Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии
Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151550] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 22:21 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Открываю отдельную тему о святителе Игнатии Брянчанинове, его трудах, взгляде на ряд наук, полезные наставления.
Самого того предисловия мне найти не удалось, где были взяты отдельные моменты жизнеописания св-ля Игнатия с приведенными цитатами и общими выводами.
Но, кое-что найти всё же удалось из его писем и аскетических опытов.
АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ. ТОМ I.
Плач мой
< >...Между тем предстали взорам уже грани знаний человеческих в высших, окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: “Что вы даете в собственность человеку? Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне' эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Доселе я вижу только знания, даемые, так сказать, на подержание, оканчивающиеся землею, немогущие существовать по разлучении души с телом. — В чему служит изучение математики? Предмет ее — вещество. Она открывает известный вид законов вещества, научает исчислять и измерять его, применять исчисления и измерения к потребностям земной жизни. Указывает она на существование величины бесконечной, как на идею, за пределами вещества. Точное познание и определение этой идеи логически невозможно для всякого разумного, но ограниченного существа. Указывает математика на числа и меры, из которых одни но значительной величине своей, другие по крайней малости, не могут подчиниться исследованию человека, указывает она на существование познаний, к которым человек имеет врожденное стремление, но к которым возвести его нет средств у науки. Математика только делает намек на существование предметов, вне объема наших чувств. — Физика и химия открывают другой вид законов вещества. До науки человек даже не знал о существовании этих законов. Открытые законы обнаружили существование других бесчисленных законов, еще закрытых. Одни из них не объяснены, не смотря на усилие человека к объяснению, другие и не могут быть объяснены по причине ограниченности сил и способностей человека. Кажется, говорил нам красноречивый и умный профессор Соловьев [4], произнося введение в химию, мы для того и изучаем эту науку, чтоб узнать, что мы ничего не знаем, и не можем ничего знать: такое необъятное поприще познаний открывает она пред взорами ума! так приобретенные нами познания на этом поприще ничтожны! Она с осязательною ясностью доказывает и убеждает, что вещество, хотя оно, как вещество, должно иметь свои границы, не может быть постигнуто и определено человеком, и по обширности своей, и по многим другим причинам. Химия следит за постепенным утончением вещества, доводит его до тонкости, едва доступной для чувств человеческих, в этом тонком состояния вещества еще усматривает сложность и способность к разложению на составные части, более тонкие, хотя самое разложение уже невозможно. Человек не видит конца утончению вещества, так как и увеличению чисел и меры. Он постигает, что бесконечное должно быть и невещественным; напротив того все конечное должно по необходимости быть и вещественным. Но эта — идея неопределенная; определено ее существование. Затем физика и химия вращаются в одном веществе, расширяют познания о употреблении его для временных, земных нужд человека и человеческого общества. Менее положительна, нежели упомянутая науки, философия, которою особенно гордится падший человек. Естественные науки непрестанно опираются на вещественный опыт, им доказывают верность принятых ими теорий, которые без этого доказательства не имеют места в науке. Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собою, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукою точною, определенною! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собою. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствуюицй мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Бог, о самом себе, о мире духовном; но, напротив того, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиною [5]. Не разуме мир премудростию Бога [6]! говорит Апостол. Мудрование плотское смерть есть, мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется ниже бо может [7], потому что это не свойственно ему. “Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна [8]. Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя [9]. Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. Никтоже себе да прельщает! говорит он: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет [10]. Истинная философия (любомудрие) совмещается во едином учении Христовом. Христос — Божия Премудрость [11]. Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усвоивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных. О географии, геодезии, о языкознании, о литературе, о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли; потребность в них для человека оканчивается с окончанием земной жизни, — большею частью гораздо ранее. Если все время земной жизни употреблю для снискания знаний, оканчивающихся с жизнью земною: что возьму с собою за пределы грубого вещества?... “Науки! Дайте мне, если можете дать, что либо вечное, положительное, дайте ничем неотъемлемое и верное, достойное назваться собственностью человека!” — Науки молчали. < >...
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=825
220 (314, 45)
О МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ И ПЛОТСКОЙ (из писем)
Вы спрашиваете какое мое мнение о науках человеческих? – Люди после падения начали возделывать землю, начали нуждаться в одежде и других многочисленных потребностях, которыми сопровождается наше земное странничество; словом сказать, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремление к которому – отличительная черта нашего века.
