Начало » Общение » Задушевные беседы » "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофитство
"Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофитство [сообщение #54517] |
Вс, 24 Февраль 2008 15:41 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Цитата:Кто такой неофит? Это новообращенный, новичок. Почему существует так называемый феномен "неофитства" (в данном контексте - духовного инфантилизма), о котором говорят и некоторые священники, и Вы?
Попытаюсь ответить, кратко изложив свою позицию по этому вопросу.
Дело, как мне предстваляется в том, что многие люди, испытав некоторый катарсис, покаяние и обновление, обретя веру В Бога, останавливаются на этой ступени, выделяя для "церковной жизни" определенное время и место. Делят жизнь на "мирскую" (семейную, профессиональную, общественную) и "церковную" (или духовную). В "мирской", своей обычной жизни, действуют согласно здравому смыслу, накопленному жизненному опыту, интуиции и т.п., а в храм приходят помолиться, "испытать умиление", "получить благодать" и т.д. То есть, никакой целостности (исцеленнности) не возникает, человек не становится после покаяния и обретения веры верным воином Христовым, не растет "в меру возраста Христова", не становится зрелой личностью, человеком, участвующим в несении мировой скорби (термин И.А.Ильина), сознательно раскрывающим свой "логос" (замысел Божий - термин преп.Максима Исповедника) в мире и Истории и берущим на себя всю ответственность за свои деяния, мысли и поступки.
Помните выражение - "вечный студент", то есть человек, неспособный к семейной жизни, к постоянным усилиям и концентрации жизненной энергии, склонный к непостоянству и перемене рода занятий. Вот и "вечный неофит" в духовном смысле есть нечто подобное. Он не растет, не развивается. Его привлекает скорее психологическая и эмоциональная составляющая религиозных переживаний, ему свойственны различные экзальтации, "умиления", интерес к "чудесам", "старцам", ко всей церковной и околоцерковной атрибутике. Ему свойственна не целостность духа, миросозерцания и воли, творящего акта, а полная раздробленность, фрагментарность представлений, ощущений, и противоречивость убеждений и действий. Причем собственную незрелость и инфантильность "вечный неофит" ни за что не признает, со знанием дела и безапелляционностью выносит определения, утверждения по любым вопросам церковной, семейной и общественной жизни. Посмотрите на темы Форума. Неофиты (в обсуждаемом смысле этого слова) утверждают, что христиане не могут защищать свою Родину и свои святыни с оружием в руках, дескать, "Христос этому не учил"; неофиты обвиняют верных воинов Христовых в том, что они "не толерантны", "учиняют погромы", то есть, разгоняют силой тоталитарные сборища и псевдорелигиозные секты (а как поступали наши святые предки с теми, кто хулил Христа и Богородицу?!); неофиты осуждают патриотизм и превозносят индифферентность к ключевым идентитетам человека, определяющим его место в мире (космосе) и Истории (времени) - своему роду, своему народу, своей Родине, своей Церкви и т.д. Ничего в жизни не сделав, до крови и пота не подвизавшись, свою кровь не проливши, за ближняя своя живот не отдав, никакого серьезного СОБСТВЕННОГО жизненного опыта не имеючи - судят, вещают, советуют, обвиняют, то есть, находятся в прелести о самих себе, а на современном языке - демонстрируют свою духовную и душевную неадекватность.
"Сначала нужно БЫТЬ, потом - ДЕЙСТВОВАТЬ, и только потом, из собственного жизненного опыта, часто трудного и мучительного, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ", - вот девиз И.А. Ильина, рыцаря веры, как называли его современники. Надо сделать свою жизнь цельной, не разделенной на сегменты (вот семейная жизнь, здесь церковная жизнь, там моя профессиональная жизнь и т.д.) - а целостной, пронизанной лучом Божиим во всех своих содержаниях. Надо учиться не медитировать о Христе, не рассуждать об "истинах Православия", а жить Христом и своей жизнью свидетельствовать о Нем и истине Православия. Тогда неофитство будет только кратким периодом жизни в Церкви, как "курс молодого бойца" в армии, который заканчивается с первым реальным боем, с началом реальной службы и реальной ответственности.
Вот мои краткие соображения на эту тему. Они, конечно, не исчерпывающи, но главное, как я считаю, мне удалось сказать. Надо не говорить о вере, не цитировать бесконечно "правильные цитаты", а жить верой, жить в полную силу, совершать поступки и нести за них ответственность перед Богом и ближними. Только так младенец может стать мужем, вырасти "в меру возраста Христова".
[Обновления: Вс, 24 Февраль 2008 15:44] Известить модератора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54554 является ответом на сообщение #54553] |
Вс, 24 Февраль 2008 18:51 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Цитата:Исповедь религиозного фанатика
Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого "фанатизма".
А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик -- тот, кто думает: "Все погибнут, я один спасусь". А православный думает иначе: "Заповеди -- для меня одного, а остальных Господь помилует".
Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека -- и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.
