Начало » Общение » Задушевные беседы » За что канонизировали царскую семью?
За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:12 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Пожалуйста, вразумите кто-нибудь меня, за что канонизировали Николая II, его жену и детей? Неужели только за то, что их всех вместе расстреляли? Исторические события того времени (Распутин, расстрелы, Кровавое воскресенье, поведение Алисы) заставляют меня усомниться в их святости. Если честно, то я всё время пытаюсь зацепиться хоть за что-нибудь положительное и не вижу этого. Почему не канонизировали Марию Фёдоровну - мать императора? Она была достойной женщиной и правительницей. Ну, помогали они храмам (цари всё таки) - ну и что? Михаил Круг тоже помогал храмам, что ж его теперь канонизировать? И всех тех воров и преступников, которые сейчас помогают? Царь собственными руками и ещё по научению Алисы подписывал приказы о расстрелах, брата своего убил (хоть и случайно, ещё до восшествия на трон). А теперь они святые. Обьясните кто-нибудь.
|
|
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75546 является ответом на сообщение #75537] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:31 |
Gala
Сообщений: 2162 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Присоединяюсь к Наталье. Кто убил брата? Откуда у Вас информация о том, что св. Николай подписывал приказы под чутким руководством св. Александры? Вроде, никто из нас рядом не стоял и свечку не держал
[Обновления: Ср, 16 Апрель 2008 15:53] Известить модератора
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75547 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:32 |
натуля
Сообщений: 3596 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: ххххх
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 15:12Пожалуйста, вразумите кто-нибудь меня, за что канонизировали Николая II, его жену и детей? Неужели только за то, что их всех вместе расстреляли? Исторические события того времени (Распутин, расстрелы, Кровавое воскресенье, поведение Алисы) заставляют меня усомниться в их святости. Если честно, то я всё время пытаюсь зацепиться хоть за что-нибудь положительное и не вижу этого. Почему не канонизировали Марию Фёдоровну - мать императора? Она была достойной женщиной и правительницей. Ну, помогали они храмам (цари всё таки) - ну и что? Михаил Круг тоже помогал храмам, что ж его теперь канонизировать? И всех тех воров и преступников, которые сейчас помогают? Царь собственными руками и ещё по научению Алисы подписывал приказы о расстрелах, брата своего убил (хоть и случайно, ещё до восшествия на трон). А теперь они святые. Обьясните кто-нибудь.
Эта тема очень серьезная . Я очень боюсь, что обсуждение святости царственных страстотерпцев будет не всегда корректным.
Девочки, я вас прошу - осторожнее, пожалуйста.
[Обновления: Ср, 16 Апрель 2008 15:34] Известить модератора
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75552 является ответом на сообщение #75547] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:38 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Я бы на месте модератора тему закрыла сразу. Тут сейчас провокаторов налетит немеренно. В итоге похулять Царскую семью. Знаете слова из Евангелия: "Не бросайте бисера своего свиньям на поругание". Так вот тот самый случай.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75558 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:42 |
Tathy
Сообщений: 453 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 15:12Пожалуйста, вразумите кто-нибудь меня, за что канонизировали Николая II, его жену и детей? Неужели только за то, что их всех вместе расстреляли? Исторические события того времени (Распутин, расстрелы, Кровавое воскресенье, поведение Алисы) заставляют меня усомниться в их святости. Если честно, то я всё время пытаюсь зацепиться хоть за что-нибудь положительное и не вижу этого. Почему не канонизировали Марию Фёдоровну - мать императора? Она была достойной женщиной и правительницей. Ну, помогали они храмам (цари всё таки) - ну и что? Михаил Круг тоже помогал храмам, что ж его теперь канонизировать? И всех тех воров и преступников, которые сейчас помогают? Царь собственными руками и ещё по научению Алисы подписывал приказы о расстрелах, брата своего убил (хоть и случайно, ещё до восшествия на трон). А теперь они святые. Обьясните кто-нибудь.
Вы делаете подобные серьезные выводы на основе придумок автора художественного произведения?
Мириам, это роман. С известной долей художественного вымысла. Пикуль не архивист и не историк. У него вообще высшего образования не было. Да, собирал человек библиотеку, читал что-то по истории - но это было в советское время. Время усиленной антимонархистской пропаганды и перекраивания истории по своему усмотрению. Одним словом, доверия к Пикулю в таких серьезных вопросах нет
Георгий Александрович умел от туберкулеза. Этот факт не был опровергнут при эксгумации останков покойного, которые потревожили для отправки в США на медико-генетическую экспертизу, что потребовало уйму согласований и разрешений, учитывая причину (подтвердившуюся!) смерти. Информация - из интервью старшего прокурора-криминалиста Генпрокуратуры РФ.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75560 является ответом на сообщение #75552] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:43 |
IrinaS
Сообщений: 2224 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Мириам, при всем уважении к Пикулю, не стоит его "Нечистую силу" использовать таким образом. Это все равн что приравнивать Код да Винчи к Писанию. Ненадо закрывать тему, надо подождать компетентных людей, которые обьяснят. Или самим порыться в пероисточниках.
