Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Главные проблемы нашей Церкви сегодня
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33680 является ответом на сообщение #33679] Пн, 17 Декабрь 2007 18:28 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Gala
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: Май 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Надо! Выложите, плиз Rolling Eyes .
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33684 является ответом на сообщение #33665] Пн, 17 Декабрь 2007 18:56 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Василий в настоящее время не в онлайне  Василий
Сообщений: 564
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: СПб
Карма: 0
Мне тут нравится
Natalia писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 16:48

Ольга, знаете я тут почитала кое-что, мне кажется речь немного не о том. Я тоже вначале так подумала. Но здесь дело наверное не в общественной церковной деятельности, а в неадекватном духовничестве. Может Василий имел ввиду нечто подобное.


Почему есть серьезное непонимание между православными.

Суть в том, что есть расслоение церкви на взаимонепроникающие для диалога "социальные" слои.
А слои возникли именно потому, что нет общин, нет единства жизни.

Вот эти слои:

а) "Правящая корпорация" - верхушка, вполне реализующая свои интересы и обеспечивающая простой народ удовлетворением их религиозных потребностей.
Тут и епископы, и властьимущие священники.
Конечно, не весь епископат и не все настоятели входят в "правящую корпорацию", но большинство.

б) Простой народ, религиозные нужды которого вполне удовлетворены.

Думаю, что не без умысла в народе воспитывалось обрядоверие, требоисполнительство, непреложность славянского языка, клерикализм, старцепоклонничество, любовь к православным сказкам и мифам, патриотизм и т.д.
Народ воспитан так, что сам уже отказывается от общин, требует славянского языка, сам требует старцев-гуру, проявляет «религиозные нужды», и ничего, кроме них.
Ну и на эти нужды есть ответ от "корпорации".
Все, что сверх удовлетворения нужд - допускается, если не посягает на финансы и не противостоит правящей идеологии.
Если проявляется "не та" инициатива, то возмутитель спокойствия убирается и память о нем "стирается" (сейчас, судя по слухам, ровно это происходит с известным православным публицистом).

Народ потребляет религиозные услуги, платит за них и своим числом обеспечивает политический вес правящей корпорации.
Кстати, именно поэтому по нашим православным статистикам - православных не меньше 70% страны.
Если не расширять критерий православности и не "включить" в церковь столько народу, то политического веса не будет.
С православными вообще не то, что считаться, разговаривать не будут.
"Правящая корпорация" получает дивиденды прямо пропорционально количеству "мертвых душ".

в) "Делатели" - это люди, на которых, собственно, и держится вся церковная работа.

Внутренняя жизнь делателей неизвестна народу и не интересует "правящую корпорацию".

Конечно, среди «делателей» тоже есть расслоение:

- искренние простые люди, принявшие правящую идеологию как само Евангелие и ценой своей жизни и жизни своих семей, обеспечивающие реализацию идеологии и удовлетворение религиозных нужд народа.

- карьеристы, которые бездушно что-то делают, пока это надо для карьеры, но редко доводят дело до конца.
Пример - "Георгиевцы", которые обозначают деятельность, пиарят себя показухой.

- искренние люди, которые хотят проповедовать Христа и Церковь.
Среди них есть священники и миряне.
Такие священники, как правило, находятся на статусе "рабов" у епископов, на них валят все дела, их свобода сильно ограничена.
Миряне также есть разные: те, кто делает от избытка (имея работу вне церкви) и им кажется, что все супер; есть те, кто сделал "глупость" и, вступив в штатные ряды (алтарники, преподаватели ВШ, журналисты и т.д.), через определенное время потеряли квалификацию в других областях, но обрели уникальную квалификацию в православных делах и стали именно церковным работникам в самом хорошем смысле слова.

Именно на этой прослойке держится вся наша внебогослужебная работа.
Вся эта деятельность неоценима для Церкви, ибо, собственно говоря, подлинно церковна, но абсолютно убыточна с точки зрения финансов.
Поэтому в этой прослойке происходит наибольшее вымывание кадров.
Этими людьми жертвуют как "пушечным мясом" при малейших проблемах с деньгами или проблемах с "либерализмом".
Никто наверху не хочет понять, что тут выживают только энтузиасты, те, кто работает за идею.
И работают на пределе, в том числе и материальных своих ресурсов.
Этих людей очень просто сломать.

Поэтому люди уходят или переориентируются на православную коммерцию.
Начинает человек что-то делать искренне, входит в систему.
Денег нет.
Он начинает их зарабатывать и часто отходит от старых принципов проповеди и миссии.
Так появился паломнический бизнес, книготорговля, попытка заработать на работе с соцзаказом за деньги разных фондов и государственных структур, торговля святынями и индивидуальное миссионерство за большие деньги.
Именно отсюда идет и плодотворность разных авторов - Медведева И.Я. и Шишова Т.Л., которые явно вредоносны, но зато зарабатывают сами и приносят доход книгопродавцам.

Я уже говорил, что отказ от катехизации - есть отказ РПЦ от своего будущего и принятие статуса «правящей гос-религии», которая должна удовлетворять религиозные нужды народа и быть "нравственно-идеологической" веревочкой в деле государства по манипуляции народом.

Есть церковные работники, которые хотят честно делать свое дело миссии и катехизации и делают его.
Но... именно их дело мало пересекается с идеологией правящей корпорации, с политикой и коммерцией.
Происходит парадокс.
Они нужны по самой своей сути, они и должны быть "элитой" Церкви, но не они нужны ни первому, ни – по большому счёту – второму слою, составляющим большинство в нашей церкви.
Пока будет так – будут процветать Медведевы-Шишовы, Берестовы, Семенки и прочие…
С.Г.Речкунов
.

[Обновления: Пн, 17 Декабрь 2007 19:02]

Известить модератора

Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33685 является ответом на сообщение #33680] Пн, 17 Декабрь 2007 19:23 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма: 0
Мне тут нравится
Анна
Gala писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 18:28

Надо! Выложите, плиз Rolling Eyes .

Думала - создавать ли новую тему. Но боюсь "подчищения" некоторых статей Wink
Итак, начало:
Цитата:

От издательства

Отрадно, что сегодня идет возрождение Церкви, растет число вновь открываемых монастырей и храмов, свет духовного просвещения постепенно проникает все глубже в народное сознание.
Вместе с тем, любое развитие сопровождается, как известно, болезнями роста. И чем сложнее организм, тем сложнее и болезни, которые он переживает. Православная Церковь - это сложнейший духовный, общественный, экономический и политический организм. Поэтому многообразны и непросты те духовные искушения и соблазны, которые встречаются, в основном, среди еще не окреп¬ших в вере новоначальных членов Церкви. Тех, которых во все времена называли. неофитами.
Неофитское сознание - это особая субстанция, в которой даже положительные качества зачастую переходят в свою противопо¬ложность. Твердость в вере, например, оборачивается ригоризмом и нетерпимостью к любому чужому мнению; желание послушания Церкви может превратиться внеразумное поклонение своему духовнику, который тоже порой молод и духовно не слишком опы¬тен; стремление к строгости в духовной жизни кого-то приведет к убеждению, что он должен жить в миру подобно великим аскетам-отшельникам древности - и никак не меньше ...
Но не забудем, что подобные искушения в Церкви (в том числе и «искушения неофитства») бывали и прежде, еще со времен апо¬стольских. И Церковь - Столп и утверждение Истины - всегда успешно их преодолевала. Не забудем и того, что временные искажения истины могут появляться лишь там, где есть Истина. А Истина Православия - это Спаситель мира Христос, сказав¬ший: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). И именно Христос - глава единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Потому-то никогда не одолеют нашу Церковь никакие искушения и соблазны.

