек (7 из 9). Из 9 богаделен, указанных анкетах, 4 еще только предполагается организовать, а одна обслуживает лишь одного человека. Из двух заявленных мастерских для бездомных и инвалидов одна временно не работает, а во второй работает один инвалид. Из 14 заявленных сестричеств 5 признало себя группами милосердия, 2 - не существуют.

В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается.

Очень мало священнослужителей, готовых участвовать в социальных проектах, возглавлять эту работу, воодушевлять прихожан словом и своим собственным примером.

Во многих анкетах говорится об окормлении больниц. Однако при проверке выяснилось, что зачастую имеется в виду лишь то, что священники не отказываются прийти в больницу по просьбе родственников или пациентов, чтобы причастить или окрестить тяжело больных. Наверное, некоторые священники считают это чем-то выдающимся и поэтому особо отмечают в анкетах то, что является долгом и нормой.

Хотелось бы напомнить, что окормлением больницы называется ее регулярное посещение, ежегодное поздравление больных и персонала с Рождеством и Пасхой, организация при больнице группы добровольцев, миссионерская работа, проведение бесед с больными.

К слову сказать, есть и такие священнослужители, которые отказываются пойти к умирающему или тяжело больному на дом или в больницу. Должен предупредить, что к таким лжепастырям будут применяться самые строгие меры прещения. Часто работники храма, сторожа, свечницы "прячут" батюшку, не пускают к нему родственников больных. "У батюшки сегодня и так много треб", "батюшка плохо себя чувствует", "батюшка один, все в отпуске, он очень сегодня устал", - эти и другие отговорки соединяются с предложением обратиться в соседний храм. Нам стало известно о случае, когда лишь в третьем храме священник согласился пойти на дом к тяжело больной, но его прихода она не дождалась - умерла.

Я считаю, что за организацию подобной мнимой "заботы" о своем батюшке, которая является не милосердием, а жестокосердием по отношению к нуждающимся, должны отвечать настоятели. Я прошу настоятелей и благочинных обо всех подобных случаях незамедлительно подавать рапорт на Наше имя. И Мы будем принимать самые строгие меры.

Неужели забыли пастыри, уклоняющиеся от своего священного долга, что при необходимости напутствия умирающего священник должен остановить даже совершение Литургии и поспешить со Святыми Дарами на дом или в больницу? Только после Великого входа не прерывается служение Евхаристии и больной оставляется на волю Божию, но по совершении Литургии, если страждущий еще жив, священник должен незамедлительно отправиться к нему.

Нерадивый пастырь совершает смертный грех, если по его вине больной умирает непричащенным. За это преступление, по определению Духовной Консистории, следует отрешать от священнического места и определять в причетники до раскаяния и исправления. Прихожане, не известившие священника о больном, должны отлучаться от причастия на более или менее длительный срок, смотря по обстоятельствам и нравственному их состоянию (Книга о должностях пресвитерских, гл. 116).

Подобное нерадение наблюдается и в тюрьмах и СИЗО, где в настоящее время лишь немногочисленные священники проводят пастырскую работу. Это сложная и трудная работа, потому что приходится иметь дело с искалеченными грехом, преступлением душами, часто с ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее осознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство, и они обретают веру. Не случайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.

Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит их на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил: “Господи, когда мы видели Тебя... в темнице, и не послужили Тебе” (Мф. 25. 40).

Памятуя об этом, Епархиальный совет по Нашему указанию принял решение о назначении на данное служение священнослужителей со всех благочиний города Москвы поочередно.

Остро стоит проблема с бездомными, беженцами, бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать милосердных самарян, а наши левиты и священники пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, “где приклонить голову” (Мф. 8. 20). Не будем забывать и слов Апостолов: “Ревнуйте о странноприимстве” (Рим. 12. 13), “страннолюбия не забывайте” (Евр. 13. 2), “будьте страннолюбивы друг ко другу” (1 Пет. 4. 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность. Там, где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить - пусть небольшие - странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: "Много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиропитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых?

Несколько лучше обстоят дела с медицинской патронажной помощью, с духовным окормлением домов престарелых, посещением больных, с частной приходской помощью малоимущим. Во многих храмах этому уделяют внимание, назначены ответственные лица по уходу за больными, престарелыми прихожанами. Среди прихожан, родителей учащихся церковно-приходских воскресных школ есть врачи, люди со средним медицинским образованием - фельдшеры, медсестры, - которые бескорыстно и своевременно оказывают профессиональную медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Но и этого огромного поля человеческих страданий и переживаний нашей заботой и попечением охвачена лишь очень небольшая часть: “жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою” (Мф. 9. 37-38).