Науки – плод нашего падения, – произведение поврежденнаго падшаго разума. Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшаго разума. Ученость – светильник ветхато человека, светильник, которым “мрак тьмы во веки блюдется”. Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, котораго лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник – Дух Святый, Он Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественныя познания, когда оне нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещавает апостол: “Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет” (1 Кор. 3, 18). Точно! Ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ – только верой, которая неприступна для падшаго разума человеческаго, – заменяется в учености гаданиями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противуположна, по самым началам своим, мудрости духовной, Божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек – “ложь”, и из умствований его составился “лжеименный разум”, т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженнаго смертною язвою греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских.
http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Resourse/IGNATI/Wcef72ba58cb05 .htm
пока только это, постараюсь еще поискать.
|
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151561 является ответом на сообщение #151550] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 22:49 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Я тогда тоже в эту кучку добавлю, раз уж тема открыта специальная:
"Желательно, чтобы кто-нибудь из православных христиан,изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию , основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах."
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 09:59] Известить модератора
|
|
|
|
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151570 является ответом на сообщение #151550] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:13 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
СЛОВО О СМЕРТИ
Глава 9. Вечная смерть. http://www.omolenko.com/biblio/ignatiy_osmerti.htm?p=9
(о математике)
<> [92] Эти положения о бесконечности адских мук заимствованы из известной математической теории о бесконечном. К этой теории мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые. Не способна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики. Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть все виды тварей. Вселенная есть число, и все составные части ее суть числа. Непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному. Причина такого равенства очень проста и ясна: она заключается в бесконечной, следовательно, постоянно равной разнице между бесконечным и каким бы то ни было числом. При посредстве неоспоримых выводов математики делается очевидным, что понятие о числе есть понятие относительное, а не существенное. Это понятие, составляя естественную принадлежность ограниченных разумных тварей, составляя неотразимое последствие впечатлений, под влияние которых твари вступают вместе с вступлением в существование, никак не может быть принадлежностию существа бесконечного. Бесконечное, объемля собою все числа, вместе с этим пребывает превыше всякого числа по свойству совершенства, не имеющего ни в чем никакого недостатка и не способного подвергнуться недостатку. По этому свойству бесконечное, объемля все впечатления, пребывает превысшим всякого впечатления; иначе оно подверглось бы изменениям, что свойственно числам и не свойственно бесконечному. Если ж число не имеет существенного значения, то вполне естественно миру быть сотворенным из ничего действием бесконечного, которое одно имеет существенное значение. Естественно действию бесконечного быть превыше постижения человеческого. Таковы неопровержимые истины, добытые уму человеческому математикою: ее нуль, изображающий идею о несуществующем, обращается в число, когда действует на него бесконечное. В помощь математике приходят естественные науки, к которым она относится как душа к телу. Без математики они не могут существовать; они строятся и держатся на ней, как плоть на скелете. Во всей природе господствует строжайший математический расчет. Что ж открывают нам естественные науки? То, что вещество, в среде которого мы вращаемся, которое видим и осязаем разнообразно и прикосновениями, и слухом, и вкусом, и обонянием, – это вещество не только не понято, не постигнуто нами, – мало этого! – оно непостижимо для нас. Придумана теория атомов, чтоб была возможность остановиться и основать дальнейшие суждения на чем-нибудь правдоподобном. Теория атомов остается произвольным предположением (ипотезою). В точном смысле нет существ в природе: в ней одни явления. Этому закону подчинены и числа: нет числа, которое бы не могло изменяться от присовокупления к нему или от исключения из него; нет числа, которое не могло бы обратиться в нуль. Всякое число есть явление. Одно бесконечное постоянно пребывает неизменным, оно не изменяется ни от присовокуплений к нему, ни от вычитаний из него. Одно бесконечное совмещает в себе всю жизнь; одно оно есть в точном смысле существо. Если так, то сотворение мира Богом есть математическая необходимость и истина. Сколько верна эта