Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Ослушание духовного отца-это грех?
Re: Ослушание духовного отца-это грех? [сообщение #162072 является ответом на сообщение #159969] |
Чт, 18 Декабрь 2008 20:19 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма:
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
Вот еще интересное:
Цитата:Эпоха апостольской Церкви — это время особых благодатных даров, явленных и в пастырях, и в пастве. В дальнейшем, с притоком огромного количества новообращенных и естественного понижения духовно-нравственных требований к ним, произошло уже и заметное оскудение этих первоначальных даров. Поэтому самые ревностные христиане, жаждущие подлинной духовной жизни, стали убегать в пустыню, где они могли полностью посвятить себя Богу. Некоторые из подвижников добивались такого совершенства, что полностью избавлялись от страстей, получали, прежде всего, дар любви, а вместе с ним и дар духовного разумения и прозорливости. В бесстрастности им открывалась воля Божия. Естественно, такие сосуды благодати привлекали к себе внимание тех, кто искал пути к спасению. Зная, что этим духоносным подвижникам открыта воля Божия, многие просили у них руководства своей духовной жизнью, сознательно отказываясь от собственной воли. Но такое послушание имело одну важную для понимания исследуемого явления особенность: это было послушание не священнику, а простому монаху, имеющему особый дар духовничества . Древние монахи отказывались от принятия сана по той причине, что сан дает власть, а ее получение несовместимо с монашеской жизнью в покаянии и послушании. Поэтому монашеское руководство было руководством, в котором всячески избегали проявления власти. И полное и всецелое послушание такому старцу было застраховано от злоупотребления духовной властью.
Так и родилась эта практика полного послушания духовному старцу. О духовном насилии, о несвободе здесь не могло быть и речи, потому что старец своими советами и опекой только помогал своему послушнику взращивать в себе «нового человека». Такая работа была подобна работе садовника в уходе за садом. Она была органична -и рождала замечательные духовные плоды, которые и были свидетельством того, что такое послушание есть действительно исполнение воли Божией, а не воли человеческой.
Однако со временем таких бесстрастных наставников становилось все меньше, а опыт полного послушания, широко распространившись, постепенно обессмысливался, потому что из него исчезало главное: открытая духовному старцу воля Божия.
Святитель Игнатий Брянчанинов, проделавший огромную работу по изучению и осмыслению опыта пастырства и духовничества , считал, что подобное послушание возможно было только в древности. Но и в древности таковых старцев, писал он, «всегда было ничтожное число», «в наше же время» [середина XIX века] «богодухновенных наставников нет»1. (1 Сочинения епископа Игнатия: В 5 т. СПб., 1905. Т. 1. С. 274.)
Поэтому, остерегая всех тех, кто искал духовного руководства по образцу древнего старчества, он предлагал устроить современное ему духовничество следующим образом: «По учению отцов, жительство... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших братии; этот совет опять должно проверять по писанию отцов... Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности... Они предостерегают от учителей неискусных, чтобы не заразиться их лжеучением... Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (см.: 2 Фес. 2, 10-12)»1. (1 Цит. по: Осипов Л. И. Ищущему спасения. Свято-Успенская Почаевская Лавра; Житомир, 1997. С. 34-35. «Преподобный Симеон, — пишет святитель Игнатий, -жил в десятом столетии по Рождеству Христову, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздается голос Праведника в Святой Христовой Церкви о недостатке истинных, Духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда Святые Отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и Писаниями Отеческими» (Игнатии Брянчяниновв, свят. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 78-79).) И это написано в XIX веке, который дал Церкви целый сонм прозорливых старцев. Что же можно сказать о духовничестве в наше апостасийное время?
Но мы, начитавшись литературы об оптинских старцах, и сейчас ищем для себя духовников, которым можно было бы довериться в слепое послушание. Однако даже опыт послушания у оптинских старцев сильно отличается от древнего опыта. Древнее духовничество распространено было в среде монашествующих и было возможно только при совместном проживании старца и послушника. Оптинские старцы давали советы приходившим к ним мирянам; сама форма такого общения уже исключала жесткое, безоговорочное послушание. К тому же оптинские старцы были чрезвычайно осторожны в решении чьих-либо судеб: они часто оставляли выбор за духовным чадом. Так что у русских старцев мы наблюдаем не слепое копирование опыта древних отцов, а творческое его применение в соответствии с духовными потребностями новой эпохи. Древние старцы все без исключения обладали личной, а не священнической благодатью (они почти все были простыми монахами), они имели личный нравственно-духовный авторитет, — их духовничество носило харизматический характер, именно поэтому и послушание им было таким всецелым и беспрекословным. Причем такое всецелое послушничество никогда не навязывалось ими самими — его предлагали те, кто просил их руководства. Поэтому духовничество древних отцов коренным образом отличалось от современного. Когда же опыт древних отцов бел творческого осмысления переносят в другие условия, распространяя его чуть ли не на любого приходского священника, это приводит к результатам плачевным.
[Обновления: Чт, 18 Декабрь 2008 20:21] Известить модератора
|
|
|
|
|
Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: ВолГа - Пн, 15 Декабрь 2008 20:50
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Юлия К - Вт, 16 Декабрь 2008 14:43
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Stellina - Вт, 16 Декабрь 2008 15:20
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: ВолГа - Вт, 16 Декабрь 2008 15:26
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Юлия К - Вт, 16 Декабрь 2008 17:22
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: НЮШЕЧКА - Вт, 16 Декабрь 2008 17:28
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Stellina - Вт, 16 Декабрь 2008 19:48
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Stellina - Вт, 16 Декабрь 2008 19:51
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Солана - Пн, 15 Декабрь 2008 20:59
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Солана - Пн, 15 Декабрь 2008 21:20
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: ВолГа - Пн, 15 Декабрь 2008 21:21
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: NEZP - Пн, 15 Декабрь 2008 21:22
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: НЮШЕЧКА - Вт, 16 Декабрь 2008 08:45
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Солана - Вт, 16 Декабрь 2008 09:02
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: НЮШЕЧКА - Вт, 16 Декабрь 2008 09:32
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Джен Эйр - Вт, 16 Декабрь 2008 09:29
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: Юлия К - Чт, 18 Декабрь 2008 10:48
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re:
От: NEZP - Чт, 18 Декабрь 2008 15:19
|
|
|
Re:
|
|
|
Re:
|
|
|
Re:
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: NEZP - Чт, 18 Декабрь 2008 19:36
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
|
|
|
Re: Ослушание духовного отца-это грех?
От: NEZP - Чт, 18 Декабрь 2008 20:19
|
Переход к форуму:
Текущее время: Пн дек 23 17:17:00 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02008 секунд
|