Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено?
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145306 является ответом на сообщение #144824] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 12:44 |
Лина Поли
Сообщений: 404 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Втр, 04 Ноябрь 2008 10:30Интересно идёт голосование, пока почти поровну...
Жаль, что никто не комментирует своё мнение. Было бы интересно.
Бог ведь, это совесть наша, значит он есть всегда. Нас не будет, а Бог будет во веки веков. И совесть значит будет всегда. Ведь на ней все держится. Пропадет совесть и все в прах полетит. Но Бог будет всегда.Человек по своей сути свободен. Но надо четко понимать,где плохое,а где хорошее.Тогда сразу же буде понятно, что не все дозволено!
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 12:48] Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145307 является ответом на сообщение #145306] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 12:47 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Лина Поли писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 12:44Елизавета Бам писал(а) Втр, 04 Ноябрь 2008 10:30Интересно идёт голосование, пока почти поровну...
Жаль, что никто не комментирует своё мнение. Было бы интересно.
Бог ведь, это совесть наша, значит он есть всегда. Нас не будет, а Бог будет во веки веков. И совесть значит будет всегда. Ведь на ней все держится. Пропадет совесть и все в прах полетит. Но Бог будет всегда.Человек по своей сути свободен. Но надо четко понимать,где плохое,а где хорошее.Тогда сразу же буде понятно, что не все дозволено!
Лина, можно немножко уточнить Ваш ответ?
В принципе понятно, что Вы считаете главным мерилом позволительности поведения человека совесть.
Но, ведь, атеисты, т.е. люди отрицающие существование Бога, тоже могут иметь совесть?
Т.е. Вы ответили по первому варианту?
|
|
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145332 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 13:40 |
Ёж-жка
Сообщений: 1871 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Горы. Уральск...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Людмила |
|
|
Опять я. Ответила по 1 варианту, сходу, т.к. не допускаю мысли о вседозволенности сразу же без раздумий. Даже если кто-то и допускает, что Бога нет. Мало ли, кто чего допускает. Бог- то всё равно есть! Допускайте себе, чего хотите. Кстати, я Достоевского Ф.М. терпеть не могу. Это отдельный разговор.
|
|
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145344 является ответом на сообщение #145339] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 13:54 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Правильно Зироу написала. Все правильно...Даже на минутку себе представить такое нельзя. Нельзя и все тут. Уже одним таким представлением, даже если по статистике, человек отрекается от Бога, раз решил себе представить что Его не существует. Чисто и просто отрекается....Не всякую свою мысль надо на всеобщее выдавать, а прежде всего подумать-кем же сия мысль навеяна. Ну а кем может быть навеяна мысль о отречении от Бога и так понятно. И ризультат такой мысли понятен, сразу при чем. Тесс, убери ее, тему, не вводи в искушение, пожалуйста, тех, кто читает. Ведь не только форумчанам предлагается представить себе что Бога нет, но и всем кто на форум зайдет.
О обсуждении морали и из чего она исходит можно другую тему создать, если так важно. Или старые поднять...
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145430 является ответом на сообщение #145292] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 15:31 |
СветланаК
Сообщений: 778 Зарегистрирован: Октябрь 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 12:23СветланаК писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 12:22Так я на этот вопрос уже ответила (см. выше). "Все мне позволительно, но не все полезно...".
А что это означает в контексте темы?
Можно понять, как кому угодно...
В контексте темы:
Все позволительно для всех, не зависимо от того верит человек в Бога или нет, признает ли он Его существование или нет.
Из того, что позволительно, полезно далеко не все.
Честно говоря все три пункта Вашего опроса и каждый из них в отдельности - набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки. Поэтому цель опроса мне лично не понятна. Люди на форуме в своих рассуждениях движутся по кругу: бог-человек-совесть-Бог-человек-совесть...
Вопрос признания за кем-то авторитета и вопрос запретов-разрешений - это абсолютно разные вещи.
Можно попробовать выяснить:
1. Сколько человек не полезут на столб с табличкой "не влезай - убьет".
2. Сколько человек не совершают преступлений из страха сесть в тюрьму.
3.Сколько человек боятся попасть в ад.
