Начало » Женский форум » Христианка.ру » Как Вы молитесь?
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #80571 является ответом на сообщение #74819] |
Ср, 30 Апрель 2008 22:46 |
Nастурция
Сообщений: 43 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Немного написал(а) |
|
|
Христос воскресе!
Мы с мужем как поженились я стала ревновать: вот мы одно целое, а молимся отдельно, - стали молиться вместе. Вот что получилось: отвлекалась, когда его очередь читать так, что и сами "его" молитвы мимо проходили, а к тому же получалось: вот правило прочитали, а помолиться забыли, т.е. личного общения с Богом мало получалось, ведь часто хочется о чем-то своем воздохнуть. Теперь мы молимся отдельно, но никто уже не искушается друг на друга.
К сожалению утреннее правило читаю только, когда еду куда-нибудь, а дома детки сразу наваливаются не успеешь глаза открыть. Вообще молиться стала меньше и тяжелее себя заставить, а причин для самооправдания прибавилось
[Обновления: Ср, 30 Апрель 2008 22:47] Известить модератора
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #80578 является ответом на сообщение #75080] |
Ср, 30 Апрель 2008 23:12 |
Nастурция
Сообщений: 43 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Немного написал(а) |
|
|
Солана писал(а) Втр, 15 Апрель 2008 22:45]:
Я принципиально молюсь просто, своими словами, кроме "Отче наш", конечно... Потому что смысла другой молитвы не понимаю и не чувствую. И в церковь хожу редко тоже не то, чтобы от физической лени, а потому что меня туда редко тянет. А из-под палки я ничего и никогда не делаю...
Солана, простите за нескромность, как же без храма-то? Да и молитва принципиально только своими словами, - это протестантизмом попахивает.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #81799 является ответом на сообщение #74819] |
Вт, 06 Май 2008 15:17 |
Серафима
Сообщений: 24 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
Девочки здравствуйте!
По поводу нет сил и механического вычитывания - бывает соберешь всю волю в кулак, думаешь ну хоть так а прочитаю. Читаешь, читаешь и вдруг сердце как будто бы без твоего ведома откликается на какое то слово или мысль(может быть единожды во всем правиле). Раньше ты никогда на этом акцент не делала. Знаете как маленькое чудо.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #81804 является ответом на сообщение #74819] |
Вт, 06 Май 2008 15:23 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Девочки, хочется нам из-за гордости чувственной ,сердечной молитвы - общения с Богом. Но это же милость БОжия - нельзя ее требовать, можно только ждать. Надо молиться, даже когда камень на сердце, потому что это защита наша. Запустишь правило ,так бесы облепят со всех сторон - не заметно и раздражение, и черствость, и гордыня - все вернется. Они ведь тут как тут, да еще семь злейших себя с собой прихватывают.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #82044 является ответом на сообщение #81804] |
Ср, 07 Май 2008 09:39 |
Чайный куст
Сообщений: 2894 Зарегистрирован: Сентябрь 2007 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Natalia писал(а) Втр, 06 Май 2008 15:23Девочки, хочется нам из-за гордости чувственной ,сердечной молитвы - общения с Богом. Но это же милость БОжия - нельзя ее требовать, можно только ждать. Надо молиться, даже когда камень на сердце, потому что это защита наша. Запустишь правило ,так бесы облепят со всех сторон - не заметно и раздражение, и черствость, и гордыня - все вернется. Они ведь тут как тут, да еще семь злейших себя с собой прихватывают.
Наталья, это ты точно сказала. Когда забываешь помолиться утром(или когда лень) - сразу как-то по другому себя чувствуешь, как будто без защиты, а вечером если не помолишься- то кошмары снятся, или не выспишься, может, это мне как напоминаение такое, чтобы я не ленилась молиться, и не придумывала себе оправданий
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83155 является ответом на сообщение #74819] |
Сб, 10 Май 2008 21:30 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
Девочки!
