Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Россия вспоминает Иоанна Кронштадского
Россия вспоминает Иоанна Кронштадского [сообщение #165981] |
Пт, 02 Январь 2009 15:57 |
Анто нина
Сообщений: 1170 Зарегистрирован: Июль 2008 Географическое положение: SNG
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Сегодня, 2 января (20 декабря по старому стилю) исполняется 100 лет со дня представления св. Праведного Иоанна Кронштадского.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии — на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры, пишет «Православие.ру». Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.
На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги — и о, счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное. С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.
Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.
Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.
Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу»,— так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих оставаясь чистым девственником.
Хотя однажды о. Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.
При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.
Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви наш великий пастырь. Среди них-то он и начал подвиг своего самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым, даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна.
Такой необычный подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим. Но все эти испытания о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя принятому им образу жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и вся, и за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили, клеветали и преследовали, впоследствии стали прославлять, поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его,— говорил о. Иоанн.— Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем»... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.
Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Наша неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией. Но все же очень много чудес записано и сохранено в памяти. Сохранилась точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом его чуде своим сопастырям-священникам. Глубоким смирением дышит этот рассказ. «Кто-то в Кронштадте заболел,— так рассказывал об этом о. Иоанн.— Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу — думал я — иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою — он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить».
По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека. По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев.
И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие его подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась.
По свидетельству очевидцев, совершение о. Иоанном Божественной литургии представляло собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе — это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.
Сама слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.
По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божиим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени. В имении «Рыжовка», около Харькова, где поместили о. Иоанна, уничтожены были многотысячной толпой трава, цветы, клумбы. Тысячи народа проводили дни и ночи лагерем около этого имения. Харьковский собор во время служения о. Иоанна 15 июля 1890 года не мог вместить молящихся. Не только весь собор, но и площадь около собора не вместила народа, который наполнял даже все прилегающие улицы. В самом соборе певчие принуждены были поместиться в алтаре. Железные решетки оказались всюду сломанными от давки. 20 июля о. Иоанн совершал молебен на Соборной площади — народу было более 60.000. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.
О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии. Больной Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»... Это было 12 октября 1894 года. После совместной коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы — святой человек. Вы — праведник. Вот почему вас любит русский народ». «Да,— отвечал о. Иоанн,— Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и таинства елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу.
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишком страниц. Это — совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами. «Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.
Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.
В отношении к нашей Родине — России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам и России». И грозно прорекает: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг- болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его,— поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет — Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.
10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах — это был случай в России совершенно беспримерный.
Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и гробница — тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма) лежит Св. Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.
Ныне великое дело церковного прославления нашего дивного праведника, милостью Божией, совершилось. О, если бы это радостное событие воскресило в сердцах всех православных русских людей важнейший завет приснопамятного о. Иоанна и побудило их со всей решительностью последовать ему: «Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом — и Он примирится с нами!»
Об актуальности наследия, которое завещал всем нам св. Иоанн Кронштадтский, рассказывает пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов:
— Св. отец Иоанн Кронштадский был материально богатым человеком, любил красивое богослужебное облачение, имел, как современные «олигархи», «яхту» — подаренный ему пароход. Святитель обличал посягательство на частную собственность как тягчайшее преступление, перечислял его в одном ряду с борьбой с Российским государством. Таким образом, св. Иоанн Кронштадский является обличителем идей «христианского коммунизма» и социализма, всех этих «красных» приправок, с которым пытаются смешать Православие. Всей своей жизнью св. Иоанн доказывал, что мы хотим, чтобы не было бедных, а не богатых, что человек может владеть деньгами, как св. Иоанн владел, но деньги не должны владеть человеком, как не владели они св. Иоанном.
Социальная деятельность св. Иоанна Кронштадского предельно актуальна для Церкви сейчас — в период экономического кризиса. Кронштадский пастырь — великий социальный богослов и практик. В 1882 году он построил и открыл Дом трудолюбия — целый рабочий городок на несколько тысяч человеко-место, где рабочие обеспечивались жильем и работой. Вот как описывает замысел Иоанна Кронштадтского профессор Фирсов: «К началу XX века в доме располагалась бесплатная начальная школа, мастерская для обучения различным ремеслам, рисовальный класс, мастерские для женщин, сапожная мастерская, детская библиотека и т. д. Содержался также приют для сирот, богадельня для бедных женщин, загородная летняя дача для детей и большой каменный ночлежный дом. Идея была проста: бедняки, не имевшие специальности, получали возможность заработать честным трудом хотя бы небольшие деньги, позволявшие купить пропитание и нанять угол для ночлега. Это была своеобразная борьба с тунеядством: здоровые нищие, побиравшиеся в Кронштадте, с тех пор не могли оправдываться отсутствием работы. Предусматривалась и помощь тем, кто не имел возможности заработать (малолетним и престарелым)».