4.Сколько человек думают "тварь ли я дрожащая или право имею".
и т.д.
Но это все будут совершенно разные показатели.
Выяснить сколько человек думают "если Бога нет, то все позволено" тоже можно. Я Вам и без опроса скажу - ноль.
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145439 является ответом на сообщение #145430] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 15:43 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
СветланаК писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 15:31
Цитата:Все позволительно для всех, не зависимо от того верит человек в Бога или нет, признает ли он Его существование или нет.
Из того, что позволительно, полезно далеко не все.
Всем позволительно убивать старушек топорами, насиловать и резать на кусочки детей, смеяться над инвалидами?
Главное, чтоб это было лично самому человеку полезно?
Ну, если не полезно, тогда, действительно, лучше не надо, зачем же себе, любимому, вред причинять.
Главное в жизни - о своей пользе печься...
Цитата:Честно говоря все три пункта Вашего опроса и каждый из них в отдельности - набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки. Поэтому цель опроса мне лично не понятна. Люди на форуме в своих рассуждениях движутся по кругу: бог-человек-совесть-Бог-человек-совесть...
Вот интересно, как всё-таки по-разному люди всё себе представляют...
То, что для Вас - "набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки", для миллионов людей, в том числе и для многих величайших мыслителей - повод для мучительных раздумий и нравственных поисков.
Цитата:Вопрос признания за кем-то авторитета и вопрос запретов-разрешений - это абсолютно разные вещи.
Разные. А кто тут написал, что одинаковые?
Цитата:Можно попробовать выяснить:
1. Сколько человек не полезут на столб с табличкой "не влезай - убьет".
2. Сколько человек не совершают преступлений из страха сесть в тюрьму.
3.Сколько человек боятся попасть в ад.
4.Сколько человек думают "тварь ли я дрожащая или право имею".
и т.д.
Кроме первой, все эти темы очень интересны, на мой взгляд.
Цитата:Но это все будут совершенно разные показатели.
Конечно...
Цитата:Выяснить сколько человек думают "если Бога нет, то все позволено" тоже можно. Я Вам и без опроса скажу - ноль.
Вот видите, подвела Вас самоуверенность... Я нарочно смоталась на первую страничку и посмотрела данные голосования.
Уже 9 человек за вседозволенность в отсутствие присмотра...
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 15:45] Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145457 является ответом на сообщение #145439] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:02 |
СветланаК
Сообщений: 778 Зарегистрирован: Октябрь 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
[quote title=Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 15:43
Всем позволительно убивать старушек топорами, насиловать и резать на кусочки детей, смеяться над инвалидами?
Главное, чтоб это было лично самому человеку полезно?
Ну, если не полезно, тогда, действительно, лучше не надо, зачем же себе, любимому, вред причинять.
Главное в жизни - о своей пользе печься...
Отвечаю.
Старушек топорами убивают каждый день. У убивающих есть своя собственная воля. По своей воле убивают.
Написано не о личной только пользе, но и о пользе для других.
То, что для Вас - "набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки", уже несколько тысяч лет для миллионов людей, в том числе и для многих величайших мыслителей - повод для мучительных раздумий и нравственных поисков.
Отвечаю.
Мы тоже как те величайшие мыслители мучительно раздумываем, пытаясь фразу откорректировать, чтобы в ней смысл появился.
Как тут, на форуме, "движутся" люди я не в курсе. Поверю Вам на слово, раз Вы точно это знаете. Но это ничего не меняет.
Отвечаю.
Спасибо.
Вот видите, подвела Вас самоуверенность... Я нарочно смоталась на первую страничку и посмотрела данные голосования.
Уже 9 человек за вседозволенность в отсутствие присмотра...
Отвечаю.
Я в числе этих 9. Проголосовала из любви и уважения к Достоевскому и его произведениям. Попыталась откорректировать эту фразу так, чтобы в ней смысл появился, и обосновать причину ее употребления.