Друзей остается все меньше. Что они могут сказать мне мудрого или нового? Единственный смысл -- если кто обличит. Один вот сказал не так давно: "Ты в последнее время сделался ужасно отвратительным типом. С тобой стало невозможно общаться". Он, наверно, имел в виду то чувство превосходства, с которым я громлю его буддистско-индуистские рассуждения и заявляю, что истина только в Православии. Таких откровенных людей очень мало. А что касается этого друга -- я же не могу согласиться с тем, что индуизм -- просто другой путь к истине, равнозначный христианству? Добрый он парень, но куда пойдет с такими рассуждениями?
Когда-то мне пришла в голову мысль относительно того, почему становятся фанатиками. Человек постепенно осознает, что он ничем не лучше других, может, даже хуже. Но вместо того, чтобы смириться с этим и начать работать над собой, он вдруг начинает превозносить такое качество, над которым работать и не нужно. И за счет этого выделяться среди людей. Например, националист начинает кичиться своей национальностью. Это объяснение на психологическом уровне. На духовном: сатана, внедряя в человеческий ум мысль об особенном значении какого-то человеческого качества, убивает двух зайцев: сеет ненависть между людьми и отклоняет их от покаяния.
Наша религиозность, принадлежность к определенной церкви действительно имеет особенное значение. Но беда в том, что я забываю: моя принадлежность к Православию определяется не только посещением служб и участием в таинствах, но и соблюдением заповедей. Прежде всего -- заповеди о любви и ограждающей ее заповеди о неосуждении.
Как принизить в своих глазах себя, не принижая своей веры? Хотелось бы получить ответ от церковных авторитетов, знающих ответ на такие вопросы.
Для себя пока решил следующее: раз не удается не мерить людей, пусть моим мерилом будет их любовь.
этот вопрос так и остался без ответа
|
|
|
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54580 является ответом на сообщение #54571] |
Вс, 24 Февраль 2008 19:42 |
Ёж-жка
Сообщений: 1871 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Горы. Уральск...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Людмила |
|
|
А я вроде-как всё поняла. По-крайней мере, по-своему поняла.
С недостатками окружающих нужно смириться (не со своими личными!), быть терпимее и добрее. Например, подруга Ваша любит болтать по телефону, надоедает Вам, жалуется на судьбу - ну это ж её недостаток. Приходится принимать её такой, какая она есть. И вообще она не злая и гостеприимная.
А по отношению к себе нужно быть более категоричным. Совесть всегда подскажет - я грешен в том-то и том-то, вот и не надо заглушать в себе голос совести.
Прежде нужно видеть любую малую соринку в своём глазу, а потом говорить о чужом бревне - если перефразировать известную поговорку.
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54611 является ответом на сообщение #54517] |
Вс, 24 Февраль 2008 20:39 |
Тома
Сообщений: 1502 Зарегистрирован: Январь 2007 Географическое положение: Одесса
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Наталья -дочь Миколы
...Ага..понравилось! Точно подмечено
..Хотя,можно так сказать,что первоначальное неофитство у меня прошло...вроде бы...
..И согласна со Священником Димитрием:
Цитата:..Нужно просто смириться. С самим собой, с окружающими, с их недостатками... Но не со своими грехами.
..Но у меня другое..мне не разрешают ходить в церковь...вообще...Муж,то есть не разрешает. Я как-то рассказывала об этом...На религиозные темы не говорю с ним ВООБЩЕ НИКОГДА. Хожу в церковь редко,когда он не знает..и детей также вожу на Причастие...невесело,я вам хочу сказать...
[Обновления: Вт, 29 Апрель 2008 16:12] Известить модератора
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54659 является ответом на сообщение #54517] |
Вс, 24 Февраль 2008 22:31 |
Солана
Сообщений: 7847 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва.
Карма: 0
|
Мне тут нравится Светлана |
|
|
А я никогда не была неофитом в этом смысле...
Я из глубокого Совка. Не было у нас ни Библии, ни Евангелия.
То есть буквально. Физически и технически не существовало.
Было любопытство к философии. Философия была марксистско-ленинская. И то хлеб. Я была круглой отличницей по ней.
Там среди прочего был и Гегель с его абсолютной идеей и мировым разумом. Показалось удивительно верным.
Дальше пыталась найти Мировой разум через научный атеизм. От противного.
То было хорошо, что, прежде, чем подвергнуть критике, там сначала рассказывали о критикуемой теме.Это было моё первое знание о Боге. Удивительно, но потом оказалось, что в принципе, там всё правильно передали...Странно, но научные атеисты о Боге всё знают...
Постепенно собралась библиотечка, которую храню трепетно до сих пор. Мой путь неофитства - через философию...