Задачи Российского государства по преодолению сырьевого характера российского экономики, построению конкурентоспособной инновационной высокотехнологической экономической модели и задачи Церкви по преодолению экстенсивного, «требоисполнительского» характера ее развития, по возрождению конкурентоспособной интеллектуальной богословской школы, «инновационно»-миссионерскому возрождению перекликаются.
Очевидно, что в периоды кризиса государство заинтересовано в Церкви. В том числе, чтобы не допустить бунта, бессмысленного и беспощадного. Но Церковь не работает «кем-то по вызову». Если она нужна государству (а она еще как сейчас нужна) — то будьте добры — «Основы Православной Культуры» — в школу, Слово Пастыря — в прайм-тайм на ОРТ, храмы, пусть временные быстровозводимые — в каждый жилой массив.
Какие же социальные проекты может реализовать Церковь в подобных ситуациях? Рецепт известен — это приходские общины и братства. Они должны, наконец, появиться в каждом храме. И об этом должны задуматься те священники, которым ранее было недосуг — если ситуация, не дай Бог, зайдет слишком далеко, «просто так» «батюшке» так, «как раньше», давать уже не будут. А вот если есть сплоченный приход — вырулить можно.
Немецкие протестанты, не желающие подчиняться «правилам толерантности», согласно которым каждый работодатель должен в обязательном порядке брать на работу к себе представителей религиозных и сексуальных меньшинств (не имея возможности их уволить, не будучи обвиненным в ксенофобии), организовали свои христианские биржи труда. Надо подумать, подходит ли нам такой опыт в прямом смысле, не приведет ли он православных в гетто в своей же стране, но частично такой опыт может быть реализован. Такие «православные биржи труда» могут быть реализованы при каждом приходе, тем более — миссионерском. Богатые прихожане должны помогать бедным, причем не в форме «совка» — когда делят и раздают, а в форме помощи не едой, а «удочкой», в том числе с помощью рабочих мест. В том числе создания новых рабочих мест.
В наибольшей степени к кризису оказались готовы сильные приходские общины, у которых есть свои производства, в том числе сельскохозяйственные. Одной из таких общин является приход игумена Сергия (Рыбко), являющегося не только миссионером, но и талантливым приходским бытоустроителем — его прихожане не умрут с голоду даже в самых крайних ситуациях. Так вот, те общины, что имеют свое производство, в ситуации краха нынешних торговых сетей могут сделать экономический прорыв — открыть на территории приходов продовольственные магазинчики, где они будут торговать своей же продукцией. И новые рабочие места создадут, и цены снизят, и посбособствуют освобождению российского сельского хозяйства от импортной зависимости.
Есть и другие варианты — конвертация приходского сельского хозяйства в конкуретноспособную отрасль церковной экономики, это всего лишь пример. Другим таким примером может быть издание доступной и покупаемой апологетической литературы с выходом именно в светскую книготорговую сеть и т. д.
Ныне Правительство Москвы объявило о том, что отдаст здания бывших теплопунктов, переводимых в подвалы, под нужды малого бизнеса. Здания бывших теплопунктов есть почти в каждом московском дворе. И Церковь может взять многие из них под свои нужды. И в первую очередь — под храмы. Да-да! Строительную отрасль ждут непростые времена, а мы не можем ждать, пока там все наладится, чтобы отстроить соборы, в которых так нуждаются наши новые районы. Поэтому надо и реализовывать проект Российского Клуба Православных Меценатов, разработавшего проект строительства храма за один день, и приспосабливать под храмы помещения бывших «теплушек». Появление сотен храмов во дворах, в самом сердце социальной жизни, станет для Церкви настоящим миссионерским прорывом к собственному народу. Один священник может окормлять сразу несколько таких приспособленных храмов — в субботу служить в микрорайоне 1, воскресенье — микрорайоне 2, понедельник — 3, и т. д. В те дни, когда его нет, община служит мирянским чином, миссионерствует, осуществляет социальную диаконию и т. д.
Таким образом, Церковь может организовать вокруг себя ростки здорового социума, центром которого станет Св. Евхаристия. Эта сеть, эти островки не в коем случае не являются «альтернативным социумом»,— так пытаются поприличнее назвать «православное гетто». Наоборот — эти общины не могут не быть миссионерскими, они должны действовать по принципу снежного кома, обрастая все новыми людьми. Это произойдет, если православный социум будет лучшим, чем обычный, если там будут любить и уважать личность.