истина, столько верна и та истина, что мироздание, как дело ума неограниченного, не может быть постигнуто, обсуждено и поверено ограниченным умом человеческим. Первую истину открывает человекам, заодно с наукою, Божественное Писание; на основании второй истины человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того поведения о миросотворении, которое читаем в книге Бытия. Это опять подтверждает наука. С неба гремит нам апостол Иоанн Богослов: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Математика отвечает с земли: "Истина, всесвятая Истина! иначе быть не может. Таково свойство бесконечного: оно, одно оно, живет в себе и собою. Оно – саможизнь. Действия его на числа, как бы ни были громадны, не имеют и не могут иметь никакого влияния на образ существования бесконечного, отделенного от всех тварей бесконечным различием, существующего среди тварей вполне независимо от тварей и несмесно с ними. Нет никакого сходства между существованием и существованием". Опять гремит Богослов: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. И опять отвечает математика: "Истина, всесвятая Истина! явления, как и числа, должны иметь свой источник, источник неиссякаемый, – и такой источник есть бесконечное, есть Бог!" Бога никтоже виде нигдеже, продолжает провозглашать человечеству небесный вестник, и опять в сретение его исповедует математика: "Истина, всесвятая Истина! по бесконечному различию, которым отличается бесконечное от всякого числа, нет возможности никакому ограниченному существу, как бы оно ни было возвышено, видеть Бога ни чувственным зрением, ни постижением ума!". Бог пребывает в свете неприступном во всех отношениях, сказал Апостол. Бог объявил о Себе в Евангелии: Я – жизнь. Жизнь эта так всемогуща, что дала существование всей твари, существующей существованием, заимствованным из саможизни, что возвращает жизнь тем тварям, которые утрачивают свою жизнь смертию. Жизнь бесконечная не может не быть всемогущею. Согласно с положительною наукою Святая Церковь исповедует, что души человеческие и Ангелы бессмертны не по естеству, а по Божией благодати. Какое верное суждение: оно сделано в то время, когда математика безмолвствовала об этом предмете. Необходимо усвоить себе понятия о бесконечном различии бесконечного, и по естеству и по свойствам, от чисел, и при суждениях о Боге повсюду иметь в виду это различие, определять его, чтоб не увлечься к суждениям, превышающим нашу способность понимания, и потому к суждениям неправильным по необходимости. Без этого придется бред свой выставлять за истину к погибели своей и к погибели человечества. Мечтатели сделались безбожниками, а изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство, хотя и не знали христианства как должно. Таковы были Невтон и другие.
Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных ипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и ипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною. Одна логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность. Что такое – силлогизм? Это – алгебраическое уравнение. Что такое пропорции и прогрессии? Это – логичная последовательность понятий.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151573 является ответом на сообщение #151569] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:19 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Ольга Евгеньевна писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:12Достаточно для того, чтобы понять мнение святителя о науке вообще и философии в частности (разумеется, он не ведет речь о христианской философии).
Да, жуткое мнение, надо сказать...
Хорошо, что Нина опубликовала здесь это обскурантистское мнение...
Теперь я буду иметь понятие о Брянчанинове...
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 01:44] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151577 является ответом на сообщение #151573] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:33 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:19
Да, жуткое мнение, надо сказать...
Хорошо, что Нина опубликовала здесь это мнение...
Теперь я буду иметь понятие о Брянчанинове...
Ой, я посмотрела, когда он жил... Просю пардону... Понятно, что ему как человеку начала 19 века, в общем-то, где-то как-то такой дикий обскурантизм простителен...
Ладно, Бог с ним...
Эдак можно всех святых обвинить незнамо в чем.
Св-ль Феофан Затворник тоже рассматривал науки с православной точки зрения.
Вот еще на эту тему интересная статья Г. Калябина
БОЖЕСТВЕННОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ
http://www.saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/Ioann/Tex ts/2000/16.htm
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151579 является ответом на сообщение #151577] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:41 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:33Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:19
Да, жуткое мнение, надо сказать...
Хорошо, что Нина опубликовала здесь это мнение...
Теперь я буду иметь понятие о Брянчанинове...
Ой, я посмотрела, когда он жил... Просю пардону... Понятно, что ему как человеку начала 19 века, в общем-то, где-то как-то такой дикий обскурантизм простителен...
Ладно, Бог с ним...