[Обновления: Ср, 16 Апрель 2008 15:44] Известить модератора
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75566 является ответом на сообщение #75544] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:48 |
мышь_рыжая
Сообщений: 454 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Мария |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 15:30В. Пикуль "Нечиста сила"
Пикуль - это все-таки не истина в последней инстанции, а художественное произведение. И книг и публикаций, опровергающих его роман немало (к сожалению, без подготовки не смогу дать ссылки).
К примеру, о нравственности Анны Александровны Вырубовой у Пикуля сказано предостаточно. В то же время (ну вот не помню где!) читала, что в эмиграции она прошла гинекологическую экспертизу, что-ли. Было дано мед. заключение о ее физиологической невинности.
Поди разберись, где она, правда-то?
А Вы читали что-нибудь про исцеления у мест погребения Царственных мучеников? Я сама нет, только слышала. Но, может, кто-нибудь поможет?
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75575 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 15:59 |
Солана
Сообщений: 7847 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва.
Карма: 0
|
Мне тут нравится Светлана |
|
|
Щас своё мнение скажу, и больше сюда ни ногой!
Значит так: 1. Сама лично считаю, что канонизировать не надо было. Объяснять не буду - долго и нудно.
2. Противореча своему же п.1, скажу, что обсуждать, стоило ли канонизировать того или иного Святого - неэтично.
Всё!
|
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75582 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:08 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Да вы тут меня все не поняли. Я вот хочу подходить к их иконе и понимать, что это святы мученики. Для этого прошу обьяснений. Закрыть тему проще простого. Можно вообще никаких тем не поднимать, только о том в чём лучше ходить в юбке или брюках. Но для меня вопрос открытым останется. А то, что Пикуль был неправ - так всё можно оспорить. Просто у меня есть ссылка на автора, который пишет негативно о них, дайте мне ссылку на авторов, которые пишут позитивно. А образование Пикуля тут ни при чем. Он просто на архивные источники опирается с долей художественной мысли. Я не претензии тут предъявляю, я обьянить прошу. Кто знает. Кто не знает - то не знает.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75585 является ответом на сообщение #75578] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:12 |
Masca76
Сообщений: 1203 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Хорошо бы кто-нибудь нашел ссылку на указ о канонизации. Там все очень понятно объяснено.
Канонизированы в лике страстотерпцев - не за праведную жизнь, а за мужественное, христианское терпение скорбей("страстей")и мученическую кончину. В этом мы должны брать с них пример.
Примерно так написано в определении Синода.
[Обновления: Ср, 16 Апрель 2008 16:17] Известить модератора
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75590 является ответом на сообщение #75585] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:16 |
Gala
Сообщений: 2162 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Masca76 писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:12Хорошо бы кто-нибудь нашел ссылку на указ о канонизации. Там все очень понятно объяснено.
Канонизированы в лике страстотерпцев - не за праведную жизнь, а за мужественное, христианское терпение скорбей("страстей")и мученическую кончину. В этом мы должны брать с них пример.
Примерно так написано в определении Синода.
Вот здесь есть http://www.rusk.ru/st.php?idar=200961
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75592 является ответом на сообщение #75582] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:17 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Месье Жильярд - учитель царевича Алексия. Прожил с ними всю жизнь царевича. Видел жизнь семьи изнутри. Писал только правду, даже неприглядную. Жильярд "Царь Николай II" Его права перед читателем ничуть не больше, чем у Пикуля. Можете оспаривать, если хотите.
Вы открыли провокационную тему. Вы должны понимать ,что обсуждение ее будет обязательно содержать сомнения, причастность, недоверие. Зайдите на сайты Православной церкви, там достаточно литературы. Может Вы не знаете ,что все книжные магазины Православной церкви переполнены книгами о Царской семье? Такое возможно, но я склонна думать что это не так.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75593 является ответом на сообщение #75566] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:17 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
мышь_рыжая писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 15:48Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 15:30В. Пикуль "Нечиста сила"
Пикуль - это все-таки не истина в последней инстанции, а художественное произведение. И книг и публикаций, опровергающих его роман немало (к сожалению, без подготовки не смогу дать ссылки).
Поди разберись, где она, правда-то?
А Вы читали что-нибудь про исцеления у мест погребения Царственных мучеников? Я сама нет, только слышала. Но, может, кто-нибудь поможет?
Про Пикуля я согласна. Возможно неудачные у него выводы. А вот о том, что иконы их мироточат - знаю. Вот и прошу меня вразумить, что да как.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75595 является ответом на сообщение #75590] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:19 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Gala писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:16Masca76 писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:12Хорошо бы кто-нибудь нашел ссылку на указ о канонизации. Там все очень понятно объяснено.