Простите, просто у меня ум за разум зашел...
Правило из чего состоит?
У меня есть несколько молитвенников,
и в них разное число молитв...(утренние и вечерние молитвы)
начало и окончание одинаковое,
но вот ПРАВИЛОМ что считается!!!
Что туда должно входить? Или сам решаешь?
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83272 является ответом на сообщение #83155] |
Вс, 11 Май 2008 16:31 |
Ольга А.М.
Сообщений: 1167 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Я думаю,что лучше всего поговорить с духовником или батюшкой,у которого вы постоянно исповедуетесь.Нам в воскресной школе батюшка говорил,что с правилом есть опасность двоякая-очень много наберешь-рано или поздно всё бросишь-просто надорвешься и впадешь в уныние,мало-расслабишься и вообще ничего не будешь делать.правило нужно выяснять опытным путем,так сказать.
Странно,но я не сталкивалась с с разным количеством молитв в правиле.У вас современные молитвословы?
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83277 является ответом на сообщение #74819] |
Вс, 11 Май 2008 17:32 |
Эсмеральда
Сообщений: 253 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Везде пишут, что утренние-вечерние молитвы должны занимать в среднем минут 15, но вот мне, что б хорошо прочесть правило надо минут 40 не меньше, и я либо сокращаю, либо читаю быстро, а чаще всего вообще не читаю
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83279 является ответом на сообщение #83272] |
Вс, 11 Май 2008 17:55 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
Два молитвенника современных,
один - репринтное издание 1915г.
(покупала в храме, написано,
что по благословению патриарха Алексия II.),
но и в современных разное количество молитв....
Спасибо за совет, мне батюшка говорил, что через ступеньки скакать не стоит..., но я как то не уточнила...
(разговаривала на исповеди, а там не особенно много времени,
да и не там об этом уточнять),
просто я думала, что какие то правила есть общеупотребительные...
Вообщем нужно посоветоваться. Спасибо еще раз
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83557 является ответом на сообщение #83279] |
Пн, 12 Май 2008 18:04 |
Irkin
Сообщений: 1672 Зарегистрирован: Январь 2007 Географическое положение: Kiev
Карма: 0
|
Мне тут нравится Ирина Мартынюк |
|
|
Цитата: Да и молитва принципиально только своими словами, - это протестантизмом попахивает.
Ну что же, православие заключается в прочтении правильных слов молитв? Нет. Даже в молитвенниках некоторых написано: если душа желает молиться своими словами, то нужно отложить молитвенник...
2Солана.
Я долго не могла понять, почему я должна говорить с Богом чужими словами? Думала так до тех пор, пока слова молитвенника не стали моими собственными словами!
Мы молиться не умеем, вот молитвенник и пердназначен, чтобы мы научились молиться. Ведь в молитвы святых пропитаны их благоговейным и "правильным" отношением к Богу, вот и мы можем постепенно научится благоговению, молясь по молитвеннику. Всему свое время, это многовековой опыт Церкви, который себя оправдывает снова и снова. Уверенна, что вам все это дастся по вере.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #83951 является ответом на сообщение #74819] |
Вт, 13 Май 2008 21:11 |
Травинка
Сообщений: 148 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Ленинградска...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Я до недавнего времени читала правило. Читала не целиком. Начало до "Отче наш" и, потом середину пропускала и читала конец - от молитвы своему святому.
Не скажу, что читала 100 % регулярно, но старалась.
А недавно была 1 раз на причастии, и вот после причастия батюшка сказал взять себе маленькое правило. Всего 2 молитвы.
Я сначала подумала, что как то мало, буду молиться по-прежнему.Хоть и не всё правило. но и не 2 молитвы.
И вот знаете прям не получаецца у меня.
Нет молитвенного настроения и всё тут.
