Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Юродивые Христа ради .
Юродивые Христа ради . [сообщение #157653] |
Вт, 09 Декабрь 2008 18:55 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Юродивые — так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. "Христа ради юродивый", или "блаженный" — человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 16 в. юродство стало формой пророческого (в древнееврейском смысле) служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием миру. В эту эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права печалования (ходатайства) за неправедно осужденных, подвиг юродивых приобрел социальный и даже политический смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивый, которого невозможно лишить голоса, выступает теперь как единственный поборник Христовой правды. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18-19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.
Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом - черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти - не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. "Иди на добрый подвиг, - сказал Ангел Андрею, - будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего". Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.
Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Скончался блаженный Андрей в 936 году.
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #157655 является ответом на сообщение #157653] |
Вт, 09 Декабрь 2008 19:04 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК
(подвизавшийся Христа ради в Вологде)
27 марта 1837 года улицы Вологды, ведущие от Власьевской церкви к Богородскому кладбищу, запружены были народом. Казалось, что собрался весь город, несмотря на ненастную погоду. Хоронили НИКОЛАЯ МАТФЕЕВИЧА РЫНИНА, юродивого, в прозорливость которого верили многие, испытавшие правду его слов в событиях своей жизни. Всяк старался протискаться к его гробу, чтобы проститься с ним, отдать ему последний долг. Очевидцы рассказывают, что от гроба разносилось необыкновенное благоухание. В толпе раздавались рыдания и вопли. Шествие совершалось медленно — народ останавливал гроб — и когда оно вступило в ограду кладбища, с соборной колокольни понеслись звуки колокола к вечерне и вспомнились тогда слова брата Николая — Ивана, не пожелавшего исполнить завет покойного — похоронить его в Прилуцком монастыре, он с сердцем говорил: "Ну, его, дурака, пожалуй, к вечерне в монастырь не довезти…" Тело юродивого принесено было на Богородское кладбище с благовестом к вечерне.
http://www.pravpiter.ru/pver/n014/ta010.htm
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #157657 является ответом на сообщение #157653] |
Вт, 09 Декабрь 2008 19:12 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
Блаженная Ксения Петербургская
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради.
Ксения Петербургская
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св.ап.Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.
Матфей Евангелист
Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап.Матфея, а ночью уходила за город, в поле - и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.
Ксения Блаженная
Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.
Блаженная Ксения Петербургская
Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.
Смоленская икона Божией Матери
В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
Ксения Петербургская
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!"
Ксения Блаженная
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Тропарь, глас 7.
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприняла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.
[Обновления: Вт, 09 Декабрь 2008 19:15] Известить модератора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158055 является ответом на сообщение #157653] |
Чт, 11 Декабрь 2008 00:48 |
СветланаК
Сообщений: 778 Зарегистрирован: Октябрь 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
А почему Синод запретил канонизацию блаженных? Странно это как-то, до того канонизировали и вдруг нельзя стало?
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Исходя из Библии проповедники - юродивые Христа ради.
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158057 является ответом на сообщение #158055] |
Чт, 11 Декабрь 2008 01:06 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма: 0
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
Потому что юродствовать стало модно.
И отличить истинного подвижника от сумасшедшего или "зарабатывающего", особенно по прошествии определенного времени после жизни персоны, (за которое любому человеку молва может приписать что угодно - от чудес и воскрешений до распутничества), стало слишком трудно. С праведников не убудет, а грешникам в канонизации никакой пользы.
|
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158267 является ответом на сообщение #158057] |
Чт, 11 Декабрь 2008 14:45 |
Анто нина
Сообщений: 1170 Зарегистрирован: Июль 2008 Географическое положение: SNG
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
NEZP писал(а) Чтв, 11 Декабрь 2008 01:06Потому что юродствовать стало модно.
И отличить истинного подвижника от сумасшедшего или "зарабатывающего", особенно по прошествии определенного времени после жизни персоны, (за которое любому человеку молва может приписать что угодно - от чудес и воскрешений до распутничества), стало слишком трудно. С праведников не убудет, а грешникам в канонизации никакой пользы.
Много ли желающих найдется помодничать?
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158740 является ответом на сообщение #158267] |
Пт, 12 Декабрь 2008 20:04 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма: 0
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
Цитата:Лжеюpодство становилось пpедметом цеpковных yстановлении. В
yказе патpиаpха Иоасафа от 14 авгyста 1636 г. "о пpекpащении в
московских цеpквах pазного pода безчинств и злоyпотpеблений"
сказано: "И во вpемя же святаго пения ходят по цеpквам шпыни с
безстpашием, человек по десяткy и болши, и от них в цеpквах великая
смyта и мятеж, и в цеpквах овогда бpанятся, овогда и деpyтся ...