Эдак можно всех святых обвинить незнамо в чем.
Нин, я никого ни в чём не обвиняю.
Вы же сами здесь зачем-то разместили ссылки на слова Брянчанинова, которые характеризуют его, как врага наук и просвещения.
Я их увидела.
Какой вывод можно сделать? Вывод, что науки не нужны?
Но, простите, я ещё с ума не сошла.
И кто бы это не говорил, никогда в такую ерунду не поверю.
Значит остаётся одно: что автор обскурант и реакционер.
Возможно, он силён в чём-то другом, даже наверняка (имя-то знаменитое, не спроста же!), но в науках он НЕ ПОНИМАЕТ НИЧЕГО.
Зря Вы, Нин, его авторитет здесь дискредитируете и мракобесом выставляете, демонстрируя его очевидные ошибки, яко и Хам обнажил наготу Ноя...
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 00:25] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151580 является ответом на сообщение #151579] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:44 |
Анто нина
Сообщений: 1170 Зарегистрирован: Июль 2008 Географическое положение: SNG
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:41NVCH писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:33Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:19
Да, жуткое мнение, надо сказать...
Хорошо, что Нина опубликовала здесь это мнение...
Теперь я буду иметь понятие о Брянчанинове...
Ой, я посмотрела, когда он жил... Просю пардону... Понятно, что ему как человеку начала 19 века, в общем-то, где-то как-то такой дикий обскурантизм простителен...
Ладно, Бог с ним...
Эдак можно всех святых обвинить незнамо в чем.
Нин, я никого ни в чём не обвиняю.
Вы же сами здесь зачем-то разместили ссылки на слова Брянчанинова, которые характеризуют его, как врага наук и просвещения.
Я их увидела.
Какой вывод можно сделать? Вывод, что науки не нужны?
Но, простите, я ещё с ума не сошла.
И кто бы это не говорил, никогда в такую ерунду не поверю.
Значит остаётся одно: что автор обскурант и реакционер.
Возможно, он силён в чём-то другом, даже наверняка (имя-то знаменитое, не спроста же!), но в науках он НЕ ПОНИМАЕТ НИЧЕГО.
Зря Вы, Нин, его авторитет здесь дискредитируете и мракобесом выставляете, демонстрируя его очевидные ошибки, яко и Хам обнажил наготу Ноя...
Мммм, да
|
|
|
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151584 является ответом на сообщение #151583] |
Вт, 25 Ноябрь 2008 23:58 |
Ольга Евгеньевна
Сообщений: 3204 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Подмосковье
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:52Ольга Евгеньевна писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:49По сути, для спасения науки не нужны. Все, что для него необходимо, есть в Священном Писании.
Да для "спасения", как я поняла на нашем форуме, вообще жизнь не нужна.
Спасение - это вечная жизнь. Нужна ли для обретения вечной жизни временная земная жизнь? Думаю, тем, кому дана эта временная жизнь, она для этого нужна.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151588 является ответом на сообщение #151584] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 00:14 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Ольга Евгеньевна писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:58Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:52Ольга Евгеньевна писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:49По сути, для спасения науки не нужны. Все, что для него необходимо, есть в Священном Писании.
Да для "спасения", как я поняла на нашем форуме, вообще жизнь не нужна.
Спасение - это вечная жизнь. Нужна ли для обретения вечной жизни временная земная жизнь? Думаю, тем, кому дана эта временная жизнь, она для этого нужна.
Для чего: "для этого"?
Я, например, понятия не имею, для чего даётся нам жизнь. И понятия не имею, что будет после неё.
Я живу здесь и сейчас. Специально ни о каком спасении не радею, а просто стараюсь жить хорошо и гадостей не делать. Вот и всё, что надо, по-моему...
Жить тоскливо и убого, всё время только глядя в могилу? Ну нет!
Господь, спасибо ему, наделил на пытливым умом, ищущей душой, открывает зачем-то этому уму и душе тайны мироздания через науки.
Дал нам радость искусства и культуры, способность наслаждения Красотой музыки, слова, изображения... Дал радость открытия и творчества...
А мы всё это вот так швырнём в пропасть средневекового мракобесия?
И в этом смысл религии?