Тем не менее об этих искушениях надо говорить. Необходимо вскрывать и анализировать заблуждения не утвержденных в вере людей, помогать им найти правильный путь, помогать им глубже освоить истины и каноны церковные.
И не нужно бояться открытого и прямого разговора. Где есть любовь - любовь к Богу и человеку - там нет страха, ибо «совершенная любовь изгоняет страх», по слову Апостола.
* * *

Многие из проблем, поднятых в книге, лишь намечены. Издать
ее в таком виде понудила острота ситуации - прежде всего, отсутствие реакции церковного организма на возникающие искушения и соблазны, - с надеждой на то, что книга даст толчок более взвешенному, серьезному и глубокому церковному обсуждению стоящих перед нами проблем.
Этой книгой мы приглашаем к разговору священнослужителей и мирян, которые в своей деятельности столкнулись с подобными проблемами, осмысливали их истоки и пути решения, имеют свое мнение и желание это мнение высказать. Надеемся, что наше издание внесет свой посильный вклад в оздоровление и дальнейшее возрастание нашей церковной жизни.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33686 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 19:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма: 0
Мне тут нравится
Анна
То, что есть в сети, даю ссылками, по порядку в книге.
"Остерегайтесь производящих разделения и соблазны..."

Выдержки из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года


Пастырское служение в современном мире:
http://www.reshma.nov.ru/alm/pr_sov/patriarh.htm
Проблемы пастырского служения

В прежних Обращениях на Епархиальных собраниях я говорил о некоторых негативных сторонах современного состояния духовенства, в частности, о "младостарчестве". Вынужден еще раз остановиться на этой теме, потому что среди некоторой части духовенства остается недопонимание этой проблемы, из чего проистекает неправильная, а иногда и духовно опасная практика. Нередко священники смешивают благодатный дар священства, получаемый при рукоположении, с особым харизматическим даром духовничества, который не дается при рукоположении. Священник и духовник - это не равнозначные понятия. При посвящении в сан священник получает от Бога дар, право и силу совершать священнодействия, обряды и Таинства. Совершение Таинства исповеди входит в круг полномочий и обязанностей священника. Возможность совершения Таинства исповеди - это институциональный благодатный дар, подаваемый при рукоположении и непосредственно связанный со священным саном, это принадлежность сана. Власть отпускать и прощать грехи, данная от Бога, Его благодатию принадлежит всякому законно рукоположенному и не состоящему под запрещением священнику.

Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога. По особому Промыслу Божию он подается некоторым избранникам Божиим, чаще всего за усиленные долгие подвиги молитвенного очищения ума и сердца. Немногим из подвижников, которые проходят трудный, поистине мученический, хотя и бескровный путь непрестанной борьбы с помыслами и достигают бесстрастия и чистоты, Господь посылает дар видения тайников души другого человека и указывает пути исправления, врачевания духовных недугов. Такие люди могут и становятся, по особому для них откровению и повелению Божию, духовниками, как это было, например, с преподобным Серафимом Саровским.

Конечно же, этот дар может получить и любой священник, если он проводит аскетическую молитвенную жизнь. Тогда этот дар особенно благотворно сочетается с иерархическим даром исповеди и отпущения грехов. Примерами могут служить святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский и праведный московский старец протоиерей Алексий Мечев. Из сказанного, надеюсь, становится понятно, что священники и монахи, особенно молодые, часто не имеющие в достатке даже простого жизненного опыта, не должны думать о себе как о старцах-духовниках. Духовническое самозванство, руководство и советы, даваемые не от Бога, а, как говорится, от ветра головы своей, дискредитируют священника и наносят духовный вред. Да не мнят они себя духоносными старцами: “если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму” (Мф. 15. 14).

Но есть и другая крайность, которая также вызывает много нареканий. Прихожане жалуются, что есть храмы, где священники отказываются исповедовать подробно, не хотят даже выслушать кающегося, а ведь многие сейчас исповедуются впервые в жизни, имея на совести множество великих и малых грехов. Конечно же, молодой священник не может брать на себя духовное руководство во всей его полноте, но хотя бы внимательно и с сочувствием выслушать пришедшего, ответить на его вопросы, рассказать о Церковных Таинствах, утешить, объяснить, как страшен тот или иной грех, предупредить об опасностях и соблазнах современной жизни может каждый, кто облечен саном пресвитера.

Перед совершением Таинств и треб - в первую очередь, крещений, венчаний, отпеваний, - священнику необходимо лично побеседовать с теми, кто просят совершить Таинство или требу. Тогда можно избежать таких трагикомических ситуаций, как та, что однажды выяснилась в телевизионной передаче в прямом эфире, когда женщина спросила, что ей делать: она в своей жизни трижды выходила замуж и каждый раз венчалась, поскольку не знала, что этого нельзя повторно делать без благословения правящего архиерея, а никто из венчавших священников с ней не разговаривал и ни о чем не спрашивал.

Современному миру истина о том, что браки совершаются на небесах, кажется чем-то идеалистическим, нереальным. Молодые люди легко сходятся и с такой же легкостью вскоре расстаются, как будто не было чудесного и таинственного брачного единения. Союз двух свободных душ распадается, казалось бы, без остатка, однако последствия развода колоссальны. В первую очередь страдают дети, невиновные в непостоянстве и недостатке любви своих родителей. Светские власти с удивительной легкостью относятся к разводу, ссылаясь на демократические свободы и права личности, как будто не замечая при этом, что ущемляются права самой беззащитной части общества - детей, которых не спрашивают, хотят ли они развода родителей. В этом во многом причина беспризорности. Еще более поражает то, что и священнослужители на исповеди или в частной беседе, оставив былую каноническую строгость, так же легко дают разрешение на развод. Да, человек немощен и искушения велики, но те послабления и демократические свободы, которые поощряют разрушение семьи, привели к трагической черте многие тысячи наших детей. Беспризорники и сироты при живых родителях - какими они вырастут, какие семьи они создадут? Будут ли растить своих детей? Молчаливо одобряя разводы, мы не задумываемся об этом, не замечаем, как предаем наших детей. А у общества, которое не заботится о своих детях, нет и не может быть будущего.