Вот и не знаю: то ли действительно всего 2 молитвы читать, а толи на меня лень напала и надо без всяких отговорок её побеждать.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #84029 является ответом на сообщение #83951] |
Ср, 14 Май 2008 09:19 |
Masca76
Сообщений: 1203 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Травинка, не надо ждать молитвенного настроение, это - дар Божий. А мы можем только трудиться и заставлять себя, когда нет настроения.
На мой взгляд, надо в этом случае читать так, как сказал батюшка - всего 2 молитвы, но регулярно.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #84932 является ответом на сообщение #84029] |
Пт, 16 Май 2008 22:12 |
нарцисс
Сообщений: 91 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Немного написал(а) |
|
|
А у меня такое искушение,до еды помолюсь а, после всегда забавыю поблагодарить,вспоминаю современем и начинаю благодарить.Вот растяпа.
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #85321 является ответом на сообщение #74819] |
Пн, 19 Май 2008 09:54 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Девочки решила разместить тут некоторые мысли митрополита Антония Сурожского.У него есть много всего по молитве и очень актуально для нас. Есть у него статья "Богомыслие и молитва" Я выделила от туда все про молитву:
"Практически богомыслие и молитву часто смешивают, но в этом нет опасности, если богомыслие перерастает в молитву. Опасность возникает только тогда, когда молитва перерождается в размышление. Богомыслие и означает прежде всего размышление, – размышление, предметом которого является Бог. Если, размышляя, мы постепенно все глубже проникаемся духом молитвенного богопоклонения, если присутствие Божие становится достоверным и мы видим, что действительно пребываем с Богом, и если от размышления мы постепенно переходим к молитва, все правильно; но никогда нельзя допускать обратного процесса, и в этом смысле между богомыслием и молитвой существует четкое различие.
Главное отличие богомыслия от нашего обычного беспорядочного мышления заключается в ясности, стройности: богомыслие должно быть аскетическим упражнением в трезвении ума. О том, как люди обычно думают, Феофан Затворник говорит, что мысли толкутся в нашей голове подобно стае мошек, однообразно, беспорядочно, бестолково и бесплодно.
Первое, чему следует научиться, какой бы предмет для размышления мы ни избрали, это следовать определенной линии. Как только мы начинаем думать о Боге, о вещах божественных, обо всем, что составляет жизнь души, возникают побочные мысли; со всех сторон мы видим столько возможностей, столько интересного и содержательного; но мы должны, избрав предмет размышления, отказываться от всего, кроме избранной темы. Это единственный способ удержать течение мыслей в одном направлении, так, чтобы они могли углубиться.....Нам очень часто выпадает время, которое можно использовать на размышление; в нашей повседневной жизни столько случаев, когда нам нечего делать, кроме как ждать, и если мы дисциплинированы – а это также составляет часть нашего духовного воспитания, мы сумеем быстро сосредоточиться и тотчас фиксировать свое внимание на предмете нашего размышления, нашего богомыслия. Мы должны учиться этому, принуждая свои мысли собираться в одном фокусе, отключаясь от всего прочего. Вначале будут вторгаться посторонние мысли, но если мы неизменно каждый раз будем отгонять их, они в конце концов оставят нас в покое. И только когда благодаря тренировке, упражнению, навыку мы станем способны сосредотачиваться глубоко и быстро, мы сможем продолжать жизнь в состоянии собранности, независимо от того, что мы делаем. Однако замечать присутствие посторонних мыслей – значит уже достигнуть какой-то степени собранности. Мы можем находиться в толпе, быть среди людей и в то же самое время оставаться совершенно одни, так что окружающее нас не затрагивает; от нас самих зависит допустить или не допустить, чтобы происходящее вне нас стало событием нашей внутренней жизни. Если мы допустим это, то наше внимание рассеется; если же не допустим, то можем в совершенном уединении и собранности пребывать в присутствии Божием, что бы вокруг нас ни происходило. У Аль Абсихи есть рассказ о сосредоточенности такого рода: домочадцы одного мусульманина должны были хранить почтительное молчание., когда приходил гость, но все знали, что могут шуметь сколько угодно в то время, как глава семьи молится, потому что в это время он ничего не слышит; однажды случилось даже так, что ему не помешал и пожар, вспыхнувший в его доме.