[Обновления: Вт, 26 Февраль 2008 08:05] Известить модератора
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54671 является ответом на сообщение #54517] |
Вс, 24 Февраль 2008 22:50 |
Татьяна Федотова
Сообщений: 338 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Испания
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Себя отношу к неофитам, так как приняла крещение 10 лет назад, с подачи мужа – «потомственного» верующего. Моя типичная советская семья даже в чем-то обиделась, но после пары задушевных бесед все помирились и решили не лезть своими сапогами в чужую душу. Когда моя мама к нам приезжала первое время в гости, я так пришибленно ей говорила, что, мол, не посидит ли она с малышом, так как мы в церковь ходим ежедневно (было такое золотое короткое время…). На что она мне просто заявила, что «у нас в стране свобода вероисповедания», и проблема исчезла сама собой. Вскоре, кстати, мама тоже окрестилась. Конечно, от крещения до «взрослого христианства» - как до Луны, но хочется надеяться, что сдвиги есть. Перед крещением я очень переживала – не чувствовала себя ни готовой, ни достойной… Но одна монахиня, к которой я обратилась за советом, мне сказала: «Девочка, представь, что ты – яблоко под Божьими лучами. Не спеши, созреешь, когда время придет – не все от тебя зависит». Трудно ли жить по заповедям – а то! Так порой хочется вернуться в Египет…
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54744 является ответом на сообщение #54671] |
Пн, 25 Февраль 2008 02:04 |
ELVY
Сообщений: 472 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Kiev
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Меня покрестили, когда мне было 9 лет. А осознанно к вере я пришла 5 лет назад, когда поняла, что двойная жизнь (в храме я одна, вышла за территорию, сняла платок и все - здравствуй я, другая) уродует мое существование и никак не приближает меня к Богу. Поначалу, я конечно засучив рукава, ревностно начала относится ко всему, что связано с внешней стороной православия -посты, вычитывание положенного количества молитв, обряды и т.д. И при этом меня жутко раздражали "инакомыслящие" родственники, окружающие. Периодически вступала в горячие споры о правильности моей веры и неправильности чужего образа жизни, которые обычно заканчивались плачевно. В тот период я наверное всех очень достала . А потом как то постепенно все начало меняться. И начало происходить это, когда я поняла и почувствовала, что только соблюдение всех внешних форм веры, по сути без изменения самой себя (любви к ближнему нет, все раздражают, все уроды - одна я святая и проч.), - это путь в "никуда", это подмена ценностей (ведь Христос приходил на землю не для того, чтобы я, приняв Его учения, терзала собственного мужа по поводу сьеденой им рыбки в пост).
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54822 является ответом на сообщение #54744] |
Пн, 25 Февраль 2008 13:40 |
Лесенька
Сообщений: 2700 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Я никогда не была неофитом. Наоборот, наверное... Когда я слышала от "истинно православных" о том, что люди других религий не спасутся, и вообще, нельзя с ними общаться, что нельзя радоваться, смеяться, а надо всегда ходить со скорбным и возвышенным выражением лица, когда я видела высокомерие неофитов и желание всех поучать - то меня это сначала отпугивало от Церкви. Но потом я познакомилась с верующими людьми, которые были светлыми и веселыми, и добрыми, и с юмором - и мне тоже захотелось обратиться к Церкви, стать лучше...
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #54835 является ответом на сообщение #54517] |
Пн, 25 Февраль 2008 14:08 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
по новоначалию, всегда хочется всех просветить и в первую очередь людей которые рядом, они ,конечно, сильно напрягаются, т.к. не понимают что от них хотят, получается, что я лезу к ним в душу, а как известно чужая душа - потёмки.
Ещё это происходит из за того, что обычно всегда, люди в первые годы обращения в христианство, прильщены диаволом, т.е. находятся в прелести, либо испытали такую благодать, что кроме Церкви и Бога, на время перестают ощущать присутствие реального мира, со всей его грязью., это (второе) со временем проходит, т.к. Господь потихоньку учит чеовека ходить без его помощи, т.е. как ребёнка, потихоньку отпускает.., а вот первое, может перейти в паранойю, слава Богу это скорее исключение, чем правило.
Конечно родных, не воцерковлённых людей, можно понять - жил рядом с ними человек, как все, и вдруг на тебе! , в один день стал совсем другим (выбрался из ямы греха, пускай только на время), трудно им сразу понять этого счастья для всех, а виной всему инерция, непросвещённость, лень, безверие, безумие..
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #55094 является ответом на сообщение #54517] |
Пн, 25 Февраль 2008 23:57 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
Меня всегда тянуло в Церковь! В принципе ничего удивительного, но нужно учесть, что у нас семья была сугубо не верующая!
В восьмом классе кто то принес Библию, и открыв ее под партой во время урока, я наткнулась на Нагорную проповедь, переписала молитву "Отче наш", и стала молится вечерами, Потом на долгие годы было затишье, я хотела креститься, но что то меня не допускало....
Покрестились с мужем, потом повенчались, потом потихоньку начали посты соблюдать
МНЕ ПОВЕЗЛО - по большей части меня поддерживали!!!!
Покрестилась сестра, папа!!!!, маму в том году отвела на исповедь и причастие!!!!!
Я к ним не лезла с проповедями, они сами подтянулись!
СОЛАНА! Моей первой книжкой (после Библии) по которой я хоть что либо узнала - был "Справочник атеиста"!
Книг других не достать было, а там вполне нормально излагались интересующие вещи!