[Обновления: Пн, 17 Декабрь 2007 19:37]

Известить модератора

Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33688 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 19:40 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
баба яга
Сообщений: 5995
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: южная европа
Карма: 0
Мне тут нравится
Елена
Радует что хоть здесь разговор ведется поспокойней....
А я хочу задать вопрос на размышление....
Вот мы тут сидим и критикуем, и размышляем, хорошо, но что ЛИЧНО каждый из нас делает для улудшения своего прихода и православия? Не в целости, а в часности? В приходе, куда мы ходим, что именно делаем для улудшения? Для других прихожан? Когда в последний раз были в больнице, и не к родственнику, а к незнакомому человеку? Про тюрьму молчу...Кто нибудь послал ли материальную и физическую помощь в детдом? Отдал ли свои вещи в приют для бомжей? Или просто сидим перед компом и критикуем? Кто нибудь предложил вести курс закона Божьего в своем приходе? Может, если перестанем критиковать, а начнем действовать, положение изменится....
Все цитируют евангелие, а на деле следуем ли мы заповедям Христа? Именно на деле, а не на словах.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33689 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 19:42 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
иерей Андрей в настоящее время не в онлайне  иерей Андрей
Сообщений: 38
Зарегистрирован: Декабрь 2007
Географическое положение: Белогорье
Карма: 0
Немного написал(а)
Что тут сказать. Иуда тоже считал Учителя расточительным ("это миро могло быть продано за большую сумму и роздано нищим", говорит он, когда женщина миром помазала ноги Иисуса. Какая забота!) и в итоге продал Христа за 30 серебреников.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33691 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 19:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма: 0
Мне тут нравится
Анна
Хотелось бы добавить, что обращение в книге печатается с сокращениями, я некоторых сокращений не делала.
О воскресных церковно-приходских школах

Но на одну почти повсеместную серьезную проблему нужно указать уже сегодня. Речь идет о снижении интереса детей, а особенно подростков и молодежи, к занятиям в приходских школах и об утрате первоначальной ревности к работе с молодежью у преподавателей школ. Причины этого явления разные. Одна из основных причин - апатия учащихся, уход молодых людей из Церкви в мир. А происходит это из-за того, что преподаватели и воспитатели не учитывают возрастных психологических особенностей юношества.
Переходный и юношеский возраст - это во многом противоречивый, неустойчивый период в жизни человека. Это время, когда мечтают и ищут идеал, ищут авторитетный пример среди взрослых. Это время проснувшейся бурной энергии и горения мыслей, духа и чувств, время максималистских настроений, неприятия фальши, отвержения неискренности и фарисейства. С другой стороны, это время крушения детских идеалов, время, когда бурно развивается самостоятельность, нередко переходящая в эгоцентризм, мятеж и бунтарство против всех и всего. Это опасный возраст. Без умелого, терпеливого руководства взрослых, без желания понять молодых людей, войти в круг их интересов, которые часто не совпадают с интересами старших, это может привести и, к сожалению, приводит или к самозамкнутости, угрюмости, пассивному отвержению всех и вся, или, чаще, к вызывающему, дерзкому цинизму, к стремлению брать от жизни все и сразу, не считаясь ни с чем, к жестокости. Так появляется "потерянное поколение" наркоманов, развратников, насильников, тех, кого раньше называли пропащими людьми.
Беда в том, что в церковно-приходских школах молодые люди редко получают убедительные, живые ответы на свои вопросы, редко находят отклик их искренние бескорыстные стремления, редко исполняются их заветные желания.
Преподавание нередко ведется формально, сухо, неинтересно. От такого преподавания что-то запечатлевается в памяти, но сердце остается незатронутым, холодным. Мы довольствуемся тем, что подростки посещают школу, бывают на богослужениях, но чаще всего не знаем, что происходит в их душе. К сожалению, они редко встречают в лице преподавателей и наставников друзей, которым они могли бы полностью открыться. Внутренняя жизнь подростков и молодых людей должна стать первенствующей заботой духовников школ. Духовникам не следует руководствоваться только запретительными мерами - они малодейственны. Не всегда помогают и современные православные книги по самым злободневным для молодых людей проблемам.
Необходимо, во-первых, начертать высокие христианские идеалы, подкрепленные живыми примерами, указать правильные духовные ориентиры и методы их достижения. Самим пастырям и духовникам необходимо стать наглядным образцом церковности, веры и благочестия. Юноши заимствуют взгляды и опыт старших, но авторитет у подростков нужно завоевать. Подростки часто настроены критически, они уже не подражают взрослым слепо, как дети. Но если молодые люди почувствуют глубокую убежденность, увидят пример жизни доброй, справедливой, жертвенной, они с готовностью, с радостью пойдут за взрослыми.
Во-вторых, надо воспитывать в юношах волю к противостоянию пороку, злу во всех его проявлениях, воспитывать и закалять стремление к жизни по правде, по совести, по чести, по Богу. Пленения греховным миром не избежать, если не научиться духовно питаться святоотеческой аскетической мыслью, если не научиться находить утешение и радость в живой сердечной молитве. Только при выполнении этих условий вырабатывается у молодых людей стойкий иммунитет против всех негативных явлений и соблазнов современного секулярного мира.
Присущее юношеству внутреннее горение нужно не гасить, не убивать, а направлять на высокие задачи нравственного самопожертвования и сострадательного смирения перед ближним. Внутренний христианский подвиг, борьба с нечистыми желаниями и греховными помыслами не должны восприниматься учащимися как моральное принуждение или как нудная мелочная духовная опека со стороны взрослых, а должны стать самостоятельным свободным желанием, ответственным и радостным делом самих подростков, которых всеми силами жертвенно поддерживают старшие.

О средствах массовой информации

К сожалению, многие настоятели мало заботятся о том, чтобы официальная церковная периодика была постоянно доступна прихожанам. И это при том, что в церковных лавках можно увидеть газеты околоцерковных организаций и групп, провоцирующие церковные разделения, оскорбительно высказывающиеся о Священноначалии.
Хочу вновь напомнить о необходимости привлекать внимание прихожан к изданиям, несущим достоверную и богословски выверенную информацию о церковной жизни.
Мы неоднократно обращали внимание на Архиерейских Соборах 1997 и 2000 годов, собраниях московского духовенства на то, что на приходах, в церковных книжных лавках и особенно в Интернете распространяются откровенно провокационные материалы, однако те, к кому мы обращаемся, делают вид, что не слышат, либо действуют злонамеренно.
Некоторые общественные организации, пользуясь периодическими изданиями и Интернетом, организуют пропагандистские кампании. Одна из таких кампаний касается ИНН, карточки москвича, паспортов нового образца. Перепись населения 2002 года из-за рвения не по разуму некоторых пропагандистов также не обошлась без инцидентов. Такая же ситуация складывается сейчас и с так называемым движением за канонизацию Григория Распутина и Иоанна Грозного.
Хочу напомнить, что на Архиерейском Соборе 2000 года мы прямо говорили о том, что издатели "популярной" литературы, которая способствует возникновению суеверий, страхов, необоснованных апокалиптических предчувствий, а также разжигает межнациональную, межконфессиональную и межрелигиозную вражду, могут быть подвергнуты каноническим прещениям. Совершенно недопустимо, когда издатели провокационной литературы в своих листках ссылаются на благословение почивших иерархов и пастырей. Можно подумать, что почивший в 1995 году Владыка Иоанн (Снычев) благословил все, что ныне пишется и будет публиковаться в дальнейшем на страницах некоторых изданий. Это возмутительное попрание памяти почившего архипастыря.

Поневоле задаешься вопросом: каким же образом активисты этих движений, считая себя людьми церковными и даже заявляющие о том, что они соблюдают каноническую дисциплину, продолжают выпускать листовки и брошюры, самочинные акафисты и иконки многотысячными тиражами? Больше того, когда известные богословы, преподаватели Московской Духовной академии выступают с разъяснениями о том, что эти пропагандистские кампании свидетельствуют об обмирщении сознания их организаторов, появляются статьи, в которых преподавательская корпорация Московской Духовной академии именуется "богоборческим кланом", а Синодальные структуры именуются не иначе, как "антицерковным лобби" и тому подобным. Все эти публикации говорят о том, что перед нами не внутрицерковная дискуссия. Все более очевидными становятся намерения организаторов внести разделения в церковную среду, противопоставить старчество - иерархии, белое духовенство - монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшегося Собора русских святых.