Активная политическая позиция кронштадтского святителя является продолжением его миссионерской позиции. Здесь все логично — раз Православие — это Истина, то к Истине Православия надо привести каждого человека, и не упустить, не допустить ухода из Церкви.
За каждую душу надо бороться, и «лучше было не рождаться тому», «кто соблазнит хоть одного из малых сих, верующих в Меня». И поэтому св. Иоанн активно борется за каждую душу и противодействует тем, кто расхищает виноградник Христов- с Львом Толстым, с противниками российской православной государственности всех мастей — от революционеров до либеральных секуляризаторов. И именно исходя из миссионерского императива борьбы за каждую душу православный христианин, на пример праведного Иоанна, не может быть вне политики, ему не может быть все равно, кто правит страной — православный христианин или антихрист. Россия — это крупнейший в мире плацдарм Православия, если она погибнет, Православие станет маргинальным фактором в мире на фоне растущего секулярного тоталитаризма и ислама.
И христианская государственность, в частности, православная монархия понимается св. Иоанном именно как «государство-православный миссионер», и царь — как помощник Церкви, русский народ — как народ миссионер, чье национальное самосознание оправдывается его служением Истине: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
[Обновления: Пт, 02 Январь 2009 16:01] Известить модератора
|
|
|
Re: Россия вспоминает Иоанна Кронштадского [сообщение #165982 является ответом на сообщение #165981] |
Пт, 02 Январь 2009 16:01 |
Анто нина
Сообщений: 1170 Зарегистрирован: Июль 2008 Географическое положение: SNG
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован в Русской Православной Церкви в 1990 году. Прошедший 7–8 июня Поместный Собор РПЦ установил совершать его память 20 декабря / 2 января — в день блаженной кончины святого праведника.
До этого, в 1964 году, Иоанн Кронштадтский был канонизирован в Русской Православной Церкви за рубежом.
|
|
|
|
|
|
|
|
Re: Россия вспоминает Иоанна Кронштадского [сообщение #176370 является ответом на сообщение #165981] |
Чт, 29 Январь 2009 09:48 |
Инна из Москвы
Сообщений: 149 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Статья понравилась
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Иоанн Кронштадский открыл Дом милосердия, а не боролся с властью за собес»
автор: Борис Клин
Еще при жизни он стал известен благотворительностью, исцелениями безнадежных больных, причем не только православных. Это не помешало советской пропаганде приклеить ему ярлык черносотенца. О личности отца Иоанна, его подлинном образе, о том, насколько его опыт стал примером нынешним пастырям, размышляет в беседе с обозревателем "Известий" наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
Главное - свидетельство о жизни вечной
вопрос : Отца Иоанна уже при жизни почитали настолько, что ему пришлось бороться с сектой собственных поклонников - "иоаннитов". Хорошо ли, когда священник еще при жизни становится столь популярным?
ответ : Если к священнику идет и получает духовную пользу большое количество людей, это прекрасно. Но надо помнить - священник должен привести людей к Вечной Жизни и к Богу, а не к самому себе. Это аксиома пастырского служения. Что касается "иоаннитов", отец Иоанн этих неразумных почитателей вначале пытался вразумить, затем обличал и, наконец, прекращал всякое с ними общение. Знаете, рядом со многими священниками, даже далеко не такого масштаба, как отец Иоанн, то и дело появляются какие-то странные люди, которые из священника делают для себя идола. Патриарх Алексий II, Священный Синод не раз говорили и разъясняли пагубность ложного старчества, ложного духовничества. И, мне кажется, люди сейчас стали трезвее. Но все же во все времена кто-то пытается переложить на священника решение своих чисто житейских проблем. К Спасителю однажды подошел человек и сказал: "Помоги мне разделить имение с моим братом по наследству". Спаситель ответил: "Кто меня поставил делить между вами?" Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
ответ : Сейчас, во время экономического кризиса, об этом особенно полезно вспомнить. Евангелие рассказывает и о другом человеке, собравшем огромный урожай. Это, между прочим, единственный совершенно счастливый человек в Евангелии. Он самозабвенно размышляет: "Какое богатство я скопил! Как впереди все надежно и прекрасно! Скажу я душе своей: "Душа покойся, ешь, пей, веселись". Но Господь, с печалью взирая на этого человека, говорит: "Безумный! В эту же ночь душу твою отнимут от тебя". Как это похоже на нашу нынешнюю ситуацию. Как охотно мы поверили, что застрахованы от любых превратностей судьбы. Но мгновение - и все это исчезает. Это еще один древний, но для каждого поколения невыученный урок.