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #55122 является ответом на сообщение #54517] |
Вт, 26 Февраль 2008 01:35 |
Сибирочка
Сообщений: 267 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Чита
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Кстати, тоже нравились книги по филососфии и атеистическая литература. Даже "Науку и Религию" выписывали. Но, почему-то Православие не показалось мне привлекательным. Больше к Востоку был интерес, даже к язычеству. А еще исторические романы нравились. Пожалуй, "Камо грядеши?" впервые заставил подумать о христианстве как о чем-то серьезном и не страшном. Приход в Православие был сознательным. И как альтернатива западным сектам и "нью эйдж", куда активно уходили друзья и старательно тянули за собой. Но неофитство мое связано скорее не с рвением проповедовать, а с незнанием многого - начиная от Библии, заканчивая поведением в храме, с отсутствием привычки к этой культуре. А среди православных мне лично не встречались люди, которые готовы были обратить в веру каждого, причем немедленно, даже пресловутые бабушки попадались спокойные и добрые. И тоже заметила, что мои родные приходили к вере своим путем, без какого-либо влияния с моей стороны.
|
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #55313 является ответом на сообщение #54517] |
Вт, 26 Февраль 2008 16:14 |
Татиана, Крым
Сообщений: 112 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: КРым
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Моего мужа, кстати, раздражало мое ношение платка. На встрече со схиархиманд Зосимой (Сокуром), Царство ему Небесное, попросила совета. Он мне сказал, в церкви одевай, выходишь - снимешь, а муж постепенно привыкнет. Привык. Постов не соблюдает, только перед Причастием, и хоть это бывает редко, но все же бывает.
К Церкви меня тянуло с детства, но мне не везло аж лет до 15, когда удалось побывать на Пасху. Почему не везло? Первый раз я увидела церковь в 3-ем классе, стало очень интересно, мы с подружкой решили зайти, но были в пионерских галстуках и нас вытолкали взашей ревностные бабушки. Еще пару попыток было примерно с таким же успехом,вплоть до вышеупомянутой Пасхи. Радостный настрой утром помню до сих пор.
|
|
|
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #71693 является ответом на сообщение #54517] |
Вт, 08 Апрель 2008 10:46 |
Уралочка
Сообщений: 116 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Екатеринбург
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Сложно прийти к мысли "все спасутся, я один могу погибнуть". Для неофита это не характерно, как правило, это сразу не дается, к этому нужно идти. Такие мудрые, мягкие, добрые мысли, какие читаем, например, у Феофана Затворника - это совсем другой духовный уровень, до него расти надо. Как ребенок растет. Для подростка тоже ведь часто характерен черно-белый взгляд на мир. Я не знаю, полетят ли в меня тапки, если я приведу статью, которую тут, может, уже приводили. Хорошая статья.
Георгий Дублинский
Осторожно: неофит!
Японская поговорка гласит: “Когда в семье рождается ребёнок, вся семья учится говорить”.
Перефразируя эту восточную мудрость, можно, к сожалению, сказать: “Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками”. Если сейчас эти строки читает один из таких близких, думаю, он со мною cогласится. Если же их читает один из таких христиан, то титула, меньшего, чем клеветник, я не получу. Не буду сочувствовать первому, мученики в сочувствии не нуждаются, не буду также оправдываться перед вторым (дело совершенно бесполезное и, кстати, небезопасное). Просто хочется поделиться теми мыслями, которые накопились за время моего “христианства”. Тем, кто удивится, что слово христианство я взял в кавычки, скажу, что раскавыченное оно больше подходит к святым, и пусть не обвиняют меня в смиреннословии.
Мы не обладаем Истиной: Истина обладает нами. Мы не знаем Бога лучше всех: мы знаем (должны знать), как лучше всех служить Ему, но никто не посмеет сказать о себе, что он служит Ему в духе и истине. И хотя Сурожский Митрополит - Антоний, развивая мысль английского писателя Клайва Льюиса, говорит о том, что сын, даже уйдя на сторону далече, всё равно остаётся сыном, и, что, следовательно, пусть даже мы плохие, но всё-таки христиане. Тем не менее евангельские слова не оставляют нам надежды на духовное сибаритство. Соль должна оставаться солью. Свет светом. Иначе и то и другое не будет иметь смысла, то есть, попросту не нужно. Недаром святитель Тихон Задонский посвятил свой огромный трёхтомный труд, который так и называется “Об истинном Христианстве”, именно тем, кто думает о себе, что он хороший христианин. Да и что такое всё Святоотеческое наследие, как не попытка остановить процесс обуевания соли и сохранить в целости хотя бы т немногие огоньки, тускло горящие в бездонной и безнадёжной темноте?
В христианстве я двенадцать лет. Много это или мало, не знаю. Для кого-то, может быть, и мало. Для меня порядочно, почти полжизни. За этот промежуток времени я прошёл разные стадии своего становления, как христианина. Не обошли меня и церковные болезни. Прошу меня правильно понять: я не хочу сказать, что моё нынешнее состояние можно охарактеризовать как состояние духовного здоровья. Надеюсь, что мой ум не настолько помутился, чтобы этого не понимать. Просто переболев какими-то церковными недугами, начинаешь их лучше видеть и замечать. Многие болезни, может быть, и не ушли, а только притаились, приняв другой облик. Грипп прошёл, но перешёл в осложнение. Пусть так. Но опыт болезни гриппом всё же остался, и хочется по этому поводу что-то сказать.