Нет сомнения в том, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю. Однако одни настоятели московских храмов благодушествуют, другие, видимо, боятся, третьи считают, что все само собой образуется.

Сталкиваясь с этими проблемами, нельзя уклоняться от прямых пастырских задач. Нельзя молчаливо способствовать процессам, которые способны серьезно повредить церковному сознанию нашей многомиллионной паствы.

Московское духовенство должно активно выступать по этим вопросам и в проповедях, в церковной печати, в СМИ, разъясняя, где канонические и догматические ошибки и заблуждения, а где - целенаправленные действия политического характера, направленные на раскол Церкви.

С сожалением приходится свидетельствовать, что присутствие православных средств информации в государственном радиовещании в последнее время значительно уменьшилось. Так, программа "Верую" на "Радио России" сокращена с 28 до 14 минут и перенесена на ночное время, а программа "Радонеж" на "Маяке" сокращена с 15 до 4 минут и перенесена на 1 час 30 минут ночи, что равносильно фактическому прекращению православного вещания на "Маяке".

Если в государственных СМИ православным приходится преодолевать многие трудности, то в глобальной информационно-компьютерной сети Интернет Православная Церковь представлена более активно. Официальный интернет-сайт Русской Православной Церкви, разработанный и поддерживаемый Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, неизменно сохраняет среди пользователей компьютерной сети репутацию оперативного, информированного и достоверного средства массовой информации. Об этом объективно свидетельствует статистика обращений к сайту - тысячи посещений в день. Официальная страница нашей Церкви в Интернете широко информирует пользователей сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Священного Синода, о внешних церковных связях, развитии церковно-государственных и церковно-общественных отношений, о событиях епархиальной жизни, о миротворческом, социальном и благотворительном служении Церкви. Официальный сервер Московского Патриархата является для светских и церковных средств массовой информации, для епархий, монастырей, приходов, для наших партнеров в государстве и светском обществе важнейшим источником достоверного знания о позиции Священноначалия нашей Церкви, всего народа Божия по наиболее острым и актуальным проблемам, волнующим людей России и за ее пределами. Здесь же можно найти важнейшие официальные документы, богословские материалы, информацию об истории и современном устроении Православной Церкви. Подобную информацию представляет и интернет-страница Сретенского монастыря. Открытая человеку и миру, наша Церковь предоставляет возможность всем желающим получать исчерпывающую информацию.

Пятилетие, минувшее со дня появления официальной страницы Московского Патриархата в Интернете, было ознаменовано бурным ростом интернет-ресурсов на Синодальном, епархиальном, монастырском и даже приходском уровнях. Значение этого явления для современного Русского Православия и его будущего трудно переоценить, ибо работа в Интернете становится одним из эффективных средств катехизаторской, проповеднической, информационной, церковно-общественной активности Русского Православия в современном мире. Да, “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13. Cool. И именно поэтому Истина Христова должна распространяться максимально широко, достигая максимального числа людей. Сегодня Интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и Церковь не вправе пренебрегать ими. Ибо, по слову Апостола, “горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9. 16). Современные коммуникационно-информационные технологии открывают перед нами небывалые доселе перспективы свидетельства о нашей вере, воистину “даже до края земли” (Деян. 1. Cool.

Кроме официального сайта Русской Православной Церкви, сегодня уже имеются сотни православных сайтов. Свои электронные страницы имеют многие Духовные учебные заведения, отдельные храмы и даже некоторые священники. Похвальной является практика создания электронных православных библиотек, что упрощает доступ к духовной литературе для многих читателей. Уже нетрудно провидеть то время, когда все епархии нашей Церкви общими трудами построят информационно-компьютерную сеть, связующую их при помощи современных коммуникационных технологий. Это откроет перед нами новые, еще более широкие возможности в осуществлении нашего служения. Кроме того, создание подобной информационной сети способствовало бы упрочению взаимных связей и обмену оперативной информацией между Московской Патриархией и епархиями, а также между епархиальными архиереями, благочинными и приходскими общинами - связей, которые порой затруднены по причинам географическим и климатическим. Новые информационные технологии также позволят преодолеть самозамкнутость некоторых приходов, будут способствовать укреплению целостности церковного организма.

Однако всем, кто трудятся в этой сфере, следует не забывать об ответственности за всякое сказанное нами слово, тем более, когда это слово воспринимается как слово самой Церкви. При отсутствии какой-либо внешней цензуры те или иные спорные мнения не должны выдаваться за точку зрения всей Церкви, а возможность диалога и свободного обсуждения не стоит превращать в кипение страстей или явного противостояния Священноначалию. Важно и то, что подвизающиеся в миссионерской сфере священники и миряне могли бы действовать не замкнуто, окучивая каждый только свой информационный огород, но и могли бы учиться друг у друга, советоваться, помогать.

Люди, заинтересованные в Православии и одновременно профессионалы в области средств массовой информации, у нас есть, надо только уметь их воодушевить и организовать как на освещение конкретных тем, так и на конкретные шаги в освоении современных технологий.

О социальном служении


В годы советской власти Русская Православная Церковь была насильственно отторгнута от участия в решении социальных проблем, от воспитания детей (в первую очередь, сирот, заботу о которых взяло на себя государство), от благотворительной помощи нуждающимся. Государство запретило Церкви заниматься социальным служением, благотворительностью, которое с Апостольских времен являлось второй важнейшей, после совершения богослужений, стороной христианской жизни.

Вот уже почти пятнадцать лет Церковь свободна. Что удалось нам сделать в сфере церковного социального служения за это время? С какими делами милосердия вступили мы XXI век? К сожалению, приходится констатировать: социальное служение Московской епархии остается на количественно и качественно недостаточном, низком уровне. Все мы знаем, что Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные реальные добрые дела, без которых вера мертва (Иак. 2. 17). Дела или подтверждают истину слов, или опровергают их: “Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2. 18). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Господа: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25. 35-36, 40).

По Нашему благословению Епархиальная комиссия по церковному социальному служению разослала по приходам Москвы анкету, ответы на которую должны были помочь увидеть, в какой степени в столице возродились православные традиции милосердия. Настоятелям московских храмов и монастырей было разослано 208 анкет, на них получено 144 ответа. Полученные данные внушали некоторый оптимизм.

Однако проведенная сотрудниками комиссии выборочная проверка на местах (в 50 процентов опрошенных приходов) показала, что в реальности социальная деятельность приходов не так обширна, как следует из анкет.

Выяснилось, что большинство (29 из 38) благотворительных столовых, указанных в анкетах, принимают только клириков и людей, работающих в храме (от 5 до 15 человек), и только в дни праздников. Также на самих прихожан или работников храма рассчитано и большинство благотворительных аптек (7 из 9). Из 9 богаделен, указанных анкетах, 4 еще только предполагается организовать, а одна обслуживает лишь одного человека. Из двух заявленных мастерских для бездомных и инвалидов одна временно не работает, а во второй работает один инвалид. Из 14 заявленных сестричеств 5 признало себя группами милосердия, 2 - не существуют.

В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается.

Очень мало священнослужителей, готовых участвовать в социальных проектах, возглавлять эту работу, воодушевлять прихожан словом и своим собственным примером.