Бывает, что мы находимся в обществе людей, поглощенных горячим и безысходным спором. Мы не можем уйти, не вызвав еще большего беспорядка, но что мы можем, так это мысленно выключиться, обернуться ко Христу и сказать: “Я знаю, что Ты здесь, – помоги!” И просто оставаться со Христом. Если бы это не звучало так абсурдно, можно бы сказать: сделайте, чтобы Христос присутствовал среди спора. Объективно Он присутствует всегда, но есть разница между присутствием объективным и таким, когда актом веры мы вводим Его в определенную ситуацию. Сделать ничего нельзя, кроме того, чтобы сидеть в стороне и просто быть со Христом, предоставляя другим говорить. Его присутствие сделает больше, чем все, что мы могли бы сказать. И так, спокойно и в безмолвии оставаясь со Христом, мы неожиданно заметим, что можем время от времени сказать что-то существнное, что было бы невозможно в пылу спора.
Параллельно с дисциплиной умственной мы должны научиться иметь мирное тело. На всякую нашу психическую деятельность отзывается тело, и, с другой стороны, наше телесное состояние в известной степени определяет тип и характер нашей психической деятельности. В своих советах желающим приступить к духовной жизни Феофан Затворник говорит, что одно из непременных условий успеха – никогда не допускать телесного размягчения; будьте, как струна скрипки, настроенная на определенную ноту, без расслабления или перенапряжения; держите тело выпрямленным, плечи отведенными назад, посадка головы пусть будет свободной, все мышцы держите напряженными к сердцу....Бог всегда должен быть средоточием нашего внимания, ибо собранность наша может оказаться подмененной самыми различными путями: когда наша молитва вызвана глубокой скорбью, нам кажется, что все наше существо обратилось в молитву, и мы воображаем, будто пребываем в состоянии глубокой, подлинной молитвенной собранности, но это неверно, потому что средоточием нашего внимания был не Бог; им был предмет нашей молитвы. Когда мы затронуты эмоционально, посторонние мысли не возникают, потому что мы полностью поглощены тем, о чем молимся; и только когда мы переходим к молитве о другом человеке или другой нужде, наше внимание внезапно рассеивается; это означает, что не мысль о Боге, не ощущение Его присутствия было причиной такой сосредоточенности, а наше человеческое участие. Это не значит, что человеческое участие неважно, но это значит, что мысль о друге может сделать больше, чем мысль о Боге. А это очень серьезно.
Одна из причин, почему мы находим, что так трудно быть внимательными, заключается в том, что наш акт веры, когда мы утверждаем “Бог здесь”, слишком мало значит для нас. Мы мысленно сознаем, что Бог здесь, но не отзываемся на это физически так, чтобы сосредоточились и собрались в одном фокусе все наши силы, помышления, чувства и воля, чтобы мы обратились целиком во внимание. Если мы готовимся к молитве при помощи процесса воображения – “Христос здесь, вот каков Он, вот что я о Нем знаю, вот что Он для меня значит…” – то чем богаче образ, тем менее реально присутствие. Мы можем получить от этого помощь для некоторой эмоциональной сосредоточенности, но это не Божие присутствие, не реальное, объективное присутствие Бога.
Ранние Отцы и вся православная традиция учат нас, что мы должны усилием воли сосредоточиваться на произносимых словах молитвы. Мы должны произносить их внимательно, по существу, не стараясь вызвать никакого эмоционального состояния и предоставляя Богу пробудить в нас такой отклик, на который мы способны.