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 08:39] от Модератора Известить модератора
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145479 является ответом на сообщение #145332] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:31 |
Лина Поли
Сообщений: 404 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Ёж-жка писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 13:40Опять я. Ответила по 1 варианту, сходу, т.к. не допускаю мысли о вседозволенности сразу же без раздумий. Даже если кто-то и допускает, что Бога нет. Мало ли, кто чего допускает. Бог- то всё равно есть! Допускайте себе, чего хотите. Кстати, я Достоевского Ф.М. терпеть не могу. Это отдельный разговор.
Согласна с Вами на все 100%!
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145482 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:34 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
По теме:
Если человек думает,что Бога нет - Бог все равно есть, и совесть в человеке присутствует (т.к. Бог ее вложил). Поэтому нельзя говорить о некоем "нравственном законе", который есть и у атеистов. закон, в любом случае, от Бога. Но если человек отрицает бытие Бога, то он может и заглушить свою совесть, и делать, что ему самому угодно. "Давайте есть и пить, ибо завтра умрем". Нет нравственности без Бога.
Поскольку мы православные, для нас бытие Бога и Его законы - очевидны. О чем эта тема?
|
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145488 является ответом на сообщение #145482] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:39 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Тэсс писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 16:34По теме:
Если человек думает,что Бога нет - Бог все равно есть, и совесть в человеке присутствует (т.к. Бог ее вложил). Поэтому нельзя говорить о некоем "нравственном законе", который есть и у атеистов. закон, в любом случае, от Бога. Но если человек отрицает бытие Бога, то он может и заглушить свою совесть, и делать, что ему самому угодно. "Давайте есть и пить, ибо завтра умрем". Нет нравственности без Бога.
Поскольку мы православные, для нас бытие Бога и Его законы - очевидны. О чем эта тема?
Бог есть независимо от того, что лично мы думаем по этому поводу. И мы все ПОД ним независимо от своих частных мнений.
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145492 является ответом на сообщение #145484] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:44 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 18:35Тэсс писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 16:34
Цитата: О чем эта тема?
Эта тема о том, что по-настоящему движет поступками и выбором человека.
Так в каждом конкретном случае - разные факторы, великое множество Разве можно в общем рассуждать
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145496 является ответом на сообщение #145492] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:50 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Тесс, а в общем здесь и не рассуждалось о том, здесь рассуждалось о том, что для одних Бог есть, а для других Бога нет. Что те, для кого Бога нет, совсем совсем не отличаются от тех, для кого Бог все таки есть...Что Бог-он какой то, как платье, по своему усмотрению, захотел-Он есть, захотел-Его нет....Что человек не творение Божие, где Божий образ заложен, а сам по себе, и без разници ему есть ли Бог, по Его ли образу он создан...А раз Бога нет, раз человек и без Бога живет себе спокойно, ориентируясь только на самого себя, то вообще, зачем он ему нужен то, Бог....
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145500 является ответом на сообщение #145492] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 16:57 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Тэсс писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 16:44Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 18:35Тэсс писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 16:34
Цитата: О чем эта тема?
Эта тема о том, что по-настоящему движет поступками и выбором человека.
Так в каждом конкретном случае - разные факторы, великое множество Разве можно в общем рассуждать
Можно.
Потому что вопрос поставлен именно в общем.
И именно так: почему мы вообще не делаем гадостей?
Я, когда ставила вопрос, не могла предположить, если честно, такого инфантилизма восприятия большой части аудитории... Мне казалось, что для взрослых развитых людей ничего непонятного в таких простых и даже несколько уже банальных вопросах нет... Что они хоть несколько знакомы с понятиями этики и философии.
Всё-таки, аудитория религиозная и довольно молодая, а стало быть, должна интересоваться этико-философскими аспектами религии...
Приободрило меня и то, что многие тут, вроде бы. лекции Осипова слушают...
Извините, не хочу никого обидеть... Реально испытываю сейчас трудности в этой теме с общением и взаимным пониманием...
Про агрессию же вообще молчу...
Тэсс, Вы не заметили моего к Вам воззвания о модерировании хамства? Или сделали вид, что не заметили?
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 08:40] от Модератора Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145507 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:06 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Рори писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 14:52баба яга писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 16:41Непонятно где ересь? Ну конечно, там где говорится о том, что Церковь не знает о Боге, ереси нет....Что Церковь не является хранительницей Богооткровения ереси опять таки нет...Предложить кому то представить о том, что Бога несуществует, тут уже ваще все нормально.....Странное у вас понятие о ереси.
