Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Юродивые Христа ради .
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158916 является ответом на сообщение #157653] |
Сб, 13 Декабрь 2008 11:33 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма:
|
Мне тут нравится |
|
|
.Блаженный Прокопий был богатый иностранный купец, который по "обычаю гостей иноземных" прежде ходил на своем корабле в "северные пределы наши", а именно в Новгород, для торговли. Происходил блаженный Прокопий "из западных стран от латинского языка и земли немецкия", был образован и "воспитан среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей". Очевидно, что в Новгороде, насчитывающем в то время десятки монастырей, Прокопий, будучи католиком, обратился к православию и принял православие. "Пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною"2. Приняв решение остаться на Руси, он "роздал еси богатство требующим"3 и поселился в Хутынской обители, которая располагалась в 10 верстах от Новгорода. Определенное время блаженный Прокопий пребывал в Хутынской обители, где пользовался наставлениями православного подвижника Варлаама Хутынского (†1243), в миру Вячеслава Прокшинича (одноименного со св. Варлаамом Хутынским †1192). Однако, вскоре Прокопий удаляется далеко на северо-восток от Новгорода - в Великий Устюг, где он вступает на путь юродства Христа ради. Можно предположить, что подобное столь скорое обращение Прокопия (иноземца - католика) и принятие им подвига юродства Христа ради, произошло по особому смотрению Божию. Поскольку данный подвиг столь многотруден, необыкновенен и столь велик, что на него призываются Господом только особенные избранники - совершенные ревнители благочестия, утвердившихся в добродетели, сильные телом и духом. Известно, что все те, кто обрекал "себя на этот подвиг, принимали его не самовольно, а по особенному призванию Божию "по особенному указанию промысла Божия, иногда же и по чрезвычайному откровению, что потом Сам Бог благословлял и утверждал их на сем пути, сопровождал подвиг их Своею благодатною помощью, нередко чудесною, и Сам же открывал их Церкви, как Своих избранных и святых"4. Так например, Господь повелел св. Андрею (†510) Христа ради юродивому: "отныне ты наш друг и брат; ступай же на добрый подвиг, будь наг и юродствуй Мене ради и ты получишь великую награду в день Моего царствия"5. Блаженный Прокопий "не имеющего на земли пребывающего града, но взыскующаго грядущаго"(Евр.13,14), начал проводить ночи в молитве на паперти соборного Успенского храма Великого Устюга, а "днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои; над ним издевались и дети и те, которые имели духовный смысл еще менее развитый, нежели у детей"6. "В этом смирение и любовь, - пишет преп. Паисий Величковский, - чтобы терпеть скорби от брата. Этим одним многие спаслись, особенно этот путь принадлежит юродивым, ибо они много терпят напраслины. Великое дело юродство Бога ради, ибо оно обнимает все добродетели; из всего житейского они ничего не имеют у себя, только одно терпение всеусердно приобретают и тем все скорби преодолевают"7. "Был еси бездомен на земли, Богомудре Прокопие, всякое озлобление претерпевая"8, терпя напраслину и досаждение "Бога ради с благодарением", молился за досаждающих ему, взывая ко Господу: "Господи, не постави им греха сего"9. "Добродетелей твоих Богомудре, исправления уясниша верных сердца: кто убо, слышав безмерное твое смирение и терпение, не удивися? Еже ко всем кротость и беззлобие..."10. Все юродивые постоянно молили Бога, чтобы Он простил неведение тех, кои "ругались юродству" (Св.Андрей молится: "Владыце, да не будет им греха о сем, иже ми биение творят", Блаж.Симеон молился за соблазняющихся: "да не вменится им грех сей"11. Блаженный же Прокопий "пищу зело мало приемляше от богобоязненных человек, и то не по вся дни; от богатых же и неправды творящих ничтоже когда восхоте прияти, и часто без пищи дни многие пребываше"12 - "молитвами, бдением и пощением тело свое изнурив, душу же возвысив на Небесная"13. Наружность "блаженного Прокопия в иконописном подлиннике описывается так: "подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику - стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т.