Во многих анкетах говорится об окормлении больниц. Однако при проверке выяснилось, что зачастую имеется в виду лишь то, что священники не отказываются прийти в больницу по просьбе родственников или пациентов, чтобы причастить или окрестить тяжело больных. Наверное, некоторые священники считают это чем-то выдающимся и поэтому особо отмечают в анкетах то, что является долгом и нормой.

Хотелось бы напомнить, что окормлением больницы называется ее регулярное посещение, ежегодное поздравление больных и персонала с Рождеством и Пасхой, организация при больнице группы добровольцев, миссионерская работа, проведение бесед с больными.

К слову сказать, есть и такие священнослужители, которые отказываются пойти к умирающему или тяжело больному на дом или в больницу. Должен предупредить, что к таким лжепастырям будут применяться самые строгие меры прещения. Часто работники храма, сторожа, свечницы "прячут" батюшку, не пускают к нему родственников больных. "У батюшки сегодня и так много треб", "батюшка плохо себя чувствует", "батюшка один, все в отпуске, он очень сегодня устал", - эти и другие отговорки соединяются с предложением обратиться в соседний храм. Нам стало известно о случае, когда лишь в третьем храме священник согласился пойти на дом к тяжело больной, но его прихода она не дождалась - умерла.

Я считаю, что за организацию подобной мнимой "заботы" о своем батюшке, которая является не милосердием, а жестокосердием по отношению к нуждающимся, должны отвечать настоятели. Я прошу настоятелей и благочинных обо всех подобных случаях незамедлительно подавать рапорт на Наше имя. И Мы будем принимать самые строгие меры.

Неужели забыли пастыри, уклоняющиеся от своего священного долга, что при необходимости напутствия умирающего священник должен остановить даже совершение Литургии и поспешить со Святыми Дарами на дом или в больницу? Только после Великого входа не прерывается служение Евхаристии и больной оставляется на волю Божию, но по совершении Литургии, если страждущий еще жив, священник должен незамедлительно отправиться к нему.

Нерадивый пастырь совершает смертный грех, если по его вине больной умирает непричащенным. За это преступление, по определению Духовной Консистории, следует отрешать от священнического места и определять в причетники до раскаяния и исправления. Прихожане, не известившие священника о больном, должны отлучаться от причастия на более или менее длительный срок, смотря по обстоятельствам и нравственному их состоянию (Книга о должностях пресвитерских, гл. 116).

Подобное нерадение наблюдается и в тюрьмах и СИЗО, где в настоящее время лишь немногочисленные священники проводят пастырскую работу. Это сложная и трудная работа, потому что приходится иметь дело с искалеченными грехом, преступлением душами, часто с ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее осознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство, и они обретают веру. Не случайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.

Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит их на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил: “Господи, когда мы видели Тебя... в темнице, и не послужили Тебе” (Мф. 25. 40).

Памятуя об этом, Епархиальный совет по Нашему указанию принял решение о назначении на данное служение священнослужителей со всех благочиний города Москвы поочередно.

Остро стоит проблема с бездомными, беженцами, бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать милосердных самарян, а наши левиты и священники пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, “где приклонить голову” (Мф. 8. 20). Не будем забывать и слов Апостолов: “Ревнуйте о странноприимстве” (Рим. 12. 13), “страннолюбия не забывайте” (Евр. 13. 2), “будьте страннолюбивы друг ко другу” (1 Пет. 4. 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность. Там, где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить - пусть небольшие - странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: "Много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиропитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых?

Несколько лучше обстоят дела с медицинской патронажной помощью, с духовным окормлением домов престарелых, посещением больных, с частной приходской помощью малоимущим. Во многих храмах этому уделяют внимание, назначены ответственные лица по уходу за больными, престарелыми прихожанами. Среди прихожан, родителей учащихся церковно-приходских воскресных школ есть врачи, люди со средним медицинским образованием - фельдшеры, медсестры, - которые бескорыстно и своевременно оказывают профессиональную медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Но и этого огромного поля человеческих страданий и переживаний нашей заботой и попечением охвачена лишь очень небольшая часть: “жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою” (Мф. 9. 37-38).

Трудиться на данном поприще для христианина почетно, хотя при должном отношении трудностей здесь очень много. Недостаток средств, отсутствие помещений, незнание утраченных традиций, неумение из-за разобщенности реализовывать социальные проекты на межприходском и епархиальном уровне, отсутствие воспитанных в духе милосердия прихожан, - эти и другие причины делают нелегким служение любви.

Но если в этом направлении на приходе или в монастыре не делается ничего, этого оправдать нельзя. Состав комиссии по церковной социальной деятельности значительно расширен, в нее введены представители от каждого благочиния. Надеюсь, что среди вас найдется много делателей на этой ниве. Государство сейчас открыто к сотрудничеству в этой сфере. Социальные проблемы умножились, и мы убеждены, что большинство из них может быть успешно решено с помощью Церкви. В Москве всего около 300 социальных и медицинских учреждений, в том числе 128 больниц, 27 детских домов, 22 дома ребенка, 118 центров социального обслуживания. Руководство большинства из них пока готово к сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Мы говорим "пока", потому что во все эти учреждения стремятся попасть представители других конфессий и сектанты. Если мы будем медлить, они займут наше место.

Поэтому жизненно необходимым видится в самое ближайшее время:

- завершить создание информационной карты о социальной деятельности в Москве;

- наладить координацию социального служения на уровне благочиний;

- собрать расширенное заседание участников церковной социальной деятельности для определения объема той помощи, которую Церковь сможет оказать государственным социальным и медицинским учреждениям и нуждающимся людям;

- сформировать подкомиссии по следующим направлениям социальной деятельности с привлечением активных мирян:

1) по служению больным и инвалидам;

2) по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;

3) по работе с бездомными беженцами и переселенцами;

4) по работе с заключенными;

5) по работе с наркоманами и страдающими алкоголизмом;

6) по служению нуждающимся и престарелым,

7) по оказанию помощи ушедшим на покой священнослужителям и семьям почивших священнослужителей.

Итак, многие труды предстоят нам во всех сферах общественной жизни для свидетельства и словом и делом о своем христианском уповании и вере. Взаимным служением верующих тем даром, который каждый получил от Бога, созидается Полнота Церковная. Среди даров Божиих нет первых и последних, хотя они и различны, но все равны по достоинству, ибо все должны быть проникнуты единым духом любви и милосердия. “Дары различны, но Дух один и тот же” (1 Кор. 12. 4).

Как в гражданском обществе избранные должностные лица должны исполнять волю избирателей, так и в Церкви мы должны исполнять святую волю избравшего и поставившего нас Святого Духа. Но нередко мы видим не только уклонение от порученного нам Святой Церковью дела, но встречаемся с лукавой подменой служения Святому Духу служением самому себе, часто прикрытой фарисейской словесной атрибутикой и внешней благопристойностью. Допущенное в душу греховное, эгоистическое, миролюбное, суетное начало часто берет верх и порабощает себе все мысли, чувства и желания. Тогда постепенно жизнь теряет религиозные и нравственные ориентиры и устои. Человек попадает в неволю самоугождению, самоутверждению, гордыне и тщеславию. Богоданная свобода превращается в бесовскую вседозволенность и произвол. Личное мнение становится выше общецерковного, входит в противоречие со святыми традициями. Меняется сам образ жизни. Молитвы, подвиг жертвенного служения заменяются мирскими развлечениями, исполнение церковных правил становится тягостным. Вот как говорит об этом праведный старец Паисий Святогорец: “Под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным миром, удерживает душу в состоянии неразвивающемся, а ум - в помрачении. И тогда человек только кажется человеком, по сути же он является духовным недоноском. Величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, - это мирской дух. Он сладко увлекает нас и навеки оставляет с горечью. Тогда как если бы мы увидели самого диавола, то нас бы охватил ужас, мы вынуждены были бы прибегнуть к Богу. В нашу эпоху в мир вошло много мирского, много духа мира сего. Это "мирское" разрушит мир. Приняв в себя мир сей, став изнутри "мирскими", люди изгнали из себя Христа” (Старец Паисий Святогорец “Слова”, т. I, "С болью и любовью о современном человеке", М., 2002, стр. 65-66).

