Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Задушевные беседы » Преступление и наказание
Преступление и наказание [сообщение #217678] Чт, 10 Декабрь 2009 12:15
VladimirX в настоящее время не в онлайне  VladimirX
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Октябрь 2009
Географическое положение: Йошкар-Ола
Карма: 0
Недавно зарегистрирован(а)
Православно-христианский характер классической литературы в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Это своеобразие русской литературы означает то, что она всегда была пасхальной, спасительной и воскрешающей «мертвые» и грешные души. В наибольшей степени это относится к Ф.М. Достоевскому, в творчестве которого идея воскресения и спасения человека становится важнейшей и центральной идеей, начиная с первого романа его великого пятикнижия романа «Преступление и наказание» (1866). Сам Достоевский называет идею воскресения человека мыслью «христианской и высоконравственной»: «...формула ее - восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков»1. По мнению В.Н. Захарова, «у этой идеи Достоевского было несколько этапов воплощения. Первый - сознать человека в себе, найти человека в человеке. Второй восстановив человеческий облик, обрести свое лицо. И, наконец, сознав божеское в себе, преобразиться, стать человеком, живущим по Христовым заповедям»2. Таков путь многих героев Достоевского. Этот же путь проходит и главный герой «преступления и наказания» Родион Раскольников. При этом важно, что не каждый герой писателя идет по пути воскресения и возрождения, а лишь приходящий к вере и сохранивший в своей душе совесть «глас Божий». Отсюда вполне понятно, что И.А. Есаулов справедливо ставит в своих работах вопрос о наличии в поэтике Достоевского особого «пасхального архетипа» сюжетной схемы, ориентированной не на миф, а на Евангелие, составляющего общую особенность литературных произведений с христианской идеей воскресения3. Подобной «сюжетной схемой» романа «Преступление и наказание» служит евангельский эпизод о воскрешении Христом Лазаря, - последнем чуде, совершенным Спасителем в Его земной жизни. Этот отрывок из Евангелия от Иоанна читает Раскольникову Соня Мармеладова. Евангельский отрывок о воскрешении Лазаря почти полностью входит в текст романа, придавая ему глубокий философско-религиозный смысл. Включение его в произведение далеко не случайно, поскольку он не просто несет в себе идею возможного воскресения человека (Раскольникова), не просто утверждает пасхальный характер романа, весь роман становится реализацией данного архетипа. Сцена чтения Соней Евангелия ключевая в романе, это идеологический и философско-религиозный центр «Преступления и наказания». Она символизирует возможное воскресение Раскольникова - человека, вступившего на путь греха и погибели, но благодаря вере, христианской любви и смирению Сони Мармеладовой вставшего на путь воскресения и возрождения своей души. http://club-vozrojdenie.ru/publ/paskhalnyj_arkhetip_v_romane _fm_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/17-1-0-203 http://club-vozrojdenie.ru/forum/48-636-1
Предыдущая тема: Как перестать беспокоиться и довериться Богу?
Следующая тема: я уже не первый год на этом сайте, но до сих пор неверующая
Переход к форуму:
  


Текущее время: Вс дек 22 04:44:04 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01483 секунд