Трудиться на данном поприще для христианина почетно, хотя при должном отношении трудностей здесь очень много. Недостаток средств, отсутствие помещений, незнание утраченных традиций, неумение из-за разобщенности реализовывать социальные проекты на межприходском и епархиальном уровне, отсутствие воспитанных в духе милосердия прихожан, - эти и другие причины делают нелегким служение любви.

Но если в этом направлении на приходе или в монастыре не делается ничего, этого оправдать нельзя. Состав комиссии по церковной социальной деятельности значительно расширен, в нее введены представители от каждого благочиния. Надеюсь, что среди вас найдется много делателей на этой ниве. Государство сейчас открыто к сотрудничеству в этой сфере. Социальные проблемы умножились, и мы убеждены, что большинство из них может быть успешно решено с помощью Церкви. В Москве всего около 300 социальных и медицинских учреждений, в том числе 128 больниц, 27 детских домов, 22 дома ребенка, 118 центров социального обслуживания. Руководство большинства из них пока готово к сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Мы говорим "пока", потому что во все эти учреждения стремятся попасть представители других конфессий и сектанты. Если мы будем медлить, они займут наше место.

Поэтому жизненно необходимым видится в самое ближайшее время:

- завершить создание информационной карты о социальной деятельности в Москве;

- наладить координацию социального служения на уровне благочиний;

- собрать расширенное заседание участников церковной социальной деятельности для определения объема той помощи, которую Церковь сможет оказать государственным социальным и медицинским учреждениям и нуждающимся людям;

- сформировать подкомиссии по следующим направлениям социальной деятельности с привлечением активных мирян:

1) по служению больным и инвалидам;

2) по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;

3) по работе с бездомными беженцами и переселенцами;

4) по работе с заключенными;

5) по работе с наркоманами и страдающими алкоголизмом;

6) по служению нуждающимся и престарелым,

7) по оказанию помощи ушедшим на покой священнослужителям и семьям почивших священнослужителей.

Итак, многие труды предстоят нам во всех сферах общественной жизни для свидетельства и словом и делом о своем христианском уповании и вере. Взаимным служением верующих тем даром, который каждый получил от Бога, созидается Полнота Церковная. Среди даров Божиих нет первых и последних, хотя они и различны, но все равны по достоинству, ибо все должны быть проникнуты единым духом любви и милосердия. “Дары различны, но Дух один и тот же” (1 Кор. 12. 4).

Как в гражданском обществе избранные должностные лица должны исполнять волю избирателей, так и в Церкви мы должны исполнять святую волю избравшего и поставившего нас Святого Духа. Но нередко мы видим не только уклонение от порученного нам Святой Церковью дела, но встречаемся с лукавой подменой служения Святому Духу служением самому себе, часто прикрытой фарисейской словесной атрибутикой и внешней благопристойностью. Допущенное в душу греховное, эгоистическое, миролюбное, суетное начало часто берет верх и порабощает себе все мысли, чувства и желания. Тогда постепенно жизнь теряет религиозные и нравственные ориентиры и устои. Человек попадает в неволю самоугождению, самоутверждению, гордыне и тщеславию. Богоданная свобода превращается в бесовскую вседозволенность и произвол. Личное мнение становится выше общецерковного, входит в противоречие со святыми традициями. Меняется сам образ жизни. Молитвы, подвиг жертвенного служения заменяются мирскими развлечениями, исполнение церковных правил становится тягостным. Вот как говорит об этом праведный старец Паисий Святогорец: “Под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным миром, удерживает душу в состоянии неразвивающемся, а ум - в помрачении. И тогда человек только кажется человеком, по сути же он является духовным недоноском. Величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, - это мирской дух. Он сладко увлекает нас и навеки оставляет с горечью. Тогда как если бы мы увидели самого диавола, то нас бы охватил ужас, мы вынуждены были бы прибегнуть к Богу. В нашу эпоху в мир вошло много мирского, много духа мира сего. Это "мирское" разрушит мир. Приняв в себя мир сей, став изнутри "мирскими", люди изгнали из себя Христа” (Старец Паисий Святогорец “Слова”, т. I, "С болью и любовью о современном человеке", М., 2002, стр. 65-66).

Прислушаемся к мудрым словам блаженного старца.

Признаком приближения конца света является оскудение любви. XX век был страшен своим немилосердием. И сегодня мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.

Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.

Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: "Не бойся сильного грозы, а бойся убогого слезы".
 
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Мужская и женская работа...
Следующая тема: Современность
Переход к форуму:
  


Текущее время: Вс дек 22 22:13:40 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02761 секунд