вопрос : Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов частенько сетует: к священникам приходят за житейскими советами, но редко спрашивают: как победить свои страсти, зависть, злость?
о : Все же замечу, что наши прихожане с годами меняются к лучшему. Алексей Ильич ведь просто не исповедует людей. А сегодня на исповеди многие каются именно в страстях и злых навыках - тех же зависти, злобе. И исправляются. И это уже настоящие христиане. Люди все больше понимают: зло внутри них несовместимо с Вечной Жизнью, которая открывается их сердцу и уму. Ну а люди нецерковные, ничего пока не понимающие в духовной жизни, конечно, они приходят только с массой житейских проблем. Но знаете, и это не беда: одно то, что они пришли в церковь, - огромное благо для их души. Они уже поняли или начали понимать, что единственная надежда - на Бога. Все обманет и изменит - верен в этом мире только Бог. И Господь поможет этим людям.
в : Почему отец Иоанн Кронштадтский пользовался такой любовью?
о : Он и сейчас любим народом. Его пастырский опыт так важен для Церкви, потому что главным и в его священнической, и просто человеческой жизни было свидетельство о все той же Вечной Жизни. Он знал, что это такое, он был к ней причастен. И он мог этим опытом Вечной Жизни, жизни с Богом, поделиться. Даже самая известная книга его так и называется - "Моя жизнь во Христе". Отец Иоанн мог дать именно это - то, чего не мог никто другой - ни врач, ни философ, ни мудрец, ни благодетель. Хотя он и исцелял молитвами, и давал добрые и мудрые советы, и благотворительствовал. Но не это было главное. Главное, что можно было от него получить, - это раскрытие в себе и участие в Вечной Жизни уже здесь, на земле. Именно ради этого к нему и шли толпы и толпы людей.
"Вот есть "грех" такой - иномарка"
в : Давайте поговорим о благотворительной деятельности отца Иоанна. Он ведь начинал с того, что отдавал своим прихожанам из кронштадтских трущоб собственные сапоги, босым возвращался домой. Почему сейчас священники не благотворительствуют, а лишь собирают пожертвования на храм, на содержание прихода? Где сегодня можно увидеть священника, проповедующего в Москве и отдающего свои ботинки бедным?
о : Ботинки, может, и не снимают. Но о церковной благотворительности просто не принято рассказывать - это заповедь Христа. На самом деле все храмы без исключения и все монастыри - не побоюсь этого слова "все" - помогают людям. Нет человека, который бы пришел с настоящей бедой и остался бы без помощи. Но повторюсь - с настоящей. Здесь, к сожалению, есть и другая сторона медали. За 15 лет существования нашего монастыря каждый день к нам приходят несколько человек, говорят: обокрали, помогите доехать до дома. И мы каждый раз отвечаем: сейчас с вами поедет сотрудник монастыря или послушник, купит билеты, проводит вас, а билеты отдаст проводнику. За пятнадцать лет согласились только четверо. Остальные все говорят: нет, не надо, или дайте нам просто деньги, или в последний момент убегают.
в : А отца Иоанна тоже обманывали?
о : Отца Иоанна, наверное, тоже обманывали. Но давайте все же вспомним о другом: что сейчас исполняется из заветов отца Иоанна? Он создал Дом милосердия, где были сироты, инвалиды. Сейчас сотни детских домов и интернатов опекаются церковью. Я не знаю вообще монастырей в России (не маленьких, где 2-3 человека, а более-менее крупных, таких большинство), которые бы не содержали детского дома. У каждого храма есть по крайней мере несколько десятков человек, которым постоянно помогают.
в : А как вы их отбираете?
о : Иногда это наши прихожане, иногда это люди, которых приводят к нам прихожане, иногда это те, кто пишут нам, и мы убеждаемся, что надо помочь.
в : Тогда откуда в обществе возникает ощущение, что в сфере материальной Церковь только берет и ничего не дает? Что нет больше таких священников, как отец Иоанн? Зато батюшки катаются на "Мерседесах".
о : Один из известных певцов недавно заявил на ТВ: "Я увидел священника на машине, он получает за свое служение деньги, и это меня отвратило от Церкви и от Бога". Философия сильная - если священник получает зарплату, значит Бога нет.
Рядовой московский священник получает примерно 20 тысяч рублей. Диаконы - 6-8 тысяч. Я уж не говорю о священниках в русской глубинке. Там все еще более скромно. Мне довелось побывать на наших заграничных приходах. Я посмотрел, как живут там наши священники. Зарплата 400-600 долларов. А прожиточный минимум там 800-1000 на одного человека. Нам, монахам, проще, а вот женатым священникам, у которых супруга не работает, воспитывает 5-6-7 детей, приходится нелегко. Но они не жалуются. Кто-то подрабатывает программистом, кто-то пишет научные труды.