Канонизированы в лике страстотерпцев - не за праведную жизнь, а за мужественное, христианское терпение скорбей("страстей")и мученическую кончину. В этом мы должны брать с них пример.
Примерно так написано в определении Синода.
Вот здесь есть http://www.rusk.ru/st.php?idar=200961
Спасибо. Почитаю.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75599 является ответом на сообщение #75585] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:23 |
Татьяна Федотова
Сообщений: 338 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Испания
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Masca76 писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 14:12
Канонизированы в лике страстотерпцев - не за праведную жизнь, а за мужественное, христианское терпение скорбей("страстей")и мученическую кончину. В этом мы должны брать с них пример.
Примерно так написано в определении Синода.
Так же канонизировали и свв мучеников - за их стойкость в вере даже до смерти, а никак не за их жизнь. Как мы все знаем, многие из них были незадолго до своей кончины были ворами, блудниками и разбойниками
Других мучеников мучили именно потому, что они были христианами и именно для того, чтобы отреклись. Насколько я знаю, царскую семью отречься от православия не заставляли, да и не пытали специально… Хотелось бы увидеть текст указа о канонизации. Поищу. Присоединяюсь к Солане – дело сделано, кому не нравится – все равно его мнение ничего не изменит.
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75601 является ответом на сообщение #75592] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:25 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Natalia писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:17Месье Жильярд - учитель царевича Алексия. Прожил с ними всю жизнь царевича. Видел жизнь семьи изнутри. Писал только правду, даже неприглядную. Жильярд "Царь Николай II" Его права перед читателем ничуть не больше, чем у Пикуля. Можете оспаривать, если хотите.
Вы открыли провокационную тему. Вы должны понимать ,что обсуждение ее будет обязательно содержать сомнения, причастность, недоверие. Зайдите на сайты Православной церкви, там достаточно литературы. Может Вы не знаете ,что все книжные магазины Православной церкви переполнены книгами о Царской семье? Такое возможно, но я склонна думать что это не так.
Спасибо. Буду иметь в виду.Оспаривать скорее всего не буду, просто приму к сведению.
Книжек-то много, но они все разные. Вот в чём дело.А то, что тема такая щекотливая... ну, так чтож теперь. Разные вопросы у людей возникают.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75604 является ответом на сообщение #75601] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:30 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Страстотерпцы и мученики это не одно и тоже. Мученики погибали за веру ,Страстотерпцы - это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за веру, возможно даже от своих единоверцев — в силу их злобы, коварства, заговора.
Но здесь есть одно но - семью Николая II убили не единоверцы, ибо исторические факты подтверждают, что это не были русские православные христиане. Это обсуждается и возможно их когда -нибудь прославят как мучеников, а может и нет ,потому, что к их смерти были косвенно причастны разные люди.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75606 является ответом на сообщение #75600] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:31 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Masca76 писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:23
Вот здесь можно почитать, особенно предпоследний абзац
http://www.pravoslavie.ru/sobytia/sobor/juvenalij.htm
Вот это хорошая ссылочка.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75607 является ответом на сообщение #75601] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:32 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:25Natalia писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:17Месье Жильярд - учитель царевича Алексия. Прожил с ними всю жизнь царевича. Видел жизнь семьи изнутри. Писал только правду, даже неприглядную. Жильярд "Царь Николай II" Его права перед читателем ничуть не больше, чем у Пикуля. Можете оспаривать, если хотите.
Вы открыли провокационную тему. Вы должны понимать ,что обсуждение ее будет обязательно содержать сомнения, причастность, недоверие. Зайдите на сайты Православной церкви, там достаточно литературы. Может Вы не знаете ,что все книжные магазины Православной церкви переполнены книгами о Царской семье? Такое возможно, но я склонна думать что это не так.
Спасибо. Буду иметь в виду.Оспаривать скорее всего не буду, просто приму к сведению.
Книжек-то много, но они все разные. Вот в чём дело.А то, что тема такая щекотливая... ну, так чтож теперь. Разные вопросы у людей возникают.
Дорогая Miriam , Вы в самом первом сообщении выразили сомнение в их святости, даже не читая тех простых вещей. которые Вам здесь посоветовали. Как такое могло произойти?
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75617 является ответом на сообщение #75610] |
Ср, 16 Апрель 2008 16:40 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 16:33Ну, не знала я про такую книжку. Я вообще много чего не знаю в жизни вот и спрашиваю.
Сообщение свое первое перечитайте. Давайте будем честными - это не вопрос, а наезд. Ну ладно уже, что сделано, то сделано. Будьте внимательнее в следующий раз. Вопрос-то нешуточный.
|
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75635 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 17:21 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться...
Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.
Первое горе Аликс перенесла в шесть лет — от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс стала замкнутой, отчужденной, начала сторониться незнакомых людей; успокаивалась она только в семейном кругу. После смерти дочери королева Виктория перенесла свою любовь на ее детей, особенно на младшую, Аликс. Ее воспитание, образование отныне проходило под контролем бабушки.
Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей. В 1894 году, непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания.
Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья отца — Императора Александра III. Поездка в Крым осенью 1894 года не принесла ему облегчения, тяжелый недуг неумолимо уносил силы...
20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.
Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года. Наступившие затем дни семейного счастья вскоре сменились для нового Императора необходимостью принятия на себя всего бремени управления Российской империей.
Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку Наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров.
Впрочем, характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились.
Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум — он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. Но Цесаревича заслоняла мощная фигура Александра III. Николай Александрович своей мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами на многих производил впечатление человека, не унаследовавшего сильной воли своего отца.
Руководством для Императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести».
С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.
1896 год был ознаменован коронационными торжествами в Москве. Венчание на царство — важнейшее событие в жизни монарха, в особенности когда он проникнут глубокой верой в свое призвание. Над царской четой было совершено Таинство миропомазания — в знак того, что как нет выше, так и нет труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения, Господь... даст крепость царем нашим (1 Цар. 2,10). С этого мгновения Государь почувствовал себя подлинным Помазанником Божиим. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней.
К великой скорби Государя, торжества в Москве были омрачены катастрофой на Ходынском поле: в ожидавшей царских подарков толпе произошла давка, в которой погибло много людей. Став верховным правителем огромной империи, в руках которого практически сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, Николай Александрович взял на себя громадную историческую и моральную ответственность за все происходящее во вверенном ему государстве. И одной из важнейших своих обязанностей почитал Государь хранение веры православной, по слову Священного Писания: «царь... заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его всего сердца и от всей души» (4 Цар. 23, 3). Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь — Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Но эта радость была не без примеси горечи — заветным желанием Царской четы было рождение Наследника, чтобы Господь приложил дни ко дням царя, лета его продлил в род и род (Пс. 60, 7).
Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Казалось, начинается новая светлая полоса в их семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни. Страдания матери были особенно сильны...
Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20, .
Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли уже Императора и Императрицу. Специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь Императрица Александра молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы.
Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
В годы правления Императора Николая II сохранялась традиционная синодальная система управления Церковью, однако именно при нем церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.
Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили своего значения и до наших дней.
Но, несмотря на искреннее стремление Государя к I миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам. В 1904 году без объявления войны начала военные действия против России Япония — следствием этой тяжелой для России войны стала революционная смута 1905 года. Как великую личную скорбь воспринимал Государь происходившие в стране беспорядки...
В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Обстоятельством, постоянно омрачавшим жизнь Императорской семьи, была неизлечимая болезнь Наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. В сентябре 1912 года вследствие неосторожного движения произошло внутреннее кровотечение, и положение было настолько серьезно, что опасались за жизнь Цесаревича. Во всех храмах России служились молебны о его выздоровлении. Характер болезни являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни. Императрица хорошо понимала, что медицина была здесь бессильна. Но ведь для Бога нет ничего невозможного! Будучи глубоко верующей, она всей душой предавалась усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров, ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись, и это наполняло душу матери бесконечной скорбью. Она готова была поверить всякому, кто был способен помочь ее горю, хоть как-то облегчить страдания сына, — и болезнь Цесаревича открывала двери во дворец тем людям, которых рекомендовали Царской семье как целителей и молитвенников. В их числе появляется во дворце крестьянин Григорий Распутин, которому суждено было сыграть свою роль в жизни Царской семьи, да и в судьбе всей страны — но претендовать на эту роль он не имел никакого права. Лица, искренне любившие Царскую семью, пытались как-то ограничить влияние Распутина; среди них были преподобномученица Великая княгиня Елизавета, священномученик митрополит Владимир... В 1913 году вся Россия торжественно праздновала трехсотлетие Дома Романовых. После февральских торжеств в Петербурге и Москве, весной, Царская семья довершает поездку по древним среднерусским городам, история которых связана с событиями начала XVII века. На Государя произвели большое впечатление искренние проявления народной преданности — а население страны в те годы быстро увеличивалось: во множестве народа величие царю (Притч. 14, 28).
Россия находилась в это время на вершине славы и могущества: невиданными темпами развивалась промышленность, все более могущественными становились армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа — об этом времени можно сказать словами Писания: превосходство страны в целом есть царь, заботящийся о стране (Еккл. 5, . Казалось, что все внутренние проблемы в недалеком будущем благополучно разрешатся.
Но этому не суждено было осуществиться: назревала первая мировая война. Использовав как предлог убийство террористом наследника австро-венгерского престола, Австрия напала на Сербию. Император Николай II посчитал своим христианским долгом вступиться за православных сербских братьев...
19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну, которая вскоре стала общеевропейской. В августе 1914 года необходимость помочь своей союзнице Франции заставила Россию начать слишком поспешное наступление в Восточной Пруссии, что привело к тяжелому поражению. К осени стало ясно, что близкого конца военных действий не предвидится. Однако с начала войны на волне патриотизма в стране затихли внутренние разногласия. Даже самые трудные вопросы становились разрешимыми — удалось осуществить давно задуманное Государем запрещение продажи спиртных напитков на все время войны. Его убеждение в полезности этой меры было сильнее всех экономических соображений.
Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает различные секторы своей огромной армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы — одним словом, все, что играло роль в ведении этой грандиозной войны. Императрица с самого начала посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми — Великими княжнами Ольгой и Татьяной — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете, помня, что требует Господь любить дела милосердия (Мих. 6, .
22 августа 1915 года Государь выехал в Могилев, чтобы принять на себя командование всеми вооруженными силами России. Император с начала войны рассматривал свое пребывание на посту Верховного главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом: назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих (Иов 29, 25). Впрочем, Государь всегда предоставлял ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всех военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.
С этого дня Император постоянно находился в Ставке, часто вместе с ним был и Наследник. Примерно раз в месяц Государь на несколько дней приезжал в Царское Село. Все ответственные решения принимались им, но в то же время он поручил Императрице поддерживать сношения с министрами и держать его в курсе происходящего в столице. Государыня являлась самым близким ему человеком, на которого всегда можно было положиться. Сама Александра Феодоровна занялась политикой не из личного честолюбия и жажды власти, как об этом тогда писали. Единственным ее желанием было быть полезной Государю в трудную минуту и помогать ему своими советами. Ежедневно она отправляла в Ставку подробные письма-донесения, что хорошо было известно министрам.
Январь и февраль 1917 года Государь провел в Царском Селе. Он чувствовал, что политическая обстановка становится все более и более натянутой, но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет верх, сохранял веру в армию, положение которой значительно улучшилось. Это вселяло надежды на успех большого весеннего наступления, которое нанесет решительный удар Германии. Но это хорошо понимали и враждебные государю силы.
22 февраля Государь выехал в Ставку — этот момент послужил сигналом для врагов порядка. Им удалось посеять в столице панику из-за надвигавшегося голода, ведь во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога Своего (Ис. 8, 21). На следующий день в Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с подвозом хлеба, они скоро переросли в забастовку под политическими лозунгами — «Долой войну», «Долой самодержавие». Попытки разогнать манифестантов не увенчались успехом. В Думе тем временем шли дебаты с резкой критикой правительства — но в первую очередь это были выпады против Государя. Претендующие на роль представителей народа депутаты словно забыли наставление первоверховного апостола: Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2, 17).
25 февраля в Ставке было получено сообщение о беспорядках в столице. Узнав о положении дел, Государь посылает войска в Петроград для поддержания порядка, а затем сам отправляется в Царское Село. Его решение было, очевидно, вызвано и желанием быть в центре событий для принятия в случае необходимости быстрых решений, и тревогой за семью. Этот отъезд из Ставки оказался роковым. За 150 верст от Петрограда царский поезд был остановлен — следующая станция Любань была в руках мятежников. Пришлось следовать через станцию Дно, но и тут путь оказался закрыт. Вечером 1 марта Государь прибыл в Псков, в ставку командующего Северным фронтом генерала Н. В. Рузского.
В столице наступило полное безвластие. Но Государь и командование армией считали, что Дума контролирует положение; в телефонных переговорах с председателем Государственной думы М. В. Родзянко Государь соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок в стране. Ответ был: уже поздно. Было ли это так на самом деле? Ведь революцией были охвачены только Петроград и окрестности, а авторитет Царя в народе и в армии был еще велик. Ответ Думы ставил Царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными ему войсками — последнее означало гражданскую войну в то время, как внешний враг находился в российских пределах.
Все окружающие Государя также убеждали его в том, что отречение — единственный выход. Особенно на этом настаивали командующие фронтами, требования которых поддержал начальник Генерального штаба М. В. Алексеев — в войске произошли страх и трепет и ропот на царей (3 Езд. 15, 33). И после долгих и мучительных размышлений Император принял выстраданное решение: отречься и за себя и за Наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича. Государь покидал верховную власть и главнокомандование как Царь, как воин, как солдат, до последней минуты не забывая о своем высоком долге. Его Манифест — это акт высочайшего благородства и достоинства.
8 марта комиссары Временного правительства, прибыв в Могилев, объявили через генерала Алексеева об аресте Государя и необходимости проследовать в Царское Село. В последний раз он обратился к своим войскам, призывая их к верности Временному правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы. Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души Государя, его любовь к армии, вера в нее, был скрыт от народа Временным правительством, запретившим его публикацию. Новые правители, одни других одолевая, вознерадели о царе своем (3 Езд. 15, 16) — они, конечно, боялись, что армия услышит благородную речь своего Императора и Верховного главнокомандующего.
В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении, если первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, о Государе, памятующем слова Священного Писания: Ты избрал мя еси царя людем Твоим (Прем. 9, 7), то второй период — крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу...
Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, Государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней Императора. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя привлекает к себе внимание. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелое душевное мучение. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», — говорил Государь Генералу Д. Н. Дубенскому.