Но прежде о терминах. Все те духовные недуги, о которых ниже пойдёт речь, будут именоваться одним словом: неофитство. Может быть, это неправильно объединять недуги, имеющие различное происхождение, и течение. Наверное, это не научно. Но моя статья не научный трактат, а реакция живого организма на боль.
В Церкви сложилась традиция, согласно которой считается, что неофит это человек, не пробывший в Церкви десяти лет. Но дело вовсе не только во времени. Неофитом можно остаться на всю жизнь. Этот период можно сократить. Можно ли его миновать? Не знаю. Не уверен. По крайней мере, все мои знакомые, и я сам в первую очередь, прошли через этот отрезок времени, кажущийся тебе таким возвышенным и прекрасным. Прекрасным, потому что Господь подаёт новокрещенному, воцерковляющемуся человеку, по словам Макария Великого, залог Святого Духа. Но вот людям, окружающим нас в этот период нашего духовного младенчества, небо с овчинку кажется от напыщенных поучений, фарисейских молитвословий и совращений в Православие.
Когда мы говорим о болезнях, всегда подразумевается, что в нашей душе должны жить милосердие и сострадание. Эти чувства отсутствуют только у врача. Но это не значит, что у него их действительно нет. Врач без милосердия - вивисектор. Просто милосердие врача и милосердие обычного человека, разные вещи. То, что для нас является болью, для врача работа, предстающая перед ним нескончаемой вереницей задач, лёгких и сложных, интересных и не очень. Его милосердие заключается в том, чтобы решить их сколь можно быстро и с минимальными потерями. И если у нас разрывается сердце при виде страданий дорогого нам существа, врач себе этого позволить не может. Сердца не хватит.
Но сострадание и жалость к больным должны сочетаться в нас с разумной строгостью. Например, мы не должны разрешать ребёнку, больному ангиной, есть мороженое. Взрослому (тут запреты не властны) мы должны с участливостью напомнить, что если он болен, то ему нельзя делать то-то и то-то. Если он болен инфекционным заболеванием, то ему лучше не появляться среди здоровых людей. В конце концов, люди, больные психическими заболеваниями, и социально опасные, должны находиться, как это ни печально, в специализированных больницах. Можно много говорить о том, что сумасшедшие это несчастные люди. Кто-нибудь скажет, например, что они-то как раз и есть нормальные. А тех, кого мы, по установленному порядку, нормальными считаем, и надо запереть в сумасшедший дом. Но эти разговоры, в силу многих причин, будут бессмысленны. И обойтись без подобных лечебных заведений мы пока ещё не умеем.
Почему я заговорил о сумасшедших, и какая здесь связь с неофитством? К сожалению, самая прямая. Ибо нельзя назвать нормальным человека, который заявляет: “Это, мол, старцы помолились, чтоб телевидения у нас не было, потому что оно душу развращает, вот Останкинская башня-то и сгорела!”. То, что при этом заживо сгорели три человека, очевидно, и было результатом их благой молитвы. Или, например, такой пассаж. Женщина, не дочитавшая, может быть, до конца Новый Завет, но выучившая назубок "Добротолюбие", бросает малолетних детей, мужа и всю мирскую скверну, и отправляется (нередко по благословению) спасаться в какой-нибудь монастырь. Достаточно вспомнить о недавней истерии, развёрнутой вокруг пресловутых штрих-кодов. По этому вопросу было опубликовано постановление Священного Синода. Но решение Синода для наших православных не указ. Сразу усилился шёпот (он, собственно, никогда не умолкал) о том, что наши-то епископы, известное дело, экуменисты, еретики, разве можно их слушать? Настроения эти всячески распространяют и поддерживают так называемые старцы по монастырям и в миру.
Известный всему русскому православному народу архимандрит Иоанн (Крестьянкин), которого, думаю, можно с полным правом назвать истинным старцем, пишет: “Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют + N, запомни и уясни для себя волю Божию: Сыне, даждь Ми твое сердце не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят, что нет живой веры, нет доверия Богу”. Но даже мнение такого человека, как отец Иоанн, для неофитов ничто. На все доводы и аргументы у них имеется свой лом, против которого, как известно, нет приёма: А наш батюшка сказал – “У католичества есть синоним - пАпизм”. Боюсь, что православие нам скоро придётся назвать - пОпизм. И если у католиков мнение папы закон, то у нас на каждом приходе своё католичество в миниатюре.
Сумасшедших мы изолируем. Но неофитов не изолируешь. Они посреди нас. Вообще неофитство существует, сколько стоит Церковь. Даже можно сказать - неофитство старо, как мир. История сообщает нам немало фактов о неумеренно восторженных христианах, творящих вред себе и другим. Приведу всем известный пример. У некоего старца был ученик, который страстно возжелал мученичества. Напрасно старец вразумлял его: Пора мученичества прошла. Бог призывает тебя к другим подвигам. Ты только научись Его понимать. Тот и слушать не желал. Благослови на мученичество, и всё тут! Выбив из старца благословение, он пошел в пустыню, набрёл на сарацинов, и, не выдержав пыток, отрёкся от Христа.