Инии же твоpятся малоyмни, а потом их видят целоyмных ... а инии во
вpемя святаго пения во цеpквах ползают, писк твоpяще, и велик
соблазн полагают в пpостых человецех".*82 Сpеди пpочих в этом yказе
названы и лжеюpодивые, котоpые сделали из юpодства пpомысел, дающий
пpопитание. Они pассчитывают на легковеpных людей; это они "твоpятся
малоyмны, а потом их видят целоyмных".
[Обновления: Пт, 12 Декабрь 2008 20:06] Известить модератора
|
|
|
Re: Юродивые Христа ради . [сообщение #158916 является ответом на сообщение #157653] |
Сб, 13 Декабрь 2008 11:33 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
.Блаженный Прокопий был богатый иностранный купец, который по "обычаю гостей иноземных" прежде ходил на своем корабле в "северные пределы наши", а именно в Новгород, для торговли. Происходил блаженный Прокопий "из западных стран от латинского языка и земли немецкия", был образован и "воспитан среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей". Очевидно, что в Новгороде, насчитывающем в то время десятки монастырей, Прокопий, будучи католиком, обратился к православию и принял православие. "Пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною"2. Приняв решение остаться на Руси, он "роздал еси богатство требующим"3 и поселился в Хутынской обители, которая располагалась в 10 верстах от Новгорода. Определенное время блаженный Прокопий пребывал в Хутынской обители, где пользовался наставлениями православного подвижника Варлаама Хутынского (†1243), в миру Вячеслава Прокшинича (одноименного со св. Варлаамом Хутынским †1192). Однако, вскоре Прокопий удаляется далеко на северо-восток от Новгорода - в Великий Устюг, где он вступает на путь юродства Христа ради. Можно предположить, что подобное столь скорое обращение Прокопия (иноземца - католика) и принятие им подвига юродства Христа ради, произошло по особому смотрению Божию. Поскольку данный подвиг столь многотруден, необыкновенен и столь велик, что на него призываются Господом только особенные избранники - совершенные ревнители благочестия, утвердившихся в добродетели, сильные телом и духом. Известно, что все те, кто обрекал "себя на этот подвиг, принимали его не самовольно, а по особенному призванию Божию "по особенному указанию промысла Божия, иногда же и по чрезвычайному откровению, что потом Сам Бог благословлял и утверждал их на сем пути, сопровождал подвиг их Своею благодатною помощью, нередко чудесною, и Сам же открывал их Церкви, как Своих избранных и святых"4. Так например, Господь повелел св. Андрею (†510) Христа ради юродивому: "отныне ты наш друг и брат; ступай же на добрый подвиг, будь наг и юродствуй Мене ради и ты получишь великую награду в день Моего царствия"5. Блаженный Прокопий "не имеющего на земли пребывающего града, но взыскующаго грядущаго"(Евр.13,14), начал проводить ночи в молитве на паперти соборного Успенского храма Великого Устюга, а "днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои; над ним издевались и дети и те, которые имели духовный смысл еще менее развитый, нежели у детей"6. "В этом смирение и любовь, - пишет преп. Паисий Величковский, - чтобы терпеть скорби от брата. Этим одним многие спаслись, особенно этот путь принадлежит юродивым, ибо они много терпят напраслины. Великое дело юродство Бога ради, ибо оно обнимает все добродетели; из всего житейского они ничего не имеют у себя, только одно терпение всеусердно приобретают и тем все скорби преодолевают"7. "Был еси бездомен на земли, Богомудре Прокопие, всякое озлобление претерпевая"8, терпя напраслину и досаждение "Бога ради с благодарением", молился за досаждающих ему, взывая ко Господу: "Господи, не постави им греха сего"9. "Добродетелей твоих Богомудре, исправления уясниша верных сердца: кто убо, слышав безмерное твое смирение и терпение, не удивися? Еже ко всем кротость и беззлобие..."10. Все юродивые постоянно молили Бога, чтобы Он простил неведение тех, кои "ругались юродству" (Св.Андрей молится: "Владыце, да не будет им греха о сем, иже ми биение творят", Блаж.Симеон молился за соблазняющихся: "да не вменится им грех сей"11. Блаженный же Прокопий "пищу зело мало приемляше от богобоязненных человек, и то не по вся дни; от богатых же и неправды творящих ничтоже когда восхоте прияти, и часто без пищи дни многие пребываше"12 - "молитвами, бдением и пощением тело свое изнурив, душу же возвысив на Небесная"13. Наружность "блаженного Прокопия в иконописном подлиннике описывается так: "подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику - стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т.