Святой Иоанн Лествичник предлагает простой способ научиться сосредоточенности. Он говорит: выбери молитву, “Отче наш” или любую другую, встань перед Богом, проникнись сознанием, где ты находишься и что делаешь, и внимательно произнеси слова молитвы. Через некоторое время заметишь, что мысли твои блуждают, тогда снова начни молиться с тех слов, которые последними произнес внимательно. Может быть, тебе придется сделать это десять, двадцать или пятьдесят раз; может быть, за время, отведенное для молитвы, ты сможешь произнести всего три прошения и дальше не двинешься; но в этой борьбе ты сумеешь сосредоточиться на словах, так, что принесешь Богу серьезно, трезвенно, благоговейно слова молитвы, в котоых участвует сознание, а не приношение, которое не твое, потому что сознание твое в нем не участвовало.
Иоанн Лествичник советует также читать избранную нами молитву не спеша, равномерно, достаточно медленно, чтобы заключить внимание в слова, но не так медленно, чтобы это упражнение стало скучным; и делать это, не стараясь испытать какие бы то ни было чувства, потому что цель наша – отношения с Богом: приходя к Богу, мы никогда не должны стараться выдавить из своего сердца какие-то эмоции; молитва – это констатация, все остальное зависит от Бога.
При таком методе обучения молитве отводится определенное время, и если молитва внимательна, то продолжительность этого времени значения не имеет. Если вы должны были прочитать три страницы молитвенного правила, а через полчаса увидите, что все еще читаете первые двенадцать слов, это, конечно, вызовет у вас чувство обескураженности; поэтому лучше всего иметь определенное время и держаться его. Вы знаете, каким временем располагаете, и у вас есть молитвенный материал, которым вы должны пользоваться; если вы будете бороться всерьез, то очень скоро заметите, что внимание стало покорным, ибо внимание гораздо больше поддается воздействию воли, чем мы думаем; и когда мы совершенно точно знаем, что ничего другого не остается, это должно быть двадцать минут, а не четверть часа, то просто продолжаем упорно бороться. Святой Иоанн Лествичник воспитал десятки монахов только этим простым методом: строго определенное время и беспощадное внимание – больше ничего.
Отца Иоанна Кронштадтского спросили, каким образом священники, несмотря на весь свой опыт, бывают рассеянными и допускают посторонние мысли даже при совершении литургии. Ответ был: “От нашего маловерия”. У нас недостаточно веры, если понимать веру вместе с апостолом Павлом как уверенность в невидимом (Евр. 11: 1). Но было бы ошибочно думать, что все рассеивающие мысли приходят из наших собственных глубин: это наша непрестанная внутренняя озабоченность, выступающая на поверхность, те самые мысли, которые обычно заполняют нашу жизнь; и единственный способ окончательно избавиться от недостойных мыслей – это коренным образом изменить все наше отношение к жизни. И снова, как пишет брат Лаврентий в восьмом письме, “единственный способ легко собирать свой ум во время молитвы и хранить его более спокойным – это не допускать его блуждать в другое время; ты должен строго держать его в присутствии Божием, и, привыкнув думать о Боге часто, ты найдешь легким удерживать свой ум спокойным во время молитвы, или, по крайней мере, возвращать его из его блужданий”.
До тех пор, пока нас глубоко затрагивают все будничные мелочи, мы не сумеем молиться от всего сердца; они всегда будут окрашивать течение наших мыслей. То же самое следует сказать о наших ежедневных взаимоотношениях с людьми: эти взаимоотношения не должны состоять только из пустой болтовни, но основываться на том, что в каждом из нас является существенным, иначе мы можем оказаться не в состоянии подняться на другой уровень, когда повернемся к Богу. Надо искоренять все незначительное и мелочное в себе и в своих отношениях с людьми и сосредоточиться на том, что сможем взять с собой в вечность.