В самый день отречения, 2 марта, тот же генерал Шубенский записал слова министра Императорского Двора графа В. Б. Фредерикса: «Государю глубоко грустно, что его считают помехой счастью России, что его нашли нужным просить оставить трон. Его волновала мысль о семье, которая оставалась в Царском Селе одна, дети больны. Государь страшно страдает, но ведь он такой человек, который никогда не покажет на людях свое горе». Сдержан Николай Александрович и в личном дневнике. Только в самом конце записи на этот день прорывается его внутренне чувство: «Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»
Временное правительство объявило об аресте Императора Николая II и его Августейшей супруги и содержании их в Царском Селе. Арест Императора и Императрицы не имел ни малейшего законного основания или повода.
Когда начавшиеся в Петрограде волнения перекинулись и на Царское Село, часть войск взбунтовалась, и громадная толпа бунтовщиков — более 10 тысяч человек — двинулась к Александровскому дворцу. Императрица в тот день, 28 февраля, почти не выходила из комнаты больных детей. Ей докладывали, что будут приняты все меры для безопасности дворца. Но толпа была уже совсем близко — всего в 500 шагах от ограды дворца был убит часовой. В этот момент Александра Феодоровна проявляет решимость и незаурядное мужество — вместе с Великой княжной Марией Николаевной она обходит ряды верных ей солдат, занявших оборону вокруг дворца и уже готовых к бою. Она убеждает их договориться с восставшими и не проливать крови. К счастью, в этот момент благоразумие возобладало. Последующие дни Государыня провела в страшной тревоге за судьбу Императора — до нее доходили лишь слухи об отречении. Только 3 марта она получила от него краткую записку. Переживания Императрицы в эти дни ярко описаны очевидцем протоиереем Афанасием Беляевым, служившим во дворце молебен: «Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати Наследника. Перед иконою зажгли несколько тоненьких восковых свечей. Начался молебен... О, какое страшное, неожиданное горе постигло Царскую семью! Получилось известие, что Государь, возвращавшийся из Ставки в родную семью, арестован и даже, возможно, отрекся от престола... Можно себе представить, в каком положении оказалась беспомощная Царица, мать с пятью своими тяжко заболевшими детьми! Подавив в себе немощь женскую и все телесные недуги свои, геройски, самоотверженно, посвятив себя уходу за больными, [с] полным упованием на помощь Царицы Небесной, она решила прежде всего помолиться пред чудотворною иконою Знамения Божьей Матери. Горячо, на коленях, со слезами просила земная Царица помощи и заступления у Царицы Небесной. Приложившись к иконе и подойдя под нее, попросила принести икону и к кроватям больных, чтобы и все больные дети сразу могли приложиться к Чудотворному Образу. Когда мы выносили икону из дворца, дворец уже был оцеплен войсками, и все находящиеся в нем оказались арестованными».
9 марта арестованного накануне Императора перевозят в Царское Село, где его с нетерпением ждала вся семья. Начался почти пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили размеренно — в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении и общении с родными людьми. Однако при этом жизнь узников подвергалась мелочным стеснениям — Государю было объявлено А. Ф. Керенским, что он должен жить отдельно и видеться с Государыней только за столом, причем разговаривать только по-русски. Караульные солдаты в грубой форме делали ему замечания, доступ во дворец близких Царской семье лиц воспрещался. Однажды солдаты даже отняли у Наследника игрушечное ружье под предлогом запрета носить оружие.
Отец Афанасий Беляев, регулярно совершавший в этот период богослужения в Александровском дворце, оставил свои свидетельства о духовной жизни царскосельских узников. Вот как проходила во дворце служба утрени Великой пятницы 30 марта 1917 года. «Служба шла благоговейно и умилительно... Их Величества всю службу слушали стоя. Перед ними были поставлены складные аналои, на которых лежали Евангелия, так что по ним можно было следить за чтением. Все простояли до конца службы и ушли через общее зало в свои комнаты. Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужением».
На следующий день вся семья исповедовалась. Вот как выглядели комнаты царских детей, в которых совершалось Таинство исповеди: «Какие удивительно по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно святых угодников. Перед иконостасом складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также Святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собой невинное, не знающее житейской грязи, чистое, непорочное детство. Для выслушивания молитв перед исповедью все четверо детей были в одной комнате...»
«Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной, — пишет отец Афанасий, — меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах».
Доброта и душевное спокойствие не оставляли Императрицу даже в эти самые трудные после отречения Государя от престола дни. Вот с какими словами утешения обращается она в письме к корнету С. В. Маркову: «Вы не один, не бойтесь жить. Господь услышит наши молитвы и Вам поможет, утешит и подкрепит. Не теряйте Вашу веру, чистую, детскую, останьтесь таким же маленьким, когда и Вы большим будете. Тяжело и трудно жить, но впереди есть Свет и радость, тишина и награда все страдания и мучения. Идите прямо вашей дорогой, не глядите направо и налево, и если камня не увидите и упадете, не страшитесь и не падайте духом. Поднимитесь снова и идите вперед. Больно бывает, тяжело на душе, но горе нас очищает. Помните жизнь и страдания Спасителя, и ваша жизнь покажется вам не так черна, как думали. Цель одна у нас, туда мы все стремимся, да поможем мы друг другу дорогу найти. Христос с Вами, не страшитесь».