е. длинная); рубище дико-багряное с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы"14 - "целомудрием и благоверием, яко багряницею многоценною, одеявся Прокопие..."15. Отдыхать блаженный Прокопий ложился "то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда его была изорванная и в ней он переносил северные морозы"16. Так "путем добровольного, внешняго самоуничижения и кажущегося безумия, вверив все дело спасения божественному водительству, сокровенно и беспрепятственно" обогащал душу свою блаженный Прокопий "самыми высокими добродетелями христианскими, более же всего смирением и любовию к Богу и ближним"17. Климатические условия "северных пределов" Руси весьма осложняли и без того тяжелейший подвиг блаженного Прокопия, принося ему особые страдания - "благоволив благими деянии, искусился еси, яко злато в пещи, напастьми, Прокопие славне"18. Столь многотрудным и "тесным шествовал путем"19 блаженный Прокопий, лишь иногда посещая праведную чету Иоанна и Марию, которые построили храм Иоанна Предтечи и монастырь, "но не пользовался удобствами их жизни"20. Другом и собеседником блаженного Прокопия был преп. Киприан (†1276), основавший в 1212 году Архангельский монастырь близ Устюга и проведщий там в подвиге 60 лет, "но и у него не искал он покоя для плоти своей"21. Блаженный Прокопий и все юродивые Христа ради "являлись то наставниками заблуждавшихся, то обличителями порочных, предрекали будущее, исцеляли болезни и др., но в таких важных случаях они поступали загадочно, таинственно, иносказательно; если же и прямо говорили, то под строгим запрещением требовали от тех, с кем имели дело, хранить все в тайне - "да никтоже мнит его быти свята"22. Так некому Симеону - своему любимому клирику (отцу св.Стефана Пермского), блаженный Прокопий рассказал событие, которое случилось с ним зимой и заповедал не рассказывать о том другим до своей смерти. "Раб Божий Симеон почудися зело глаголанным от святого и прослави Бога и скры тыйныя его глаголы и некому не поведа о великом терпении его донележе он изыде от живота сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго..."23. Так "некоего года бысть зима паче иных зим лютейша, мразу нестерпимому стужающу, и ветру дыхающу бурну, спаде же тогда и снег превеликий, яко и храминам многим засыпанным быти от него и мнози человецы и скоты не токмо в путех, но и во граде и весех померзаху, и птицы мертвы на землю падаху, и нищие терпяху беду велию стеняще и трясущеся, и множайшии от них изомроша: продолжися же та безмерная лютость зимняя на дни многи, в то время и Святый Прокопий лютейшая злая наготствующим своим телом от зимы велия пострада: егда же изшед нощию из паперти церковныя, прииде к малым храминам прямо церкви бывшим, в них же нищии жительствоваша, и хоте у них поне мало согретися, нищиии ощутивше приход его, инии затворяху двери крепко перед ним, инии же с палицами противу его изшедше, бияху того и прогоняху от себе, кричаще: отыде отсюду юроде, отыди; он же от них отшед в пустую некую храмину вниде, и обрете во едином угле псов лежащих, и ляже при них яко да мало согреется; пси же воставше, отбегоше от него. Раб же Божий видя, яко не точию человецы, но пси им гнушаются, глаголаша в себе: "буди имя Господне благословенно от ныне и до века", и возвратися паки в притвор церковный, и седе согнувся, и трясыйся телом и отчаяв живота своего, ожидаше последняго издыхания и моляшеся, да приимет Бог душу его"24. Неожиданно, блаженный Прокопий ощутил приятную теплоту: взглянув он увидел перед собою Ангела Божия с прекрасной веткой в руке. Ангел коснулся веткой лица замерзающего блаженного Прокопия и оживил страдальца. Приятная теплота разлилась по всему телу блаженного Прокопия и он перестал ощущать леденящий холод. Это была та самая Небесная теплота Святого Духа о которой говорил преп.Серафим Саровский, обращаясь к Матовилову: "Что же вы еще чувствуете, ваше Боголюбие? - Теплоту необыкновенную! - Как, батюшка теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?! Я отвечал: А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит..."25. Блаженный Прокопий носил в левой руке три кочерги (см. икону). "Замечено было, что когда, - блаженный, - носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всем"28. Любимым местом блаженного Прокопия был камень на берегу реки Сухоны, на котором он подолгу сиживал и молился за проплывающие суда. За великие подвиги Христа ради, Господь одарил блаженного Прокопия даром прозрения и чудес. В один из воскресных дней 1290 года, за неделю до разразившейся позднее бури, блаженный Прокопий в храме призывал: "покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного". После литургии, а затем все дни и ночи, блаженный Прокопий сидя на паперти плакал и рыдал, отвечая устюжанам о причине совей скорби: "бдите и молитеся, да не внидите в напасть"(Мф.24,41). На третий день блаженный Прокопий ходил по городу и со слезами обращаясь к людям: "плачьте, други, плачьте о грехах своих, молитеся, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Садом и Гомору, за беззакония ваши". Устюжане не внимали проповеди блаженного Прокопия. Ровно через неделю после первого предсказания блаженного Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако, которое быстро увеличилось и покрыло