Невозможно стать другим человеком сразу же с того момента, как мы начинаем молиться. Но, внимательно наблюдая за своими мыслями, можно постепенно научиться различать их ценность. Во время молитвы неудержимо прорываются те мысли, в которые мы бываем погружены в нашей повседневной жизни. Молитва, со своей стороны, изменяет и обогащает нашу повседневную жизнь, становясь основанием для новых и подлинных взаимоотношений с Богом и окружающими нас людьми.
В нашей борьбе за молитву эмоции не имеют почти никакого отношения к делу: принести Богу мы должны полную, твердую решимость быть верными Ему и устремленность к тому, чтобы Бог жил в нас. Мы должны помнить, что плоды молитвы – не то или иное эмоциональное состояние, но глубокое изменение всего нашего существа. Цель наша – стать способными стоять перед Богом, сосредоточиваться на Его присутствии, обращая к Нему все наши нужды, и принять от Него крепость, силу для того, чтобы воля Божия исполнилась в нас. Исполнение в нас воли Божией – единственная цель молитвы, а также и критерий истинной молитвы. Не мистические чувства, которые мы можем испытывать, и не эмоциональные переживания составляют достоинство молитвы. Феофан Затворник говорит: вы спрашиваете себя, хорошо ли я сегодня молился? Не старайтесь выяснить, насколько глубокими были ваши чувства или насколько вы углубились в понимание вещей божественных. Спросите себя: “Лучше ли я исполняю волю Божию, чем раньше?” И если вы можете ответить “да”, молитва принесла свой плод, если же нет, она не принесла плода, сколько бы понимания и чувства вы ни вынесли из времени, проведенного в присутствии Божием.
[Обновления: Пн, 19 Май 2008 10:00] Известить модератора
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #85642 является ответом на сообщение #85321] |
Вт, 20 Май 2008 13:24 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Мне показалось интересным, как митрополит Антоний Сурожский говорит о молитве за умерших. Вот выдержка из статьи "Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа":
"Многих смущает мысль о молитве за умерших; они недоумевают, в чем цель этой молитвы, чего мы надеемся достичь ею. Может ли участь умерших измениться оттого, что за них молятся, может ли молитва убедить Бога быть несправедливым и даровать им то, чего они не заслужили?
Влияние жизни каждого человека продолжается до Страшного суда, и вечная, окончательная участь человека определяется не только тем кратким временем, которое он прожил на земле, но также и результатами его жизни, ее добрыми или плохими последствиями. Те, кто, как плодородная земля, принял посеянное семя, могут оказать влияние на участь ушедших, молитвенно прося Бога благословить человека, преобразившего, изменившего их жизнь, давшего смысл их существованию. Обращаясь к Богу в акте непрекращающейся любви, верности и благодарности, они вступают в то вечное Царство, для которого нет границ времени, и могут влиять на участь и состояние ушедшего. Не несправедливости просим мы у Бога; мы молим Его не просто простить человека, несмотря на все, что он сделал дурного, но благословить его за то благо, что он сделал, о чем свидетельствуют другие жизни.
Наша молитва – это акт благодарности и любви постольку, поскольку наша жизнь есть продолжение чего-то, чем жил тот человек. Мы не просим Бога быть несправедливым и не воображаем, что у нас больше сострадания и любви, чем у Него; мы не просим Его быть более милосердным, чем Он был бы без нашей просьбы, но мы приносим на суд Божий новое свидетельство и молим, чтобы это свидетельство было принято и благословение Божие обильно низошло на того, кто так много значил в нашей жизни. И это важно понять: цель такой молитвы – не убедить Бога в чем-то, а принести свидетельство, что человек этот жил не бесплодно: не любя и не пробуждая любви.