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 00:54] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151589 является ответом на сообщение #151579] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 00:59 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:41 Какой вывод можно сделать? Вывод, что науки не нужны?
Но, простите, я ещё с ума не сошла.
И кто бы это ни говорил, никогда в такую ерунду не поверю.
Значит остаётся одно: что автор обскурант и реакционер.
Возможно, он силён в чём-то другом, даже наверняка (имя-то знаменитое, не спроста же!), но в науках он НЕ ПОНИМАЕТ НИЧЕГО.
В этом нет ничего страшного, никто не совершенен, никто не может разбираться абсолютно во всем, каждому человеку свойственно ошибаться и един Бог без греха.
Но зря Вы, Нин, его авторитет здесь дискредитируете и мракобесом выставляете, демонстрируя его очевидные ошибки, яко и Хам обнажил наготу Ноя...
Лучше бы опубликовали что-нибудь из его трудов действительно интересное и важное...
Зачем так очернять святителя, который был интеллигентнейшим человеком и аристократом? И знания у него были разносторонние, он изучал по началу много разных наук, и в результате пришел к заключению, что науки, кроме временной пользы, приводят человека к тщеславию, а некоторые и к ересям: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы…».
В том-то и дело, что он помимо того, что хорошо разбирался в науках, он разобрался, к чему могут привести эти научные познания, только к временной земной славе.
Светлана, еще раз внимательно перечитайте выдержки, которые я привела, они сами за себя говорят.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151592 является ответом на сообщение #151589] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:14 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 00:59Зачем так очернять святителя?
Как, простите очернять? Это не я, а Вы его очернили. Помещением сюда этих цитат.
Вот, глядите, что Вы сделали с ним: Вы совершенно ничего не рассказали о нём, как об учёном, о проповеднике, а разместили здесь именно то, что характеризует его как человека ограниченного и реакционера (блин, бег по кругу какой-то... Я уже это писала...)
Для человека, который с ним и его трудами пока не знаком, такое первое знакомство - создание ложного предвзятого представления о нём.
Нет, Нина, ЭТО ВЫ ЕГО ОЧЕРНИЛИ.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151593 является ответом на сообщение #151589] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:26 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 00:59 И знания у него были разносторонние, он изучал по началу много разных наук, и в результате пришел к заключению, что науки, кроме временной пользы, приводят человека к тщеславию, а некоторые и к ересям: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы…».
В том-то и дело, что он помимо того, что хорошо разбирался в науках, он разобрался, к чему могут привести эти научные познания, только к временной земной славе.
Светлана, еще раз внимательно перечитайте выдержки, которые я привела, они сами за себя говорят.
Нина, я внимательно прочитала выдержки, которые Вы привели. Именно о них-то я тут и распинаюсь битый час.
Тот вывод, который сделал Брянчининов о неполезности наук, имхо, огорчительное заблуждение.
Возможно, лично он подвергся таким искушениям, о которых говорит в цитате. Но это явно несправедливо в принципе по отношению ко всем.
Но, кстати, там, в цитате, всё-таки занятия науками обозначены не как причина этих грехов, а просто в одном ряду с ними, как ещё один грех.
Нина, имхо, Игнатий Брянчанинов НЕ ПРАВ.
Научные познания приводят к построению в человеческом сознании правильной картины мироздания, к правильному отношению и восприятию человеком всего сущего и к развитию цивилизации.
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 01:31] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151594 является ответом на сообщение #151550] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:30 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Светлана, читайте тогда житие Святителя: http://v-xram.narod.ru/ugnatuj2.html
и Аскетические опыты: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=2
А выдержки из главы Аскетических опытов и "Слова о смерти" я специально искала и привела, чтобы стало ясным, что представляет собой философия и математика, какие в них кардинальные различия, не только в плане, как таковых наук, но и нравственном их влиянии на человека. Вы же мне не поверили, когда я еще в той теме своими словами сказала про философию и математику, ссылаясь на Святителя. Не надо спешить обвинять, прежде надо вдуматься в изложенное.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151595 является ответом на сообщение #151570] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:31 |
СветланаК
Сообщений: 778 Зарегистрирован: Октябрь 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Спасибо за тексты, которые вы привели.