Теперь про машины. Я вот тоже грешник. У меня иномарка, "Ауди", хотя она принадлежит монастырю, а не мне, но я ею пользуюсь. Я мог бы и на "Жигулях" ездить, но я эту машину купил, когда в 2001 году в Рязанской области мы взяли разрушенное большое хозяйство - в несколько тысяч гектаров и восстановили его. Приходилось ездить туда иногда по три раза в неделю. Я очень хорошо знаю, что такое "Жигули", и знаю, что такое "Нива", долго ездил на них. Но когда, особенно в первое время, надо было ездить 250 километров в одну сторону и 250 километров в другую, 3-4 раза в неделю, и зимой и летом, то выбор между "Жигулями" и "Ауди" был предрешен.
В начале девяностых Церкви были переданы десятки тысяч храмов и монастырей в руинах. Каждый знает, сколько нужно на ремонт домика, комнатки или квартиры. А тут - тысячи квадратных метров в развалинах. Восстанавливаются они не для священников, которых то и дело переводят с восстановленного "объекта" на новые руины, а для Церкви и для всей страны.
в : А как, если не секрет, ваш монастырь зарабатывает средства и на что тратит?
о : Часть материальных забот берут на себя наши прихожане. Но все же большую часть мы зарабатываем сами. У нас огромное для Церкви издательство, в котором выпускается духовная, историческая, художественная и научная литература. Как я уже сказал, у нас есть большой и пока эффективный сельскохозяйственный комплекс. А тратим - на содержание, ремонты и стройки монастыря, интернат для детей на 100 человек, высшее учебное заведение, где учатся и содержатся 150 воспитанников, издательство, где выпускается до 400 книг в год, интернет-сайт "Православие.ру". Да и еще немало другого.
"Отец Иоанн никогда не проповедовал ненависти"
в : Мы подошли к общественной роли отца Иоанна, к его общественно-политической деятельности. Он был черносотенцем?
о : Он был пророком. Отец Иоанн умер в 1908 году. Страна тогда была благополучнейшая. Бурно развивалась. А отец Иоанн предсказывал ужасающую революцию и атеизм в России. И в этом смысле он, конечно, участвовал в политической жизни. Он призывал к противодействию революционной беде. Он безусловно поддерживал созидательные и творческие силы России. Предупреждал: если не остановить разрушительные революционные процессы - все выльется в безумные потоки крови. В "Союзе русского народа", в котором состоял отец Иоанн Кронштадтский, участвовали многие деятели культуры, политики, ученые. Можно перечислять: от Менделеева и Нестерова до святого патриарха Тихона и Васнецова.
Отец Иоанн никогда не проповедовал ненависть. Он просто не мог ненавидеть людей и тем более призывать к ненависти. Любая ненависть для него была отвратительна. Возьмите его воззвание по поводу кишиневского погрома. Он писал: "Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами Отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29)".
в : Должны ли сегодня священники высказываться на политические темы? Какова может быть их роль в общественной жизни?
о : На общественно значимые вопросы Церковь не может не отвечать. Но зачастую люди хотят сделать из Церкви и министерство соцзащиты, и министерство здравоохранения, и даже орган по контролю за силовиками. Это наш общий инфантилизм. Не задача Церкви выстраивать общественные институты.
в : Разве отец Иоанн не этим занимался?
о : Он делал свое священническое дело. Он молился, и люди исцелялись. Он создал Общество трезвости, и множество людей, отвечая на его слово, сказанное с силой, бросали эту самую смертоносную для русского человека привычку. Отец Иоанн не боролся против тогдашнего МВД, не занимался реформами российского здравоохранения. Наконец, он не клеймил тогдашнюю социальную политику, хотя мог бы это сделать. Он просто создал Дом милосердия и множество приютов для сирот. Жизнь во Христе, священническое служение Богу были его главной и самой действенной помощью Российскому государству и народу. И именно за это великое служение отца Иоанна как священника Божия мы благодарны ему и сегодня.
"Всероссийский батюшка"
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 19(31) октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. В 1855 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой обучался за казенный счет. Стал священником Андреевского собора в Кронштадте. В 1882 году построил Дом трудолюбия - городок на несколько тысяч человек, где люди обеспечивались жильем, нормальной работой и медицинской помощью, а для подростков были открыты школы. Основал женскую монашескую общину, преобразованную в 1900 году в Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь, где и был похоронен.
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Пт ноя 01 05:25:40 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02119 секунд
|