Сама по себе восторженность неплоха. Но в духовной жизни она может быть страшна. Удивительное дело! Казалось бы, восторженность должна свидетельствовать о мягкости души человека. На мой взгляд, восторженный человек - это большой ребёнок. Мир для него удивителен и желанен, как подарок, поэтому он и вызывает у него восторг. Но душа неофита крепка, как гранит, и глуха, как гроб.
Английский писатель Честертон сказал о ком-то: “он был здоров душою, ибо знал скорбь”. Неофит душою болен, ибо не ведает скорбей. Он не ведает ни жалости, ни милости. Тот же Честертон в другом месте писал: “определить здоровую душу нетрудно: у такого человека трагедия на сердце и комедия на уме”. У неофита же не только нет трагедии в сердце. У него нет самого сердца. На все случаи жизни у него имеются расхожие правила, на любую человеческую боль прописные истины. Но его истина убивает, а не животворит, уводит в рабство, а не делает свободным. Сам неофит бодр и оптимистичен. Правда, его оптимизм за счёт других. Это оптимизм людоеда. Он построил из обрядов и закона высокий замок, и оттуда взирает на копошащихся червей. Очень хорошо об этой цитадели сказал священник Сергий Щукин: “Так легко навстречу мятущейся и кричащей от боли душе человека, живой и подвижной, выдвинуть стену закона, камень обряда и высоту отвлечённой истины, и отойти, и даже не смотреть, как будет биться душа о холодные, твёрдые камни. Обряд и закон удобнее, чем человек, он бесстрастны и безжизненны. Тогда нет нужды жалеть человека, уходящего от Церкви, тогда незачем считать себя ответственным за этот уход, тогда можно веровать в Бога и искренне считать себя христианином, не исполняя учения Господа”.
Напрасно неофитов иногда сравнивают с фарисеями. Фарисеи этого, право же, не заслужили. Если верить святителю Иоанну Златоусту, они даже способны к покаянию. Именно так он понимает приход фарисеев к Иоанну Крестителю. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Его обступала толпа фарисеев. И, помнится, ни один камень не полетел-таки в несчастную. Если бы Христа окружали неофиты, на женщину обрушился бы целый град камней. Фарисеи знали за собой тайные грехи, и слова Спасителя устыдили их.
Неофиты не имеют грехов. Не знаю, в чём они часами каются на исповеди. С уст их не сходят слова: простите меня, грешную “аз есмь пучина греха”. Но когда они узнают, что их ближний делает что-то, что не вмещается в их благочестие, они превращаются в того самого должника, который за свои сто динариев готов был задушить. “Как! Ты держишь дома собаку? Это же скверное животное! Тебе нельзя причащаться!” Знал бы Святейший Патриарх, у которого дома не одна, а целых две дворняжки, что причащаться ему нельзя! “Ты постоянно болеешь видно, у тебя много грехов. Тебе надо покаяться!” Я вполне готов предположить, что Книгу Иова они не читали, и о друзьях Иова они не слышали. Но о русских православных святых, которые болели всю жизнь и от слабости иной раз не могли пошевелить рукой, должны бы знать. По их логике Амвросий Оптинский и Игнатий Брянчанинов самые отъявленные грешники. Святитель Иоанн Златоуст в первой беседе о статуях приводит восемь (!) различных причин, по которым болеют христиане. Не худо бы с ними ознакомиться.
Какая бы давняя дружба не скрепляла вас с неофитом, если только неофит вообще способен к дружбе, всё рушится в один момент, когда он узнаёт о вас нечто. Это может быть всё, что угодно. От ношения платья с открытыми плечами до смотрения телевизора. Тогда вашу дружбу уже ничто не спасёт. Духовник, сам не так давно принявший не только священство, но и крещение, однако, всемогущий в своих глазах от сознания власти вязать и решить скажет, скорбно качая головой: “Надо бы вам прекратить общение”. Вот и всё. Напрасно приходил Христос. Напрасно Он собирал расточенная. Напрасно Он трудился. Горе-духовник всё разрушил в одно мгновение. Но для неофита он Бог. И слушаться его надо беспрекословно. Способен ли какой-нибудь грех привести неофита в чувство покаяния? Личный опыт общения с людьми подобного рода показывает, что, даже впадая в откровенные, грубые грехи, такие, как блуд, человек с подобным устроением души каким-то непостижимым образом умудряется оставлять за собой право осуждать других и даже имеет самодвижную Иисусову молитву. Такой человек бодр и весел.
В первые же дни своего христианства он овладевает благочестивым слэнгом, вроде “Ангела за трапезой!”, или “Спаси Господи!”. Помнится, одна девушка за столом попросила у соседа: “Благословите чайник!”. Через много лет я услышал фразу, которая могла бы послужить ей прекрасным ответом: “Благословляется и освящается чайник сей!”.