Речь вроде шла о Божьем промысле. Который, согласно Писанию, до конца известен и понятен только самому Богу. Постичь Бога человеческим умом невозможно. Разве это ересь? Это правда.
А что касается этой темы...Мне показалось, это что-то вроде попытки прикинуть, что есть совесть и что есть страх Божий. Тут в чем фишка-если кто-то скажет, что Бога нет, он этими словами Бога не отменит. Потому что Бог влияет на нас, а не мы на Бога.
Божий промысел, согласно писанию, передан самим Богом апостолам и Божьей Церкви. Все то, что Бог посчитал нужным передать. Церковь же, по словам апостола, является единственной хранительницей истины, и Церковь устроена самим Богом. Богооткровение хранится в Церкви, а через нее доступно всем людям. Вам так трудно сие понять и поверить? Говорить и утверждать нечто иное о церкви-значит ставить под сомнение ее апостольскую переемливость и то, что в Церкви сохраняется апостолькое учение. Постичь невоможно, вот почему в Церкви существуют догматы, вера в которые ОБЯЗАТЕЛЬНА для каждого члена церкви, а неверие есть по сути ересь и раскол.
Если кто то скажет что Бога нет, он своими словами ОТРЕКАЕТСЯ от Бога. Тоже трудно понять? Бог не влияет на того, кто от него отрекается, совсем не влияет, потому что человеку дана свобода выбора. И если человек отрекается от Бога, то для него действительно Бога нет. Тоже трудно понять? А тут предложилось в мыслях на минутку представить себе что Бога нет, т.е. отречься от Бога. ПРЕДЛОЖИЛОСЬ ОТРЕЧЬСЯ ОТ БОГА. Все еще непонятно?
|
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145509 является ответом на сообщение #145500] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:11 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 14:57[
Я, когда ставила вопрос, не могла предположить, если честно, такого инфантилизма восприятия большой части аудитории...
Слава Богу за мой инфантилизм. Будьте как дети, сказал Господь...
И в добавление...предлагается представить, подумать о том, что Бога нет, т.е. отказатся от Бога. Ах, не хотите отказатся? До чего ж инфантильно, ах,ах....Ах, давайте повзрослеем и откажемся от Бога...ах,ах....
Кстати тут не аудитория, а Солана не лектор. Тут форум.Лекторов тут нету. Даже если она себя профвесором мнит.
И Осипова не надо сюда мешат, не мешало б сначала его прослушать....
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 08:41] от Модератора Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145516 является ответом на сообщение #145507] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:24 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 17:06[Божий промысел, согласно писанию, передан самим Богом апостолам и Божьей Церкви. Все то, что Бог посчитал нужным передать. Церковь же, по словам апостола, является единственной хранительницей истины, и Церковь устроена самим Богом. Богооткровение хранится в Церкви, а через нее доступно всем людям. Вам так трудно сие понять и поверить? Говорить и утверждать нечто иное о церкви-значит ставить под сомнение ее апостольскую переемливость и то, что в Церкви сохраняется апостолькое учение. Постичь невоможно, вот почему в Церкви существуют догматы, вера в которые ОБЯЗАТЕЛЬНА для каждого члена церкви, а неверие есть по сути ересь и раскол.
Ну, теперь только остается спросить "что есть истина?"
Хранится в церкви и доступно всем людям? В каком виде доступно? В каком толковании? Вы не можете не знать, что они менялись. И не раз. Не раз принималось или перетолковывалось то, что ранее считалось абсолютной ересью.
Есть догматы. А есть обычаи, выводы, "духовные опыты" и прочее. Это все, согаситесь, неравноценно.
Цитата:Если кто то скажет что Бога нет, он своими словами ОТРЕКАЕТСЯ от Бога. Тоже трудно понять? Бог не влияет на того, кто от него отрекается, совсем не влияет, потому что человеку дана свобода выбора. И если человек отрекается от Бога, то для него действительно Бога нет. Тоже трудно понять? А тут предложилось в мыслях на минутку представить себе что Бога нет, т.е. отречься от Бога. ПРЕДЛОЖИЛОСЬ ОТРЕЧЬСЯ ОТ БОГА. Все еще непонятно? Бог влияет на всех. На заблудших овец в том числе. Настоящая ересь, ИМХО, это сомнения в Его милосердии.