Прислушаемся к мудрым словам блаженного старца.

Признаком приближения конца света является оскудение любви. XX век был страшен своим немилосердием. И сегодня мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.

Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.

Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: "Не бойся сильного грозы, а бойся убогого слезы".
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33693 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 20:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма: 0
Мне тут нравится
Анна
А вот это не из книжки, а из интернета, то же послание, но ближе к концу:
О приходской жизни

Общаясь с простыми верующими людьми, порой поражаешься их неведению в церковной жизни Москвы и общецерковной жизни. Многим неведомы наши викарные епископы, неведомо современное церковное устройство, тем более, что до их сведения не доводятся те проблемы, которых мы касаемся на каждом Епархиальном собрании. В результате эти проблемы продолжают иметь место в храмах: та же грубость, то же невнимание к приходящим в храм, то же обирательство, то же непризнание всех церковных авторитетов. Именно это понудило нас в прошедшем году к полной замене руководства ряда московских приходов.

Доска объявлений каждого прихода должна информировать прихожан о внутренней жизни Церкви и прихода. Настоятель с амвона, а также на приходских собраниях должен извещать прихожан о происходящих значимых событиях в стольном граде, в Церкви.

Оставляет желать лучшего вопрос взаимодействия между приходами. В ряде приходов и обителей, зачастую находящихся в десятках метров друг от друга, царит обстановка напряженности, настороженности, а порой и нескрываемой враждебности. В результате проблемы и ошибки одного прихода повторяются в других, хотя при добрососедских отношениях их могло бы не быть.

Настоятели возрождающихся и вновь строящихся храмов, вовлеченные в решение восстановительных работ, зачастую забывают, что приоритетом все же является их душепопечительская деятельность о пастве, а затем решение всех других вопросов, сообразно со словами Господа и Спасителя нашего: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6. 33).

Хочется вновь напомнить и рядовым священникам о необходимости более активно участвовать в жизни прихода, помогать настоятелю в заботах о храме, проявлять больше такта и душевного тепла по отношению к работникам храма и к прихожанам, а не быть только требоисполнителями и не бежать по своим личным делам сразу по окончании службы.

В ряде храмов по-прежнему отсутствует дежурный священник. Выборочная проверка показала минимальное количество храмов, где священник был доступен для верующих. В остальных храмах он либо вообще отсутствовал, либо находился в комнате отдыха духовенства. В результате на все вопросы верующих пояснения давали уборщицы храма, сторожа, в лучшем случае продавцы за свечными ящиками. На вопрос, где дежурный священник, отвечали: "Заболел", "На требе", "Очень устал, отдыхает". В годовых же отчетах своему правящему епископу без тени сомнения рапортуют, что в храме всегда имеется дежурный священник.

В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми, даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Отцам благочинным по получении годовых отчетов следует проверить, сколько в каждом из приходов их благочиния крещено за год взрослых и имеется ли в храме баптистерий.

Нередко в храмах отсутствует не только баптистерий, но и духовно-просветительская литература, которая является необходимой частью той проповеди, которую обязана вести Церковь. Это тоже в определенной степени миссионерское служение.

В последнее время весьма часто с целью привлечения большего количества прихожан ту или иную икону объявляют мироточивой, чудотворной, и вокруг этого понимается нездоровый шум. Когда это были единичные случаи, народ на них активно реагировал, теперь, когда это приобретает массовый характер, реакция меньше. Но, тем не менее, эти иконы возят из одного храма в другой, не ставя при этом правящего епископа города в известность. Имеют место случаи, когда настоятели приходов и обителей ведут переговоры с представителями других Православных Церквей или епархий с целью привезения святынь в храмы и обители нашего стольного града, опять же не извещая Нас.

С чувством особого огорчения и скорби обращаются к Нам простые верующие люди по поводу ценников, вывешиваемых в ряде храмов на совершение Святых Таинств и треб, а также об отказах в их совершении за минимальную плату (для малоимущих). Хотелось бы напомнить, что даже в то время, когда Церковь находилась под контролем специально созданных государственных структур, администрация храмов не позволяла себе назначать цены за совершение Таинств и треб. Излишне говорить о неканоничности данных деяний и о том, скольких людей через это теряла и теряет наша Церковь.

Продолжаются нарекания на то, что в ряде храмов и обителей при подаче записок на поминовение за Божественной литургией, молебном, панихидой ограничивают количество имен. Благочинным округов надлежит проверять подобные жалобы и выяснять, кто является инициатором этого введения - приходской совет или настоятель и к кому надлежит принимать меры.

Самыми частыми являются жалобы на поборы в храмах. Помимо платы за церковный ящик требуют дополнительной платы священники, диаконы, певцы, чтецы, звонари. И неудивительно, что люди, которых оберут в храме, в дальнейшем стороной обходят любой православный храм.

В ряде храмов, где прихожан записывают на требы за неделю или даже за две недели, порой бывает так, что прихожане ждут целый день, зачастую отпросившись с работы, и не могут дождаться не только прихода священника, но даже телефонного звонка от него с извещением о невозможности прийти. Конечно, и сами требные священники должны больше думать о прихожанах, но если не думают они, то настоятели храмов обязаны организовать подобное общение с прихожанами, чтобы не возникало обид и нареканий.

Некоторые священники отказывают в освящении жилища, если его хозяин часто не причащается. При этом они не считаются ни с какими обстоятельствами, в том числе с тем, что есть другие члены семейства, порой глубоко верующие люди.

Также нередки жалобы на священнослужителей по поводу приносимого на канун. Многие священнослужители ошибочно считают, что все приносимое на канун - их собственность. Приносимое на канун предназначено для трапезы в храме, в первую очередь людям, которые трудятся безвозмездно в храме, посильно помогают в его уборке, а также малоимущим.

Много огорчений доставляет прихожанам произвольное изменение расписания богослужений. Иногда богослужение начинается на полчаса раньше или позже. В одном из незакрывавшихся храмов без основательных к тому причин была отменена ранняя Литургия в воскресные дни, которая всегда совершалась даже в годы лихолетья. Иногда отменяют богослужения в будние дни, и никто за это даже не извиняется перед прихожанами.

При посещении Нами храмов нередко бросается в глаза то, что ухоженность и чистота храма бывает гораздо большей, чем чистота алтаря. Видимо, прихожанки - жены-мироносицы храма - вкладывают в это больше души, чем служители алтаря, которые, чтобы меньше утруждать себя наведением чистоты на святом Престоле и Жертвеннике, нередко их поверхность покрывают клеенкой или стеклом, что удобно для письменного стола в кабинете, но неуместно в алтаре.