Абсолютно согласна со святителем. Математику изучала давно, но мысли были аналогичные тому что святитель высказывает. Честно говоря, до того, что он пишет я конечно не додумалась. Очень рада была прочесть.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151596 является ответом на сообщение #151594] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:39 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:30Светлана, читайте тогда житие Святителя: http://v-xram.narod.ru/ugnatuj2.html
и Аскетические опыты: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=2
А выдержки из главы Аскетических опытов и "Слова о смерти" я специально искала и привела, чтобы стало ясным, что представляет собой философия и математика, какие в них кардинальные различия, не только в плане, как таковых наук, но и нравственном их влиянии на человека. Вы же мне не поверили, когда я еще в той теме своими словами сказала про философию и математику, ссылаясь на Святителя. Не надо спешить обвинять, прежде надо вдуматься в изложенное.
Я Вас не обвиняла, а просто советовала, Нина.
(Кстати, а математике-то от Брянчанинова тоже досталось... )
Да, признаться, я хотела думать о Брянчанинове лучше, поэтому, не найдя ничего того, что Вы потом привели, обнадёжилась, что Вы что-то перепутали...
Далее...
Возможность нравственного влияния математики мне вообще-то представляется крайне незначительной, если вообще не нулевой...
А, вот, философия очень даже способна влиять на нравственность! Ибо содержит в себе такой раздел как ЭТИКА.
А это, собственно, и есть морально-нравственные взгляды...
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 01:41] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151597 является ответом на сообщение #151550] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:43 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Мы говорим о разных вещах. Не сами по себе науки неполезны, польза от них в применении для человека велика, взять ту же медицину или физику и т.д.
Он говорит о том, что человек, вращаясь в научной среде, испытывая наслаждения от новых открытий, начинает тщеславиться, что его может погубить. Я знаю, что такое научная среда, и какие ЖУТКИЕ склоки там идут, борьба не на жизнь, а на смерть. Тут уже теряется смысл нового открытия, главное, чтобы занять пальму первенства, чтобы тебя не забыли включить в соавторы, в то время, как руководитель научного отдела, сам и рядом не валявшийся с проводимыми экспериментами, а только требующий отчета, претендует на основное авторство, и т.д. и прочее мракобесие. Вот в чем весь ужас, а не втом, что благодаря действительно, фундаментальному открытию, люди смогут пользоваться нужными, полезными вещами, или от чего-то страшного будут ограждены, или излечены, и не счесть всего.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151598 является ответом на сообщение #151596] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:46 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:39Далее...
Возможность нравственного влияния математики мне вообще-то представляется крайне незначительной, если вообще не нулевой...
А, вот, философия очень даже способна влиять на нравственность! Ибо содержит в себе такой раздел как ЭТИКА.
А это, собственно, и есть морально-нравственные взгляды...
Если бы люди соблюдали Заповеди, это было бы лучше всякой этики.
А беда философии в том, что она приводит к различным ересям.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151599 является ответом на сообщение #151595] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:46 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
СветланаК писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:31Спасибо за тексты, которые вы привели.
Абсолютно согласна со святителем. Математику изучала давно, но мысли были аналогичные тому что святитель высказывает. Честно говоря, до того, что он пишет я конечно не додумалась. Очень рада была прочесть.
Вас это так обрадовало?
Цитата:
Указывает математика на числа и меры, из которых одни по значительной величине своей, другие по крайней малости, не могут подчиниться исследованию человека, указывает она на существование познаний, к которым человек имеет врожденное стремление, но к которым возвести его нет средств у науки. Математика только делает намек на существование предметов, вне объема наших чувств.
|
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151601 является ответом на сообщение #151598] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:48 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:46Елизавета Бам писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:39Далее...
Возможность нравственного влияния математики мне вообще-то представляется крайне незначительной, если вообще не нулевой...
А, вот, философия очень даже способна влиять на нравственность! Ибо содержит в себе такой раздел как ЭТИКА.
А это, собственно, и есть морально-нравственные взгляды...
Если бы люди соблюдали Заповеди, это было бы лучше всякой этики.
А беда философии в том, что она приводит к различным ересям.
Ах, Нина, Нина...
Заповеди - это и есть этика. Не поверите, но то, что говорил Христос - почти одна только сплошная философия и этика...