е. длинная); рубище дико-багряное с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы"14 - "целомудрием и благоверием, яко багряницею многоценною, одеявся Прокопие..."15. Отдыхать блаженный Прокопий ложился "то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда его была изорванная и в ней он переносил северные морозы"16. Так "путем добровольного, внешняго самоуничижения и кажущегося безумия, вверив все дело спасения божественному водительству, сокровенно и беспрепятственно" обогащал душу свою блаженный Прокопий "самыми высокими добродетелями христианскими, более же всего смирением и любовию к Богу и ближним"17. Климатические условия "северных пределов" Руси весьма осложняли и без того тяжелейший подвиг блаженного Прокопия, принося ему особые страдания - "благоволив благими деянии, искусился еси, яко злато в пещи, напастьми, Прокопие славне"18. Столь многотрудным и "тесным шествовал путем"19 блаженный Прокопий, лишь иногда посещая праведную чету Иоанна и Марию, которые построили храм Иоанна Предтечи и монастырь, "но не пользовался удобствами их жизни"20. Другом и собеседником блаженного Прокопия был преп. Киприан (†1276), основавший в 1212 году Архангельский монастырь близ Устюга и проведщий там в подвиге 60 лет, "но и у него не искал он покоя для плоти своей"21. Блаженный Прокопий и все юродивые Христа ради "являлись то наставниками заблуждавшихся, то обличителями порочных, предрекали будущее, исцеляли болезни и др., но в таких важных случаях они поступали загадочно, таинственно, иносказательно; если же и прямо говорили, то под строгим запрещением требовали от тех, с кем имели дело, хранить все в тайне - "да никтоже мнит его быти свята"22. Так некому Симеону - своему любимому клирику (отцу св.Стефана Пермского), блаженный Прокопий рассказал событие, которое случилось с ним зимой и заповедал не рассказывать о том другим до своей смерти. "Раб Божий Симеон почудися зело глаголанным от святого и прослави Бога и скры тыйныя его глаголы и некому не поведа о великом терпении его донележе он изыде от живота сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго..."23. Так "некоего года бысть зима паче иных зим лютейша, мразу нестерпимому стужающу, и ветру дыхающу бурну, спаде же тогда и снег превеликий, яко и храминам многим засыпанным быти от него и мнози человецы и скоты не токмо в путех, но и во граде и весех померзаху, и птицы мертвы на землю падаху, и нищие терпяху беду велию стеняще и трясущеся, и множайшии от них изомроша: продолжися же та безмерная лютость зимняя на дни многи, в то время и Святый Прокопий лютейшая злая наготствующим своим телом от зимы велия пострада: егда же изшед нощию из паперти церковныя, прииде к малым храминам прямо церкви бывшим, в них же нищии жительствоваша, и хоте у них поне мало согретися, нищиии ощутивше приход его, инии затворяху двери крепко перед ним, инии же с палицами противу его изшедше, бияху того и прогоняху от себе, кричаще: отыде отсюду юроде, отыди; он же от них отшед в пустую некую храмину вниде, и обрете во едином угле псов лежащих, и ляже при них яко да мало согреется; пси же воставше, отбегоше от него. Раб же Божий видя, яко не точию человецы, но пси им гнушаются, глаголаша в себе: "буди имя Господне благословенно от ныне и до века", и возвратися паки в притвор церковный, и седе согнувся, и трясыйся телом и отчаяв живота своего, ожидаше последняго издыхания и моляшеся, да приимет Бог душу его"24. Неожиданно, блаженный Прокопий ощутил приятную теплоту: взглянув он увидел перед собою Ангела Божия с прекрасной веткой в руке. Ангел коснулся веткой лица замерзающего блаженного Прокопия и оживил страдальца. Приятная теплота разлилась по всему телу блаженного Прокопия и он перестал ощущать леденящий холод. Это была та самая Небесная теплота Святого Духа о которой говорил преп.Серафим Саровский, обращаясь к Матовилову: "Что же вы еще чувствуете, ваше Боголюбие? - Теплоту необыкновенную! - Как, батюшка теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?! Я отвечал: А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит..."25. Блаженный Прокопий носил в левой руке три кочерги (см. икону). "Замечено было, что когда, - блаженный, - носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всем"28. Любимым местом блаженного Прокопия был камень на берегу реки Сухоны, на котором он подолгу сиживал и молился за проплывающие суда. За великие подвиги Христа ради, Господь одарил блаженного Прокопия даром прозрения и чудес. В один из воскресных дней 1290 года, за неделю до разразившейся позднее бури, блаженный Прокопий в храме призывал: "покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного". После литургии, а затем все дни и ночи, блаженный Прокопий сидя на паперти плакал и рыдал, отвечая устюжанам о причине совей скорби: "бдите и молитеся, да не внидите в напасть"(Мф.24,41). На третий день блаженный Прокопий ходил по городу и со слезами обращаясь к людям: "плачьте, други, плачьте о грехах своих, молитеся, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Садом и Гомору, за беззакония ваши". Устюжане не внимали проповеди блаженного Прокопия. Ровно через неделю после первого