Всякий, кто каким бы то ни было образом был источником любви, имеет защиту перед судом Божиим; но на оставшихся лежит долг принести свидетельство о том, что он для них сделал. И здесь снова дело не просто в доброжелательстве или эмоциях. Святой Исаак Сирин говорит: не своди свою молитву к словам, сделай всю свою жизнь молитвой к Богу. Поэтому если мы хотим молиться за своих усопших, жизнь наша должна подтверждать молитву. Недостаточно время от времени пробуждать в себе определенные чувства к ним и тогда просить Бога сделать что-то для них. Важно, чтобы каждое семя добра, правды, святости, посеянное ими, принесло плод, потому что тогда мы можем встать перед Богом и сказать: он посеял добро, в нем были качества, побуждающие меня поступать праведно, и эта частица добра не моя, а его, и, в каком-то смысле, она – его слава и искупление."
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #85853 является ответом на сообщение #85642] |
Ср, 21 Май 2008 10:18 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Мне понравилась беседа о. Алексея Уминского "Молитвенное правило" Буду по частям здесь выкладывать:
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО
С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как Господь повелел: Толцыте и отверзется вам.
Прп. Макарий Великий
Часто новоначальные люди задают такой вопрос: "А зачем я должен молиться чужими словами на незнакомом мне языке"? Вопрос, надо сказать, по существу. Действительно, почему, открывая молитвослов, мы читаем слова других людей, причем многие из них совсем непонятны. Молитвенное правило следует понимать, как способ приобретения молитвенного навыка. Правило - это выправление, исправление нашей духовной жизни, потому-то оно и необходимо, и в этом только его необходимость и состоит. Святитель Игнатий писал: "Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя бы и была богата мудростью этого мира. <…> Для вспомоществования младенческой душе святая Церковь установила молитвенное правило. Цель правила, доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, причем мыслей и чувств правильных, святых, Богу угодных". Часто мы машинально произносим слова молитвы, совершенно не осознавая, что мы с Богом разговариваем. А слово, это не пустой звук, оно живо и действенно. Когда человек приступает к Богу и начинает что-то говорить Ему - это великое дерзновение. Для того, чтобы сказать Богу слова, настоящие, искренние, живые слова, надо иметь для этого некое основание. Ведь пустые слова Богу не скажешь. Бессмысленными словами, которые ничего не весят, не стоят ничего, к Богу нельзя обращаться. Когда мы открываем молитвослов, там есть удивительные, правильные и простые слова: "Прежде, чем начинаешь молиться, постой немного, помолчи, сделай так, чтобы все твои душевные чувства успокоились, умирились, и тогда только из молчания произнеси: "Боже, милостив буди мне грешному", - представив себя сейчас перед Богом стоящим". Не Бога надо представить себе, потому что Бога не видел никто и никогда и представить Его невозможно, это ошибочное и опасное явление, когда человек, чтобы настроить себя на молитву, начинает представлять в уме образ Божий. Только себя можно представить перед Богом, и это и надо сделать - предстать перед Невидимым и Живым Богом, в присутствии которого ты находишься, и из этой глубины начать что-то говорить. А что ты можешь Богу сказать? А сказать-то нечего, кроме как: "Боже, милостив буди мне грешному". И поэтому, чтобы научиться с Богом разговаривать, Церковь предлагает нам молитвы, написанные святыми отцами. Их молитвы - это живые, от сердца исходящие слова, они их не придумывали специально для нас. Внутренний духовный инструмент святого человека настроен очень гармонично, поэтому их слова созвучны с Богом. Это была настоящая песнь духовная. Душа каждого человека подобна музыкальному инструменту, она всегда поет Богу. Человек так устроен Богом, чтобы всегда Его восхвалять, только наш инструмент расстроен, и движения нашей души всегда будут фальшью. Слушать это нельзя. А Господь нас терпеливо слушает. Мы так не умеем слушать друг друга, как Господь слушает нас. Но когда мы читаем, скажем, молитву Василия Великого, происходит нечто удивительное, - мы настраиваем инструмент своей души на очень высокий молитвенный лад, если мы эти слова, слова святых, произносим по-настоящему глубоко, пытаемся их в свое сердце принять, сделать их своими словами. Это очень и очень тяжело, это величайшее упражнение. Нет ничего более трудного, как говорят святые, чем молиться. Есть русская пословица о том, что две самые тяжелые вещи, это опекать престарелых, и молиться. Это значит, кровь проливать, и в том и в другом случае. Когда человек начинает свое молитвенное правило, это подобно настройке своего музыкального инструмента. Это происходит в течение многих-многих лет и не только молитвой. Человек настраивает себя и покаянием, и участием в богослужении, и добрыми делами. И тогда молитвенное правило приобретает некоторое качество, с течением времени слова, - Помилуй мя, Боже, - начинают звучать похоже на то, как их говорил царь-пророк Давид.