Серьезную озабоченность вызывает состояние и хранение икон, церковной утвари и облачений в храмах. За ними нет должного наблюдения, вследствие этого иконы, утварь и облачения приходят в плачевное состояние.

Не везде есть надлежащие описи имущества храма. В результате при кражах в храмах очень трудно дать работникам следственных органов должное описание украденного, если ранее оно не производилось райисполкомом - в те времена, когда требовались подробное описание и фотофиксация.

Реставрационные работы часто выполняются неспециалистами. В Свято-Тихоновском Богословском институте готовят и реставраторов и ризничих; желательно, чтобы наши храмы ввели в свой штат такие должности.

В ряде приходов отсутствуют приходские библиотеки и ничего не делается для их организации. Мало уделяется внимания элементарным удобствам прихожан, в том числе санитарно-гигиеническим.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33694 является ответом на сообщение #33636] Пн, 17 Декабрь 2007 20:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Кристина в настоящее время не в онлайне  Кристина
Сообщений: 873
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Natalia писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 13:57

Кристина, здесь обсуждаются серьезные вещи. Не хотелось бы вас обижать, но всему есть мера. приведите конкретный пример, что сделал для церкви Аркадий Шатов. Вы с ним знакомы? Можете привести отзывы о нем? Артемий Владимиров ,с ним что? Пожалуйста Ваши аргументы, чем послужили церкви эти священники, более, чем другие. Выложите пожалуйста. Про сестер милосердия и Православную гимназию мне известно, есть реклама в каждой газете. Может что-то еще знаете?
Лично я столкнулась с детским домом (православным) под опекой Аркадия Шатова. Впечатление отталкивающего. В государственном детском доме я такого не встретила.
Об отношении к людям на курсах "Сестер милосердия" знаю по горькому примеру с дочерью моей знакомой. Даже писать не хочется, как все плохо. Другой информации не имею ,поэтому молчу. Вы, Кристина, сказали "А", говорите и "Б".
Итак ссылочки пожалуйста Кристина.


Слава Богу, и без меня нашлись люди, которые кое-что написали об о.Аркадии и о.Артемии. На Ваш вопрос: да, я знаю лично обоих батюшек. Более того, я помогала в свое время детскому дому о.Аркадия. А что, уважаемая Наталья, сделали Вы, чтобы вот так запросто писать "чем послужили эти священники более, чем другие" об этих миссионерах и (не побоюсь этого слова) подвижниках нашей Церкви?! Не нужно мне указывать, что здесь обсуждаются "серьезные вопросы". Я прекрасно вижу, что и КАК здесь обсуждается. По-началу меня это удивляло, а теперь я поняла, что люди, уверенные в своей непогрешимости, решили учить наших церковных иерархов и "необразованную" паству, КАК ЖИТЬ. Только вот учить то не получается, поскольку дать нечего. Страниц 20 критики в прежней теме и 5 - здесь, а толку никакого. Вот Вы утверждаете, что люди должны знать о непорядках - отлично, только, я думаю, кому надо - знает. А вот что Вы делать собираетесь с этим знанием? Обычно после слов следует действие. Какие действия намерены совершить Вы, чтобы улучшить ситуацию внутри Церкви? Или Вы можете только критиковать?
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33695 является ответом на сообщение #33253] Пн, 17 Декабрь 2007 20:32 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
баба яга
Сообщений: 5995
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: южная европа
Карма: 0
Мне тут нравится
Елена
И все таки хочу повторить мой пост...
Радует что хоть здесь разговор ведется поспокойней....
А я хочу задать вопрос на размышление....
Вот мы тут сидим и критикуем, и размышляем, хорошо, но что ЛИЧНО каждый из нас делает для улудшения своего прихода и православия? Не в целости, а в часности? В приходе, куда мы ходим, что именно делаем для улудшения? Для других прихожан? Когда в последний раз были в больнице, и не к родственнику, а к незнакомому человеку? Про тюрьму молчу...Кто нибудь послал ли материальную и физическую помощь в детдом? Отдал ли свои вещи в приют для бомжей? Или просто сидим перед компом и критикуем? Кто нибудь предложил вести курс закона Божьего в своем приходе? Может, если перестанем критиковать, а начнем действовать, положение изменится....
Все цитируют евангелие, а на деле следуем ли мы заповедям Христа? Именно на деле, а не на словах.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33697 является ответом на сообщение #33695] Пн, 17 Декабрь 2007 20:55 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Ольга А.М. в настоящее время не в онлайне  Ольга А.М.
Сообщений: 1167
Зарегистрирован: Декабрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Василий,критиковать недостатки можно по-разному, очень по разному.
Приведенный вами последний пост просто сразил меня наповал своим хамством и гадливостью.Неужели этот человек уважает Церковь,раз позволяет говорить о ней такие слова ? "Правящая корпорация,рабы " и проч. и проч.Это что-этнографическое исследование людоедского культа какого-нибудь из племен экваториальной Африки ? Или о речь идет о русской Церкви, сотни тысяч верных сынов и дочерей которых прошли через страдания и смерть,чтобы мы могли вот сейчас свободно говорить о положении в Церкви ? Это хамский плевок в Христа-главу Церкви ?
Если,по приведенному мнению,Церковь не интересуется катехизацией,то потрудитесь перечитать мой пост с приведенной ссылкой на материалы конференции и в дальнейшем выбирать более подходящий тон для обсуждения данной проблемы.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33703 является ответом на сообщение #33695] Пн, 17 Декабрь 2007 21:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Кристина в настоящее время не в онлайне  Кристина
Сообщений: 873
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
баба яга писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 20:32

И все таки хочу повторить мой пост...
Радует что хоть здесь разговор ведется поспокойней....
А я хочу задать вопрос на размышление....
Вот мы тут сидим и критикуем, и размышляем, хорошо, но что ЛИЧНО каждый из нас делает для улудшения своего прихода и православия? Не в целости, а в часности? В приходе, куда мы ходим, что именно делаем для улудшения? Для других прихожан? Когда в последний раз были в больнице, и не к родственнику, а к незнакомому человеку? Про тюрьму молчу...Кто нибудь послал ли материальную и физическую помощь в детдом? Отдал ли свои вещи в приют для бомжей? Или просто сидим перед компом и критикуем? Кто нибудь предложил вести курс закона Божьего в своем приходе? Может, если перестанем критиковать, а начнем действовать, положение изменится....
Все цитируют евангелие, а на деле следуем ли мы заповедям Христа? Именно на деле, а не на словах.



Уважаемая баба яга! Вы абсолютно правы: критиковать легко, а вот реально помочь страждующим - не всегда просто. Поддерживаю Ваш вопрос (точнее, несколько вопросов).
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33709 является ответом на сообщение #33695] Пн, 17 Декабрь 2007 21:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Василий в настоящее время не в онлайне  Василий
Сообщений: 564
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: СПб
Карма: 0
Мне тут нравится
баба яга писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 20:32

Вот мы тут сидим и критикуем, и размышляем, хорошо, но что ЛИЧНО каждый из нас делает для улудшения своего прихода и православия? Не в целости, а в часности? Именно на деле, а не на словах.