Неофит влюблён в себя. Он обожает свою праведность. Ко всему прочему, он - пророк. Да, да, он знает волю Божью! Это святые смиряли свою плоть, чтобы проснулся дух, умаляли свою волю, чтобы познать волю Божью. Для неофита всё гораздо проще. Воля Божья - это то, что он делает. Он никогда не скажет: прости, я тебя сильно подвёл из-за своей невнимательности. Нет - это воля Божья была мне проспать, поэтому я не успел, поэтому я опоздал на деловое свидание, поэтому я ничем не могу тебе помочь. Человек, которого при этом оставили в беде, думает, что это Бог его оставил. Немало нужно веры, чтобы понять, что оставил тебя не Бог, а равнодушный неофит. Все другие для неофита (если они не батюшки) - существа низшего сорта. А если уж этот другой не христианин, то это вообще даже и не человек, а так, грязь. Вспоминается рассказ из Патерика о том, как однажды Макарий Великий с учеником шел по пустыне. Ученик опередил Макария, и ему повстречался жрец местного языческого капища с вязанкой хвороста на плечах. В голове у ученика было всё в полном порядке, и поэтому он обратился к жрецу соответственно: “Куда идёшь, бес?”, за что и был крепко избит. Когда подошедший Макарий учтиво поздоровался со жрецом, тот удивлённо спросил: “Почему ты, будучи христианином, приветствовал меня? Тут проходил до тебя один, тоже христианин. Так он стал ругаться, и я избил его до полусмерти”. “Я вижу, ты добрый человек, и добро трудишься, только не знаешь, для чего ты это делаешь” ответил Макарий Великий. После этих слов жрец крестился и стал христианином. В жизни, к сожалению, нам чаще попадаются ученики, а не Макарии.
Есть также известный анекдот про то, как человек, умерев, попадает в загробный мир и Ангел ведет его по коридору мимо многочисленных дверей, по ходу кратко объясняя: здесь, мол, католики, здесь лютеране, там баптисты. Наконец, дойдя до одной двери, он прикладывает ко рту палец и шепчет: “Тс-с-с! Здесь православные!”. “А почему шёпотом?” - спрашивает его человек. “Они думают, что они тут одни”. Можно спорить о богословских и прочих достоинствах и недостатках этого анекдота, но одно в нём подмечено точно - неофиты не видят и не хотят знать никого, кроме себя, любимых.
Когда человек очень хорошо умеет что-то делать, ему легко возгордиться. Даже когда человек просто много знает, он не всегда бывает свободен от греха превозношения. Но то и удивительно, что неофит просто поражает своей безграмотностью. Да и зачем что-то знать - батюшки и так скажут всё, что надо. Мы без нашего батюшки, как слепые котята - говорит неофит, и вполне этим доволен. Церковное Предание совершенно безразлично ему. Напротив, предания живо интересуют его. Как бы чудовищно ни звучали любые апокрифы, они всегда находят благодарного слушателя. Однажды меня угостили яблоком. Я сердечно поблагодарил и хотел обтереть его (оно было всё в песке), но меня удержали от этого кощунственного шага. Ты что, этого нельзя делать! Это же песочек с могилки такой-то святой! Честно говоря, не помню дальнейшую судьбу этого яблока: по-моему, я всё-таки его помыл. Кроме яблок с песком неофиты едят и более экзотические вещи. Цветы, которыми украшается храм в праздники, особенно цветы, украшающие Плащаницу, алтарь, чудотворные иконы, уносятся домой, сушатся и поедаются, либо в натуральном виде, либо завариваются наподобие чая. Честное слово, я ничего не придумываю!
Иногда на неофита снисходит вдохновение, и он начинает выдумывать собственные каноны. Незадолго до Преображения я услышал следующее: “А груши до Преображения не едят!” Меня всегда живо интересовал этот вопрос, и я спросил: “А персики едят?” Последовала небольшая пауза. “Едят” - неуверенно ответили мне. “Почему же груши не едят?” - добивался я. И тут я услышал гениальную по своей дикости фразу: “Груши - семечковые, а персики – косточковые”. Такое вот ботаническое богословие! Можно было бы продолжать ещё, но, наверное, не стоит. Смеяться над этим, право же, грешно. Как ни печально, весь этот маразм не является изобретением одних лишь мирян. Священство тоже внесло сюда свою лепту.
Как я уже говорил, неофит любит играть в послушание. Монашескими книгами о послушании завалены все церковные лотки. Разгорячённый своими быстрыми успехами в церковной жизни христианин желает возлететь “во области заочны”. Напитавшись подобной литературой, которую в прошлом в монастырях старец-духовник не каждому монаху давал, подвижник принимается устроять у себя собственный Афон. Наместник одного из монастырей, тогда игумен, отец N рассказывал, как однажды он заметил, что у молодых ребят-послушников от чтения "Добротолюбия" начала ехать крыша. И тогда он посоветовал им почитать что-нибудь другое. В тот день знакомя художница-полиграфист подарила ему свою последнюю работу: иллюстрации к Винни-Пуху. Вот, почитайте это. Ребята опешили. И до какого места читать? спросили они, думая, что это розыгрыш. До ловли Слонопотама. Этого вполне хватит. Средство оказалось верным - крыша встала на место. В данном случае послушание сыграло свою добрую роль. Но не всем везёт с духовниками. Думаю, что значительная часть той дичи, которую доводится слышать, исходит именно от дурных духовников. И не обязательно такому духовнику быть молодым.