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 01:49] Известить модератора
|
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151603 является ответом на сообщение #151600] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 01:59 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:48В большинстве своем многие науки построены на гипотезах, зачастую ложных.
Кто Вам сказал?
Методы научного познания многообразны. Гипотеза - лишь один из методов, который тоже не пустая фантазия, а складывается из наблюдений и обобщений. И до тех пор не станет частью науки, пока не будет подтверждена экспериментом или не найдётся других способов её доказательства.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151604 является ответом на сообщение #151603] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:08 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:59Методы научного познания многообразны. Гипотеза - лишь один из методов, который тоже не пустая фантазия, а складывается из [bнаблюдений[/b] и обобщений. И до тех пор не станет частью науки, пока не будет подтверждена экспериментом или не найдётся других способов её доказательства.
Уже было много опровержений различным гипотезам, даже спустя десятки лет, тоже благодаря новым открытиям или же с целью обвинить какого-нибудь ученого в несостоятельности, чтобы самому выглядеть как правильный первооткрыватель.
Если честно, даже неприятно во всех этих гнусных склочных дебрях копаться, я рада, что не стала заниматься наукой, вовремя ушла, не жалею. Хватило кафедральных прений. Но я еще была в курсе многих дел своего отца, который занимался фундаментальной наукой, при воспоминаниях в дрожь бросает.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151605 является ответом на сообщение #151602] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:09 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 01:51Ах, Светлана, если бы люди придерживались только христианской философии, исходя из заповедей, а то сколько этих философий и философов иже с ними - не счесть, и каждый своё гонит.
Нина, этика Ветхого завета вообще неоригинальна. Её принципы широко распространены и являются принадлежностью очень многих этических учений. Просто потому, что происходят из соображений разумности и целесообразности.
Христос, конечно привнёс в этическое учение иудаизма принципиальные и, надо сказать, действительно совершенно оригинальные дополнения и изменения.
Это-то, имхо, и наиболее интересно в христианстве !
Но напрасно Вы считаете, что всё это на пустом месте возникло и существует!
Различные философские системы, хотя и спорят друг с другом, но в целом, при изучении их, создают интересную и удивительно объёмную картину мира! Отделить же "зёрна" от "плевел" и прийти к своему восприятию каждый человек должен (и может!) сам.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151606 является ответом на сообщение #151582] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:13 |
Лесенька
Сообщений: 2700 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Ольга Евгеньевна писал(а) Втр, 25 Ноябрь 2008 23:49По сути, для спасения науки не нужны. Все, что для него необходимо, есть в Священном Писании.
Святитель Игнатий вовсе не против наук, если они не отдаляют человека от Бога, но считает, что они необходимы лишь только во временной земной жизни.
Ну, раз кроме Священного писания ничего не нужно, то можно смело окопаться в пещерах, как уже некоторые делали. Действительно, зачем нам весь наш огромный мир, где столько всего интересного, прекрасного... зачем нам думать, чувствовать, радоваться и огорчаться? Надо сделать свою жизнь максимально серой и тоскливой.. Приблизить ее к жизни амебы: молиться до одурения. молиться и молиться! И Святых Отцов читать. И все! А что еще надо - то?
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151607 является ответом на сообщение #151604] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:15 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 02:08Уже было много опровержений различным гипотезам, даже спустя десятки лет, тоже благодаря новым открытиям.
Нина, так это совершенно естественно! Это и есть процесс познания! Путём проб и ошибок, через заблуждения и тернии.Этот процесс постепенен и двигается вперёд именно благодаря накоплению знаний. Тоже постепенному и мучительному.
Но всё-таки, человечество потихоньку пробирается от "трёх слонов, стоящих на спине кита" сначала к дерзкой догадке, что земля круглая, а затем и к гелиоцентрической системе мира, и дальше, дальше, дальше...
И так во всём...
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151608 является ответом на сообщение #151550] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:15 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
И на фига козе баян? сейчас я не по специальности работаю, фигней, можно сказать, занимаюсь, зато без напряга, много ли бабе надо? Деньги платят, и слава Богу. Зато есть время в в сети находиться сколько нужно, здесь писать и черпать из полезных источников нужную для меня информацию.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151609 является ответом на сообщение #151608] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:19 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 02:15И на фига козе баян? сейчас я не по специальности работаю, фигней, можно сказать, занимаюсь, зато без напряга, много ли бабе надо? Деньги платят, и слава Богу. Зато есть время в в сети находиться сколько нужно, здесь писать и черпать из полезных источников нужную для меня информацию.