Ягуль, но ведь вопрос-то риторический...
Ну, какой нормальный христианин будет публично, на людях трубить о своих делах...
У нас в церкви, вообще так не принято...
Помнишь, что Господь говорил: - "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая, чтобы твоя милостыня была втайне; и твой Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6, 3:4).
А если тебе конкретно, что-то интересует, так у тебя мой скайп с аськой имеются...
Пиши - отвечу. Smile

Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33731 является ответом на сообщение #33253] Вт, 18 Декабрь 2007 00:12 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
баба яга
Сообщений: 5995
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: южная европа
Карма: 0
Мне тут нравится
Елена
Так вопрос и был риторическим, вместо критики для размышления....
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33744 является ответом на сообщение #33684] Вт, 18 Декабрь 2007 09:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Алексей из Новосиба
Сообщений: 363
Зарегистрирован: Август 2007
Географическое положение: Новосибирск
Карма: 0
Мне тут нравится
NVCH, за Мещеринова спасибо огроменное!

Василий писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 21:56

Есть церковные работники, которые хотят честно делать свое дело миссии и катехизации и делают его.
Но... именно их дело мало пересекается с идеологией правящей корпорации, с политикой и коммерцией.
Происходит парадокс.
Они нужны по самой своей сути, они и должны быть "элитой" Церкви, но не они нужны ни первому, ни – по большому счёту – второму слою, составляющим большинство в нашей церкви.


Прочитал и стал значительно более понятен печальный взгляд знакомых священников, которые на 100% в данной терминологии из касты Делателей.
Причем, если ненужность первым вполне логична и понятна, то со вторыми, предполагаю, ситуация намного болезненней.

Василий писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 21:56

...и принятие статуса «правящей гос-религии», которая должна удовлетворять религиозные нужды народа и быть "нравственно-идеологической" веревочкой в деле государства по манипуляции народом.


Это невозможно, если сам народ (читай отдельно взятые его представители) не захочет останавливаться в своем духовном развитии на уровне пасхальных старушек,... что на практике совсем не так Sad Sad Sad )
Ведь Православие дает человеку необъятную свободу. Раб Божий - величайшее звание во Вселенной! Если я раб Божий, я больше ничей не раб (С).

---
Василий, а продолжение будет?
или выложите ссылку на источник, плиз.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33749 является ответом на сообщение #33744] Вт, 18 Декабрь 2007 11:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Natalia в настоящее время не в онлайне  Natalia
Сообщений: 2060
Зарегистрирован: Июнь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Всем спасибо за ссылочки! Оч интересно.
Для меня все новое, поэтому своего мнения пока нет ,помолчу послушаю, что люди говорят.
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33753 является ответом на сообщение #33744] Вт, 18 Декабрь 2007 12:42 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Василий в настоящее время не в онлайне  Василий
Сообщений: 564
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: СПб
Карма: 0
Мне тут нравится
Плиз. Smile
Алексей напишите в личку.
На вход она у меня работает (наверное). Neutral
Или просто дайте свои аську со скайпом. Smile

[Обновления: Вт, 18 Декабрь 2007 12:45]

Известить модератора

Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня [сообщение #33756 является ответом на сообщение #33552] Вт, 18 Декабрь 2007 12:59 Переход к предыдущему сообщения
Василий в настоящее время не в онлайне  Василий
Сообщений: 564
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: СПб
Карма: 0
Мне тут нравится
3. Об авторитетах.

Сейчас появился целый класс людей, которые вписываются в традицию, но, что парадоксально, не вписываются
в евангельское благовестие.
Это, как правило, какие-то "выгодные" для той или иной церковной структуры люди.

Наиболее яркие примеры вы найдете на обложках журнала "Фома".

Я не слова не говорю об их личной жизни.
Каждый из них, вполне возможно, гораздо лучший христианин, чем я.
Я говорю о той жизни, которую всякие "звезды" представляют своим зрителям (читателям), поклонникам и т.д.

Модной девушке из MTV можно на телеэкране все: голый пупок, пирсинг, вызывающая одежда, свобода выражения
своих взглядов на все что угодно.
Мало кого волнует вопрос о нравственности и сочетании с Евангелием некоторых ее телепередач.
Нам говорят: работа такая.
Зато она "очень верующая" и она выгодна Церкви, и можно подавать это в миссионерском ключе.
Вот как здорово, и такой, и такая есть в нашей Церкви, и у них все хорошо...

Да, конечно, это здорово, что у них так хорошо, но я хочу сказать, что если бы вот такое отношение было ко
всем приходящим в храм или ни к кому, то это было бы лучше "двойных стандартов".

Почти все эти люди-звезды выступают за сохранение традиции: церковно-славянский язык, старый стиль, старцы и т.д.
Мне понятно, почему.
Они - некая элита, которую на руках носят.

Церковь потеряла внутренний авторитет и прибегает к внешнему.

Помню как одну из таких "звезд" привозили к мощам очередного привозного святого.
Люди стояли в очереди по 10 часов.
"Звезду" провели без очереди.

Я уверен, что отстаивая традицию, эти "лица православия" отстаивают свою уникальность.
Если бы они отстаивали не потребительско-религиозные отношения, а истинно христианский образ жизни - общинный,
то им пришлось бы истинно смириться и стать одними из народа Божьего.

Впрочем, как пришлось бы смириться и священникам и так же стать одними из народа Божьего, но первыми
в ответственности и труде среди равных.
Именно этого все боятся.

В настоящей общине нет снисходительно-поучительных и коммерческих отношений.
Тут надо быть семьей, надо быть жертвенным.

Поэтому мне и многим моим знакомым очень не нравится, что в Церкви дают право голоса некоторым "публичным" людям,
которые не имеют к Церкви серьезного отношения.

Те же "обложечные" Тута Ларсен, Михалков, Демидов и т.д. могут говорить что хотят, но они не имеют права говорить
на церковные темы, вернее мы не должны им давать такую трибуну.

Перед церковными аудиториями они должны говорить о чем угодно, но не о церковной жизни и Церкви.
Я в этом глубоко убежден.
Пусть останется поклонение перед ними и их авторитетом (хрен с ними), но рулить православной молодежью и учить её
они не должны.

Как пример.
Мне рассказали, что Михалков призывал на крупном молодежном собрании (более 500 чел) оставить неприкосновенным
непонятный славянский язык, потому что язык эстетически красив.
Михалкову даже нравится, что он непонятен.

Так же Михалков призвал отказаться от идеи поставить в храмах стулья.
Мол, нужен подвиг, это так здорово стоять!

Но знает ли он все это на собственной шкуре?
Ходил ли он на протяжении последних 15-20 лет каждый воскресный день со своей семьей (детьми, внуками, женой) в храм,
смиренно отстаивал ли все службы, ждал 2,5 часа в очереди исповеди, стояла ли его беременная жена в храме, не имея
возможности присесть?
Нет?
Михалков приходил в храм 2 раза в год и его сразу вели в алтарь, прыгали вокруг него и ублажали?
Да! - пусть он тогда вещает подобный бред у себя на кухне...

Все эти "лица" зовут людей в ту Церковь к которой они, носимые на руках и объедающиеся на банкетах с архиереями и
настоятелями, не имеют отношения.
Они проповедуют людям сладкий миф, доступный их высотам, а приводят в серую обыденность приходской жизни.


из статьи С.Г. Речкунова "Церковь земная. Мать? Мачеха?..."





Предыдущая тема: Мужская и женская работа...
Следующая тема: Современность
Переход к форуму:
  


Текущее время: Вс дек 22 17:27:36 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02989 секунд