И представить на минутку, что будет, если Бога нет-не значит отречься. Это умозрительно происходит. Предположительно. Даже в геометрии есть доказательства от противного. Если тот же наиправославнейший богослов станет размышлять, "сколько ангелов уместится на конце иглы", это не значит, что он собрася им изуверски пятки колоть.
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145517 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:25 |
Ёж-жка
Сообщений: 1871 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Горы. Уральск...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Людмила |
|
|
Наверно я о-о-очень ограниченная, но мне - как ясный день: И ум дан нам от Бога, и знания-от Бога, и этика наша с эстетикой-от Бога. Всё, что нас делает человеком (а не сволочью, пардон!), всё от Бога.
И руки-ноги от Бога. И сердце. И голова от него же. Наверное, для того, чтоб мы "допёрли" рано или поздно, что есть Господь-то. Извиняюсь, как смогла выразила, по нашенскому, по-деревенски.
А в чём "фишка" я не поняла. Буду читать тему дальше, може соображу.
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 17:31] Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145525 является ответом на сообщение #145516] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:41 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Рори, у вас какое то представление о Церкви и Ее истине, как даже не знаю у кого...Прежде все не беритесь рассуждать о том, о чем не имеете ни малейшего понятия. Догматы не изменны. Меняется только догматическая формула, т.е. словесное облачение догамтов, но сами догматы не могут менятся, т.к. они основаны не на человеческом разуме, а на Богооткровении, которое неизменно как неизменен и сам Бог. Догматическая формулировка сводится к пояснению догматов в общедоступном словосочетании. Духовный опыт не есть догмат. догамты теологичны, богооткровенны, законообязательны и церковны. Есть и богословские мнения, но они суждение по вероучительным вопросам, высказанное каким-либо церковным органом, например, Собором, либо богословом или группой богословов, не имеющее общецерковного признания.
Есть богословские термины — это искусственно созданные понятия с совершенно точным содержанием, которые позволяют нам четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.
Есть догматические системы, есть способы раскрытия догматических истин....
Затем, догматы и вера в них-обязанность каждого члена Церкви. Знания же, расширение собственных познаний не только доступны всем людям, но и каждому члену церкви НАДО расширять свой кругозор знаний. Возлюби Господа всем сердцем и разумом своим. Разумом. "Оросы" <постановления> Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная, в… поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы" (А.В.Карташев).
"Богословские системы... можно рассматривать в их самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению которой они должны... способствовать, иначе говоря, способствовать соединению с Богом" (В.Н. Лосский).
Божественное Откровение есть "то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его".
Именно из Божественного Откровения почерпается все учение Православной Церкви. Божественное Откровение — это не однократный акт, а процесс. В Ветхом Завете Бог постепенно открывал людям некоторое знание о Себе, приспособляясь к особенностям восприятия дохристианского человечества.
В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа. Апостол Павел так и начинает свое послание к Евреям (Евр. 1, 1-2): "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне...", т.е. Христос открыл нам все необходимое для спасения. В Ветхом Завете Откровение носило фрагментарный характер, поскольку каждый автор Священных Книг, каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, это знание было опосредованным, поскольку каждый из пророков говорил о том, что он, как человек, знает о Боге.
Во Христе мы имеем завершение и полноту Откровения, потому что Христос — это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает истину о Себе.
Священное Писание прямо говорит, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере, ту полноту, которую человек способен вместить. В Евангелии от Иоанна (Ин. 15, 15) говорится, что Господь возвестил ученикам "...все, что слышал от Отца..." Из этого же Евангелия мы знаем, что Святой Дух, сошедший на учеников в День Пятидесятницы, никакого нового откровения, никакого нового учения не принес, Он только напомнил ученикам то, чему учил Христос. Сам Господь во время прощальной беседы с учениками говорит о Святом Духе: "...от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16, 14). По толкованию большинства св. отцов "от Моего" означает: "от Моего учения".