предсказания блаженного Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако, которое быстро увеличилось и покрыло небо над Великим Устюгом черною мглою. В черном небе блеснули ослепительные молнии и непрекращающиеся раскаты оглушительного грома ударами сотрясали землю и стены домов города. Люди в ужасе устремились в соборный Успенский храм, где увидели перед иконой Благовещения блаженного Прокопия, который со слезами "за люди свои моления предлагая.."29, взывал к Богоматери, ходатаице к Сыну Своему и Богу за согрешивших. Народ с покаянными рыданием и воплями о помиловании и "спасении от гнева Божия"30 начал усердно молится вместе с блаженным Прокопием перед иконой. Неожиданно от иконы Благовещения "потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание"31, в тоже время и в воздухе произошла перемена: "не стало удушливого зноя, тучи сверкая молниями начали отходить в даль" на запад, и, в "20 верстах от Великого Устюга, в дебрях Ковальских... разразилась градом огромнейших камней, не причинив никакого вреда жителям Устюга"32 , а сокрушив только лес. От святой иконы истекало столько мира, что им наполнили сосуды церковные" и помазанные "миром получали исцеление от различных болезней"33. Так "Сам Бог избирал этих дивных подвижников, - Христа ради юродивых,- непосредственным орудием Своей воли, чтобы в самом их бесславии и уничижении открывалась могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего и к облегчению участи страждущих"34. Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой молился блаженный Прокопий с народом была перенесена в 1567 году в Москву при Иоанне Грозном и митрополите Московском Филиппе и "поставлена в иконостас Успенского Собора"35. "Несколько камней, павших при святом Прокопии с воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе"36. Так блаженный Прокопий "многими чудесы... и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг"37. Блаженный Прокопий "юродством премудрости достиг глубину, преблаженне"38, продолжал врачевать недуги своих современников, уча их благочестивой христианской жизни, "плача незримыми миру слезами" и "постоянно пребывая в Боге"39 - любя Его "всем сердцем..., и всею душею..., и всем разумением"(Мф.22,37). "По истине, юродивые Христа ради, - были великими благодетелями для своих собратий, являясь, смотря по требованию нужд современников, то кроткими наставниками, то грозными обличителями и крепкими ратоборцами против зла"40. Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. Восьмого июля 1303 года блаженный пошел перед смертью к устюжскому Михаило - Архангельскому монастырю и помолившиcь у ворот обители, отошел от ворот обители, лег на землю, и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу"41 - "имея душу милостивну и чист помысел, и сердце бодро, веру неблазненну и любовь воистинну нелицемерну"42, "светом чистым Святой Троицы просвящен, законом же Сея огражден, нощь житейскую без претыкания прешел еси, видении Божественными возвышаяся, блаженне, от земли преставился к небесным..."43, "в Божий живот вселился еси"44, "и с лики праведных водворяешися"45. Согласно желанию Блаженного Прокопия, его похоронили близ соборной Успенской Церкви, на берегу реки Сухоны, а камень, на котором сидел и молился блаженный, положили над его гробом. Почитание блаженного Прокопия началось по частной инициативе. По молитвам с призыванием на помощь праведника - блаженного Прокопия, многие получали исцеление - расслабленные, бесноватые, слепые, хромые, "всякаго возраста и звания и все прославляли великого угодника Божия, даровавшаго им разрешение от тяжких недугов"46. В1458 году над его могилой была построена часовня. В 1471 году "Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия ("от повальной болезни"), построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного "и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца иулия в 8-й день"47. Московский Собор 1547 года утвердил это местное празднование блаженному Прокопию. "Мощи прав.Прокопия почивают под спудом в храме посвященном его имени"48. "Набожный Устюжанин 16 века в своей похвале блаженному Прокопию писал: "Великий Новгород блажит архиепископов Иоанна и Евфимия...; Псков же град блажит блаженных, благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта... И каяждо убо страна и град блажит и славит, и похваляет своих чудотворцев. Восточная же страна в ней же град имянуемый Устюг и град Выбор, предел Соливычегодския, и окрестные их пределы и веси блажат и прославляют тебе, досточудне и преблаженне Прокопие. Имеем тя вси, яко стража и хранителя, и заступника граду нашему, яко никогда убо ты не воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы и веси и вси живущие ту люди"
|
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 11:12:08 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01277 секунд
|