К сожалению, ни длинная белая борода, ни длительность пребывания в Церкви не являются гарантом духовной безопасности. Но это - тема для особого разговора. Церковные болезни тяжелы. Люди, ими болеющие, доставляют много скорбей окружающим и в первую очередь своим домашним. Людям, далёким от Церкви, они затрудняют дорогу в неё. Человек, искренне интересующийся религиозной жизнью, увидев такого святошу, по нему сделает заключение о всей Церкви. Конечно, можно ему долго объяснять (это очень убедительно делает диакон Андрей Кураев) что, как нельзя судить о Музыке по попсовым шлягерам, а о Живописи по комиксам, так и о Христианстве мы должны судить по христианским святым, а не по первому попавшемуся прихожанину. Можно говорить ему о том, что история Церкви бывает красивой только в плохих книжках. Что в жизни всё гораздо сложнее. Или наоборот проще. Но бывают такие встречи с восторженными христианскими пионерами, раны от которых очень долго не заживают.
Один знакомый художник рассказывал, как в двенадцать лет неподалёку от своего дома он рисовал храм. Благочестивые бабушки сломали его этюдник и вытолкали взашей с церковного двора. В следующий раз мой друг зашёл в церковь лишь через пять лет - так велик был его страх. Но, слава Богу, страх прошёл. А сколько людей, столкнувшись с душевной чёрствостью (а то и откровенным хамством!) православных христиан, уходят к баптистам, иеговистам, богородичникам. Или же просто делают вывод, что христианство, да и вообще все религии одно мракобесие. Мне бы не хотелось, чтобы у читателя возникло подобное ощущение от моей статьи. Да, повторяю, церковные болезни тяжелы. Но, наверное, всем необходимо ими переболеть.
Я знаю один город, где благодаря тамошнему благочинному весьма здоровый духовный климат. Человек переносит неофитскую болезнь в весьма облегченном виде и быстро выздоравливает. Так вот, хорошо это или, плохо? Не думаю, что очень хорошо. Христианин там похож на антарктического пингвина, не имеющего иммунитета, так как в Антарктике отсутствуют вирусы. Что будет с этим человеком, когда он столкнётся с неофитством во всём его великолепии, а он с ним не может не столкнуться? Христианин, выращенный в тепличных условиях, неморозоустойчив. Важно пройти через неофитство, но не задержаться в нём.
Честертон даёт замечательное, прямо-таки святоотеческое определение праведника: праведник строг к себе и снисходителен к другим. В пору духовного младенчества нам не всегда удаётся это понять. И поэтому со стороны неофитство так малопривлекательно. Но всем нам необходимо переболеть им. И от этого никуда не деться. В прошлые века в каком-то смысле было проще. Церковное Предание, живое и действенное, ограждало человека от излишнего ригоризма. Восторженность, по большей части, не переходила в сектантство, а благочестие в изуверство. Но так уж сложилось в нашей трагической российской истории, что тонкая грибница Церковного Предания после революции была вырвана. Нити, чудом сохранившиеся, восстанавливаются очень медленно и с трудом. В последние годы в Церковь влился невиданный поток людей. С одной стороны это замечательно. Гонимая Церковь на наших глазах возрождается из руин. Но с другой - Церковь сильно разбавили. Каждый человек, входя в неё, привносит свои страсти, своё греховное, ещё не преображённое Благодатью видение мира. И когда у церковного тела, ослабленного коммунистической диктатурой, оказывается столько новых членов, ситуация напоминает медицинский случай. Если у организма ослаблен иммунитет, то в него легко проникает любой вирус.
Церковь мучительно болеет неофитством. Огромное количество не в меру у нас православных, как назвал их святитель Григорий Богослов, хозяйничают в Доме Божьем, как в своем. Но у нас есть нечто, укрепляющее нашу веру в то, что болезнь пройдёт: А Церкви почти в таком же положении, как моё тело: не видно никакой доброй надежды; дела непрестанно клонятся к худшему. Эти слова принадлежат святителю Василию Великому. То есть им более полутора тысяч лет. Да, болезнь тяжела. Да, тело корчится в конвульсиях. Но Христос сильнее наших грехов. И Он исцелит нас.
|
|
|
Re: "Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками"или неофит [сообщение #71733 является ответом на сообщение #71693] |
Вт, 08 Апрель 2008 12:02 |
Сюртукова Анастасия
Сообщений: 275 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Красково, Люб...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Меня крестили в годик,в церковь водили,причащали лет до 8,но живого опыта веры не дали. ''Сама'' обратилась лет в 14,очень резко. Все были против,поэтому мое неофитство прошло в борьбе за свободу веры. Конечно мораль кой-кому из близких читала,хотела уберечь от ошибок. Переживала за них,но мыслей,что они погибнут,а я нет-вроде не было. А потом я замуж вышла и меня все оставили в покое. Очень бы хотелось вернуть ревность,что поостыла).
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 11:15:43 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01521 секунд
|