В дворцовой Церкви или в бывших царских покоях отец Афанасий регулярно совершал всенощную и Божественную литургию, за которыми всегда присутствовали все члены Императорской семьи. После дня Святой Троицы в дневнике отца Афанасия все чаще и чаще появляются тревожные сообщения — он отмечает растущее раздражение караульных, доходящих порой до грубости по отношению к Царской семье. Не остается без его внимания и душевное состояние членов Царской семьи — да, все они страдали, отмечает он, но вместе со страданиями возрастали их терпение и молитва. В своих страданиях стяжали они подлинное смирение — по слову пророка: Скажи царю и царице: смиритесь... ибо упал с головы вашей венец славы вашей (Иер. 13, 18).
«...Ныне смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в ее славное будущее, коленопреклоненно, взирая на крест и Евангелие... высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни и, повергаясь в прах пред величием Царя Небесного, слезно просит прощения в вольных и невольных своих прегрешениях», — читаем мы в дневнике отца Афанасия Беляева.
В жизни Царственных узников тем временем назревали серьезные изменения. Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности Императора, но несмотря на все старания обнаружить хоть что-то, порочащее Царя, ничего не нашли — Царь был невиновен. Когда невиновность его была доказана и стало очевидно, что за ним нет никакого преступления, Временное правительство вместо того, чтобы освободить Государя и его Августейшую супругу, приняло решение удалить узников из Царского Села. В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск — сделано это было якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой которых могла сделаться Царская семья. На деле же тем самым семья обрекалась на крест, ибо в это время дни самого Временного правительства были сочтены.
30 июля, за день до отъезда Царской семьи в Тобольск, была отслужена последняя Божественная литургия в царских покоях; в последний раз бывшие хозяева своего родного дома собрались горячо помолиться, прося со слезами, коленопреклоненно у Господа помощи и заступления от всех бед и напастей, и в то же время понимая, что вступают они на путь, предначертанный Самим Господом Иисусом Христом для всех христиан: Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в темницы, и поведут пред правителей за имя Мое (Лк. 21, 12). За этой литургией молилась вся Царская семья и их уже совсем малочисленная прислуга.
6 августа Царственные узники прибыли в Тобольск. Первые недели пребывания в Тобольске Царской семьи были едва ли не самыми спокойными за весь период их заточения. 8 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, узникам позволили в первый раз отправиться в церковь. Впоследствии и это утешение крайне редко выпадало на их долю. Одним из самых больших лишений за время жизни в Тобольске было почти полное отсутствие всяких известий. Письма доходили с огромным опозданием. Что же касается газет, то приходилось довольствоваться местным листком, печатавшимся на оберточной бумаге и дававшим лишь старые телеграммы с опозданием на несколько дней, да и те чаще всего появлялись здесь в искаженном и урезанном виде. Император с тревогой следил за разверзавшимися в России событиями. Он понимал, что страна стремительно идет к гибели.
Корнилов предложил Керенскому ввести войска в Петроград, чтобы положить конец большевистской агитации, которая становилась изо дня в день все более угрожающей. Безмерна была печаль Царя, когда Временное правительство отклонило и эту последнюю попытку к спасению Родины. Он прекрасно понимал, что это было единственное средство избежать неминуемой катастрофы. Государь раскаивается в своем отречении. «Ведь он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови... Императору мучительно было видеть теперь бесплодность своей жертвы и сознавать, что, имея в виду тогда лишь благо родины, он принес ей вред своим отречением», — вспоминает П. Жильяр, воспитатель Цесаревича Алексея.
А между тем к власти в Петрограде уже пришли большевики — наступил период, о котором Государь написал в своем дневнике: «гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени». Известие об октябрьском перевороте дошло до Тобольска 15 ноября. Солдаты, охранявшие губернаторский дом, прониклись расположением к Царской семье, и прошло несколько месяцев после большевистского переворота, прежде чем перемена власти стала сказываться на положении узников. В Тобольске образовался «солдатский комитет», который, всячески стремясь к самоутверждению, демонстрировал свою власть над Государем — то заставляют его снять погоны, то разрушают ледяную горку, устроенную для Царских детей: над царями он издевается, по слову пророка Аввакума (Авв. 1, 10). С 1 марта 1918 года «Николай Романов и его семейство переводятся на солдатский паек».
В письмах и дневниках членов Императорской семьи засвидетельствовано глубокое переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишает Царственных узников силы духа, веры и надежды на помощь Божию.
«Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью (раз не в силах наших помочь). И Он спасет, долготерпелив и многомилостив — не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...
Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Я чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, — мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала... но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75693 является ответом на сообщение #75604] |
Ср, 16 Апрель 2008 19:15 |
|
admin
Сообщений: 997 Зарегистрирован: Октябрь 2010
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
аписываю, и всегда мурашки по коже бегут, когда Он (огонь) появляется!!!
Даже не могу представить, что чуствуют люди, которые там находятся!
Не знаю, правда это или нет, но говорят, что, когда Огонь не сойдет, то это предзнаменование конца света?
вроде так говорят...типо когда огонь не сойдет - начнется резня прямо у Гроба и тогда начнутся последние времена....
да, когда ждешь Бл.Огонь - удивительное чувство трепета..э
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75694 является ответом на сообщение #75693] |
Ср, 16 Апрель 2008 19:17 |
Lasto4ka
Сообщений: 749 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится Ольга |
|
|
Алексей писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 19:15Церковью со времен взятия Константинополя специально введен чин святости новомучеников. Означает он то, что люди причисленные к этому лику твердо решили и по благодати Божией исполнили желание умереть за Царя.
Следует отметить, что народ наш много прочитал всякой хулы и прочего всякого го.. поэтому и возникают такие хульные вопросы. Царь Николай II канонизирован РПЦз и РПЦ, поэтому многие заткнулись и признали что на него долго клеветали. Больше выливают свою злобу на другого Царя Иоанна IV местночтимого святого Московской епархии, за которого не вступается МП. Кстати, когда владыко Мелхиседек сделал Царя Николая II, местночтимым святым екатеринбургской епархии, в некоторых кругах сильно разозлились и он (архиепископ) лишися кафедры.
Иоанна IV - это Грозного??
|
|
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75710 является ответом на сообщение #75693] |
Ср, 16 Апрель 2008 19:59 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Алексей писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 17:15Церковью со времен взятия Константинополя специально введен чин святости новомучеников. Означает он то, что люди причисленные к этому лику твердо решили и по благодати Божией исполнили желание умереть за Царя.
Следует отметить, что народ наш много прочитал всякой хулы и прочего всякого го.. поэтому и возникают такие хульные вопросы. Царь Николай II канонизирован РПЦз и РПЦ, поэтому многие заткнулись и признали что на него долго клеветали. Больше выливают свою злобу на другого Царя Иоанна IV местночтимого святого Московской епархии, за которого не вступается МП. Кстати, когда владыко Мелхиседек сделал Царя Николая II, местночтимым святым екатеринбургской епархии, в некоторых кругах сильно разозлились и он (архиепископ) лишися кафедры.
Кто бы что бы не думал, но раз есть решение патриархата, его надо уважать. С мнением церкви спорить нельзя. Мне лично все равно, канонизировали его или нет, наш царь, слава Богу, жив, здоров, и в политике активен...Но если я хожу в церковь МП, я должна считать Романовых как святых. Мнение церкви-однозначно, и спорить с ним нельзя.
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75712 является ответом на сообщение #75710] |
Ср, 16 Апрель 2008 20:06 |
натуля
Сообщений: 3596 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: ххххх
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 19:59Алексей писал(а) Срд, 16 Апрель 2008 17:15Церковью со времен взятия Константинополя специально введен чин святости новомучеников. Означает он то, что люди причисленные к этому лику твердо решили и по благодати Божией исполнили желание умереть за Царя.
Следует отметить, что народ наш много прочитал всякой хулы и прочего всякого го.. поэтому и возникают такие хульные вопросы. Царь Николай II канонизирован РПЦз и РПЦ, поэтому многие заткнулись и признали что на него долго клеветали. Больше выливают свою злобу на другого Царя Иоанна IV местночтимого святого Московской епархии, за которого не вступается МП. Кстати, когда владыко Мелхиседек сделал Царя Николая II, местночтимым святым екатеринбургской епархии, в некоторых кругах сильно разозлились и он (архиепископ) лишися кафедры.
Кто бы что бы не думал, но раз есть решение патриархата, его надо уважать. С мнением церкви спорить нельзя. Мне лично все равно, канонизировали его или нет, наш царь, слава Богу, жив, здоров, и в политике активен...Но если я хожу в церковь МП, я должна считать Романовых как святых. Мнение церкви-однозначно, и спорить с ним нельзя.
Так точно.
|
|
|
|
Re: За что канонизировали царскую семью? [сообщение #75774 является ответом на сообщение #75528] |
Ср, 16 Апрель 2008 22:03 |
anytkiny_glazki
Сообщений: 107 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Россия.Екатер...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Я очень люблю ЦАРСКУЮ СЕМЬЮ,
Они мне очень поиогают,когда я Кним обращаюсь и видела множество кот.,получили просимое.
Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова "Дивный Свет" Дневниковые записи,переписка ,жизнеописание и "О браке и Семейной жизни" .
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс ноя 10 22:49:16 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.03026 секунд
|