Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Молитва своими словами
Re: Молитва своими словами [сообщение #32501 является ответом на сообщение #32402] Ср, 12 Декабрь 2007 12:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма:
Мне тут нравится
Анна
Уверена, что молитва своими словами очень важна. Но еще важен тот опыт, который веками был до нас, то умение молиться, которое было у великих святых прошлых времен. Это нам - и пример молитвы, и бесценный опыт, и - крик души, созвучный с нашим.
Я процитирую мирт. Антония Сурожского, он, на мой взгляд, понятнее всего это объясняет Wink

Цитата:

Конечно, должно быть между Богом и человеком настоящее и глубокое понимание и сродство. Христос в Евангелии говорит: Не всякий говорящий Мне: "Господи, Господи" войдет в Царство Небесное, а тот, кто творит волю Отца Моего...

Ну, с этим все ясно. Недостаточно одной регулярной молитвы, надо стремиться приблизить свою душу к Богу, обожиться:

Цитата:

Это значит, что недостаточно молиться, а надо, кроме молитвы, кроме слов молитвенных, еще жить такой жизнью, которая была бы выражением нашей молитвы, которая бы эту молитву оправдывала.


Правдивость в молитве очень важна, и я понимаю, что вас так смущает:
Цитата:

Я долго настаиваю на этом, потому что это очень важная черта молитвы: мы должны быть правдивы до конца.


Цитата:

Встает тогда вопрос о том, какими словами молиться. Почему, например, в церкви молятся все чужими словами, то есть словами святых, словами, которые сложились за столетия из поколения в поколение? Можно ли такими словами молиться правдиво? - Да, можно! Только для того, чтобы это было правдивой молитвой, надо с людьми, которые молились столетия до нас всей душой, всем умом, всей крепостью, всем криком души, разделить тот опыт познания Бога и опыт человеческой жизни, из которых эти молитвы родились. Святые молитв не выдумывали; молитвы у них вырывались по нужде: или радость, или горе, или покаяние, или тоска оставленности, или просто - потому что и они настоящие, подлинные люди - опасность, перед которой они находились, вызвала эти молитвы, вырвала их из души. И если мы хотим этими словами молиться, мы должны приобщиться к их чувствам и опыту.

То есть, по-хорошему, необходимо перед тем же правилом ко причастию сесть с карандашиком и разобрать все молитвы. Что-то дйствительно не для нас, ведь святые в молитвах описывали свой опыт, свои переживания, которые иногда не сходны с нашими. Smile

Цитата:

Как же это сделать? Можем ли мы перенестись на столетия назад? Нет, не можем; но есть где-то в нас один основной человеческий опыт, который нас с ними соединяет: мы люди, какими были они, мы ищем Бога, Того же Самого, Которого они искали, Которого они нашли; борьба, которая в нас происходит - та же самая, что и борьба, которая раздирала их души.

Большинство молитв, действительно, как тогда, так и сейчас очень актуальны Sad Не стОит думать,ч то наши грехи - самые особенные.

Цитата:

И вот мы можем от них научиться молитве, так же как в совершенно в другой области мы расширяем свое познание, углубляем его, приобщаемся к опыту, который иначе был бы для нас недостижим, когда вслушиваемся в музыкальные произведения великих мастеров, когда вглядываемся в картины великих мастеров. Они жили той же жизнью, что и мы; только они воспринимали ее с утонченностью и глубиной, которые нам не всегда доступны; а через их произведения мы приобщаемся к пониманию, которого у нас иначе не было бы.


Вот еще важно:
Цитата:

Так бывает с нами, когда мы вчитываемся и вслушиваемся в молитвы святых. Они - как взрослые, мы - как дети. Их опыт иногда бесконечно превосходит наш. Но если мы только станем слушать внимательно, с интересом - не стараясь приспособиться, а стараясь понять все, что нам доступно, и отреагировать на то, что нам недоступно, то наша молитва будет все глубже, утонченнее и правдивее. Минутами, отвечая, отзываясь на молитву святого, мы скажем: АМИНЬ! - что значит: "Да, да, это правда! Всей душой я с этим согласен!" Минутами его молитва станет нам непонятна, и тогда мы можем сказать: Господи - не понимаю! Как же это возможно?.. Минутами такое выражение как "я самый большой грешник на земле", исходящее из уст человека, о котором мы знаем, что он святой, нам кажется совершенно нелепым, и мы скажем: Господи, это не может быть, и я этого о себе сказать не могу, я не чувствую себя грешным!.. Вот тогда наша молитва будет правдива, тогда мы сможем приступить к молитвам святых, не стараясь влиться к них искусственно, сделать вид, будто все эти слова - мои собственные, а употребить их так, чтобы о себе сказать правду и от святого узнать больше правды, чем до сих пор мы знали. Тогда наше сознание расширится, мы начнем понимать больше, чем мы понимали, мы будем понимать хотя бы то, что есть люди, у которых опыт глубже и больше нашего, как мы это понимаем, когда вслушиваемся в прекрасную музыку или вглядываемся в картину великого мастера.


Выводы:
1) Молитвы святых - это бесценный опыт, которые не теряется с ходом времени. Они актуальны и сейчас, часто созвучны с нынешними проблемами
2) Опыт их молитвы дает нам некий образец богообщения, учит молитве. Это вовсе не означает, что Господь слышит только установленные формулы. Это значит, что наши молитвы часто бессмысленны (Господи, дай мне машину) или даже неправильны (Спасибо, Господи, что я не таков, как он").
3) Молиты собственными словами никто не отнимает. Скорее она обогащается.

Да, Господь нам дал совершенную молитву - "Отче наш", но она не может выразить, например, всей скорби по своим грехам (и тогда мы можем открыть, например, покаянный канон), и т.д.

И еще: я считаю, что "общепринятые молитвы" стоит читать только когда я понимаю их суть. Количество молитв - не главное (это не означает, что мы не должны пытаться понять и работать над собой), но лучше прочитать 2-3 молитвы какого-нибудь святого с горящим сердцем, а потом молиться собственными словами, чем в полусонном виде "вычитывать" (ох, как я не люблю это слово - оно прекрасно характеризует состояние некоторых православных в этот момент) правило.
Меня, кстати, просто эээ.. передергивает от слов молитвы Богородице "не имею помощи разве Тебе" - это откровенное, на мой взгляд, богохульство. А как же Христос?!?
Та же штука и с каноном Ангелу Хранителю - там тоже любимый лейтмотив - заступись, а то другой помощи не жду. То есть, логически рассудив - до этого мы молились Христу, прося поддержки, потом Богородице, говоря, что никто-де нам не поможет, кроме Тебя, потом еще и Ангелу-Хранителю, почти той же фразой Very Happy

Кстати, есть у меня молитвослов, переиздание начала 20 века. Там молитв на порядок-два меньше, чем сейчас. И утренних, и вечерних, и подготовки к причастию. Сомневаюсь, что люди, которые брали эти молитвы, были менее святы

[Обновления: Ср, 12 Декабрь 2007 23:21]

Известить модератора

 
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Вот и начался пост - поругаемся
Следующая тема: Саломея
Переход к форуму:
  


Текущее время: Пн дек 23 01:13:00 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01454 секунд