Путь к Богу - молитва. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно - и удобно наследуешь спасение.
Свт. Игнатий Брянчанинов
|
|
|
Re: Как Вы молитесь? [сообщение #86198 является ответом на сообщение #85853] |
Чт, 22 Май 2008 10:35 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Продолжаем чтение беседы о. Алексея Уминского "Молитвенное правило". Следующий кусочек:
Молитвенное правило должно нас исправлять, но оно не должно стать для нас препятствием к молитве. Мы вычитываем большое количество молитв, не понимая, что мы делаем, зачем это нужно, и тем самым не молитвенное правило становится необходимым для нас, а мы, по словам свт.Игнатия Брянчанинова, становимся рабами молитвенного правила. Исполнение правила, не осмысленного нами, не понятого, не воспринятого по мере наших духовных сил, приводит к тому, что то, что должно служить человеку для спасения, начинает служить ему для торможения и духовного умирания. Нельзя становится рабами некоего уставного обессмысленного содержания, иначе потеряешь всякую молитву. Для тех, кто отвергает опыт молитвы святых отцов, свт. Игнатий Брянчанинов достаточно жестко написал, что человек не должен молиться от себя. "Не дерзни произносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны. Они - произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв, и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься, и уже достиг некоей степени Богоугождения". А вот святитель Феофан Затворник пишет прямо противоположные вещи, что молиться только по молитвенному правилу это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. И это тоже совершенно верно. Неужели у нас совсем нет своих собственных слов для Бога? Если мы верим в Бога, как же мы можем только правилами ограничить свою молитвенную жизнь? Значит, мы должны одновременно идти и вторым путем, мы должны искать слов выражения своей духовной жизни, своей нужды в Боге. Для этого, собственно говоря, и существует духовная жизнь, чтобы у человека было о чем с Богом побеседовать. Но бывает, к сожалению, что прочитал человек утреннее правило и выдохнул облегченно, - можно о Боге до вечера не вспоминать. Это ужасно. Духовная жизнь, если она настоящая, живая, такова, что человек не может ни минуты не вспоминать о Боге. Он должен быть постоянно в общении с Богом, перед Богом все время ходить, спит он, говорит ли, что бы ни делал. Об этом Апостол Павел говорит: Молитесь непрестанно. Понятно же, что нельзя непрестанно читать правило, потом взять в руки акафист, псалтирь и так по кругу. Не об этом идет речь. Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он говорит, прежде всего, о состоянии человеческой души, о том, насколько его душа с Богом пребывает. Если у человека нет слов для Бога, это очень опасное явление. Это очень тревожно, если человек как бы живет духовной жизнью, исповедуется, причащается, посты соблюдает, а для Бога слов нет. Поэтому жизнь наша духовная, прежде всего, состоит в приобретении навыка молитвы. Цель молитвенного правила, чтобы желание молиться в человеке не преставало, чтобы молитва в нем присутствовала всегда, в любой форме, даже, когда она не выражается словами, есть и такая форма молитвы. Когда человек молится по настоящему, ему никакое молитвенное правило уже не нужно.
Всегда необходимо помнить, что нам нужно не только просто молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным.
Свт. Иоанн Златоуст
|
|
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вт дек 24 03:24:36 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02406 секунд
|