небо над Великим Устюгом черною мглою. В черном небе блеснули ослепительные молнии и непрекращающиеся раскаты оглушительного грома ударами сотрясали землю и стены домов города. Люди в ужасе устремились в соборный Успенский храм, где увидели перед иконой Благовещения блаженного Прокопия, который со слезами "за люди свои моления предлагая.."29, взывал к Богоматери, ходатаице к Сыну Своему и Богу за согрешивших. Народ с покаянными рыданием и воплями о помиловании и "спасении от гнева Божия"30 начал усердно молится вместе с блаженным Прокопием перед иконой. Неожиданно от иконы Благовещения "потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание"31, в тоже время и в воздухе произошла перемена: "не стало удушливого зноя, тучи сверкая молниями начали отходить в даль" на запад, и, в "20 верстах от Великого Устюга, в дебрях Ковальских... разразилась градом огромнейших камней, не причинив никакого вреда жителям Устюга"32 , а сокрушив только лес. От святой иконы истекало столько мира, что им наполнили сосуды церковные" и помазанные "миром получали исцеление от различных болезней"33. Так "Сам Бог избирал этих дивных подвижников, - Христа ради юродивых,- непосредственным орудием Своей воли, чтобы в самом их бесславии и уничижении открывалась могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего и к облегчению участи страждущих"34. Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой молился блаженный Прокопий с народом была перенесена в 1567 году в Москву при Иоанне Грозном и митрополите Московском Филиппе и "поставлена в иконостас Успенского Собора"35. "Несколько камней, павших при святом Прокопии с воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе"36. Так блаженный Прокопий "многими чудесы... и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг"37. Блаженный Прокопий "юродством премудрости достиг глубину, преблаженне"38, продолжал врачевать недуги своих современников, уча их благочестивой христианской жизни, "плача незримыми миру слезами" и "постоянно пребывая в Боге"39 - любя Его "всем сердцем..., и всею душею..., и всем разумением"(Мф.22,37). "По истине, юродивые Христа ради, - были великими благодетелями для своих собратий, являясь, смотря по требованию нужд современников, то кроткими наставниками, то грозными обличителями и крепкими ратоборцами против зла"40. Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. Восьмого июля 1303 года блаженный пошел перед смертью к устюжскому Михаило - Архангельскому монастырю и помолившиcь у ворот обители, отошел от ворот обители, лег на землю, и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу"41 - "имея душу милостивну и чист помысел, и сердце бодро, веру неблазненну и любовь воистинну нелицемерну"42, "светом чистым Святой Троицы просвящен, законом же Сея огражден, нощь житейскую без претыкания прешел еси, видении Божественными возвышаяся, блаженне, от земли преставился к небесным..."43, "в Божий живот вселился еси"44, "и с лики праведных водворяешися"45. Согласно желанию Блаженного Прокопия, его похоронили близ соборной Успенской Церкви, на берегу реки Сухоны, а камень, на котором сидел и молился блаженный, положили над его гробом. Почитание блаженного Прокопия началось по частной инициативе. По молитвам с призыванием на помощь праведника - блаженного Прокопия, многие получали исцеление - расслабленные, бесноватые, слепые, хромые, "всякаго возраста и звания и все прославляли великого угодника Божия, даровавшаго им разрешение от тяжких недугов"46. В1458 году над его могилой была построена часовня. В 1471 году "Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия ("от повальной болезни"), построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного "и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца иулия в 8-й день"47. Московский Собор 1547 года утвердил это местное празднование блаженному Прокопию. "Мощи прав.Прокопия почивают под спудом в храме посвященном его имени"48. "Набожный Устюжанин 16 века в своей похвале блаженному Прокопию писал: "Великий Новгород блажит архиепископов Иоанна и Евфимия...; Псков же град блажит блаженных, благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта... И каяждо убо страна и град блажит и славит, и похваляет своих чудотворцев. Восточная же страна в ней же град имянуемый Устюг и град Выбор, предел Соливычегодския, и окрестные их пределы и веси блажат и прославляют тебе, досточудне и преблаженне Прокопие. Имеем тя вси, яко стража и хранителя, и заступника граду нашему, яко никогда убо ты не воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы и веси и вси живущие ту люди"
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Пт янв 03 23:34:45 MSK 2025
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02400 секунд
|