Это Ваш выбор. Имеете полное право.
Но к науке, о которой мы сейчас говорим, это не имеет никакого отношения...
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151610 является ответом на сообщение #151550] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:19 |
NVCH
Сообщений: 2556 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Ученые - люди очень пристрастные, их заинтересованность науками перерастает в страсть, они только наукой и живут. Им плевать на семью, какие-то сложные проблемы, лишь бы их не дергали, короче - начхать на всех. Своим тщеславием и наплевательством на окуржающих они еще больше отдаляются от Бога.
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151611 является ответом на сообщение #151550] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:26 |
Лесенька
Сообщений: 2700 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
А вообще, я своим глазам не поверила, когда прочитала, что люди, живущие в 21 веке, могут на полном серьезе соглашаться с диким и средневековым мнением, что не нужны нам науки.
И вообще - все научные труды в топку, ( туда же всю неправославную литературу), ученых на костер, как раньше делали... Они ж тщеславные все!
А грамоте народ учить, чтоб только мог по слогам Евангилие читать, да Святителя о вреде наук... Вот благочестие - то наступит!
А то. что математика влияет на нравственность ... нда.. Выучил таблицу умножения - все, потерял целомудрие души.. А если теорему какую, иль интеграл с квадратным уравнением - то пиши пропало!
Как детей в школах - то развращают! Но я. к счастью, математику уже почти забыла. а к старости - то совсем забуду - может, и смогу спастись...
[Обновления: Ср, 26 Ноябрь 2008 09:04] Известить модератора
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151612 является ответом на сообщение #151610] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 02:28 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 02:19Ученые - люди очень пристрастные, их заинтересованность науками перерастает в страсть, они только наукой и живут. Им плевать на семью, какие-то сложные проблемы, лишь бы их не дергали, короче - начхать на всех. Своим тщеславием и наплевательством на окуржающих они еще больше отдаляются от Бога.
Ну что ж делать, Нина, если даже это и так, то, значит, не семья их предназначение... Каждому своё.
Мы не должны их судить и заглядывать в их жизнь через замочную скважину, а должны быть им признательны и благодарны за их Служение Науке и Истине, которое, в конечном счёте совершается ради нас всех и будущих поколений.
(Сколько угодно, кстати, людей с подобными недостатками, не только не посвящающих себя науке, но и, наоборот, совершенных бездарей, коптящих небо.)
|
|
|
Re: Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ о науках и философии [сообщение #151614 является ответом на сообщение #151610] |
Ср, 26 Ноябрь 2008 03:25 |
Лесенька
Сообщений: 2700 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
NVCH писал(а) Срд, 26 Ноябрь 2008 02:19Ученые - люди очень пристрастные, их заинтересованность науками перерастает в страсть, они только наукой и живут. Им плевать на семью, какие-то сложные проблемы, лишь бы их не дергали, короче - начхать на всех. Своим тщеславием и наплевательством на окуржающих они еще больше отдаляются от Бога.
Далеко не все ученые были тщеславными и трудились ради славы. Вот нам рассказывали, как Пастер решил создать вакцину против бешенства. Он видел ребенка. который в мучениях умирал от этой болезни. И именно поэтому решил создать средство, предотвращащее эту страшную болезнь, а не из самолюбия и жажды почестей. Он с помощниками отлавливал бешеных собак, что было СМЕРТЕЛЬНО опасно, жизнью рисковал...
А сколько микробиологов изучали опасные бактерии, чтоб помочь людям, и сами заразились? Ради счастья людей пожертвовали жизнью?
Мы должны в ноги ученым поклониться - а не поливать грязью людей, трудами которых пользуемся!
А если Вы против наук и ученых, то надо быть последовательной! Не пользоваться плодами трудов богопротивных и тщеславных людей - а уйти в пещеры.
|
|
|
Страниц (13): [1 ] |
|
Переход к форуму:
Текущее время: Пт ноя 01 06:45:07 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.03266 секунд
|