Вся эта полнота истины сохраняется в Христовой Церкви. Священномученик Ириней Лионский говорит: "Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам". В Священном Писании также отмечается, что апостолы возвестили Церкви "всю волю Божию" (Деян. 20, 27), а не только некую часть ее. Именно в силу полноты Новозаветного Откровения, которое подтверждается тождественностью опыта святых всех эпох и всех народов, никаких новых откровений, вероучительных истин, новых заветов быть не может. Любые подобного рода явления попадают под анафему апостола Павла: "... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, .
Почему знание основ христианского вероучения необходимо "всякому христианину"? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу.
"... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим (Мф. 22, 37)",
такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.
Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что
1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;
2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.
В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:
1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают.
Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.
Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука — богословие.
Слово "богословие" (theologia, от theos — Бог и logos — слово) в различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв. отцы Православной Церкви понимали под "богословием" учение о Боге в Самом Себе, о Пресвятой Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге — Творце мира, о Боге — Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, о Втором Пришествии Христовом и так далее) относили к области Божественного домостроительства, или икономии. Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая учение как о Боге, так и о Его домостроительстве. В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.
"Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрываются содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви"
По определению арх. Макария (Булгакова), догматы суть "откровенные (то есть открываемые нам Самим Богом — О. Д.) истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры".
Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо
а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя:
"Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта..., если бы не стояла задача научить ближнего".
Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности.
6) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.
Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование "ереси". По своей сущности ересь (от греч. ? — выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.
Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные.
Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь,
в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:
"Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия".
Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком.
Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.
В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.
Поэтому в определении "Катихизиса" указывается, что это есть наставление именно в православной вере, то есть в истинной вере, свободной от каких-либо еретических искажений. Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В. Н. Лосского, "христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство", а "христианская теория имеет значение в высшей степени практическое". Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для "благоугождения Богу и спасения души", иными словами, они имеют сотериологическое значение. Не случайно свт. Кирилл Иерусалимский называл изучение догматов "величайшим приобретением". Догматы веры являются фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на песке (Мф. 7, 24—27).
Мой вам совет-запишитесь в ЦПШ и не расусждайте о том, о чем пока не имеете понятий...
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 08:42] от Модератора Известить модератора
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145528 является ответом на сообщение #145525] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 17:46 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
И еще-богопознание не геометрия, или и тут ликбез надо проводить, объяснив почему?
Полного рационального постижения человеческим умом содержания догмата быть не может. Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский) писал об этом так: "Всякий догмат потому и составляет предмет веры, а не знания, что не все в догмате доступно нашему человеческому пониманию. Когда же догмат становится слишком понятным, то имеются все основания подозревать, что содержание догмата чем-то подменено, что догмат берется не во всей его божественной глубине".
Свящ. Павел Флоренский называл христианские догматы "крестом для разума": падший человеческий разум действует, основываясь на предпосылке, что никаких преград для его познавательных способностей не существует, что все существующее в мире так или иначе может быть рационально постигнуто. Пытаясь осмыслить догмат, человек должен совершить подвиг самоотречения, отречения от своего разума, т.е. отказаться от претензии на всезнание, на постижение всего и вся в этом Богом созданном мире. Постижение догматов всегда связано с определенным аскетическим усилием.
Святитель Филарет Московский писал: "Надобно, чтобы вы… никакую, даже втайне сокровенную премудрость вы не почитали для вас чуждою и до вас не принадлежащею, но со смирением устрояли ваш ум к Божественному созерцанию и ваше сердце к небесным ощущениям". Иначе говоря, нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в такое состояние, которое позволяет нам понимать смысл догматов.
В процессе усвоения догматов человеческим сознанием можно выделить три последовательных этапа:
Этап первый, когда догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата нет. Содержание вероучительной истины человеком не ощущается и не переживается. Догмат остается для человека именно некой внешней законообязательной истиной, которую нужно исповедовать только для того, чтобы иметь возможность являться членом Церкви и приступать, когда имеется такое желание, к таинствам. Иначе говоря, связь между догматом и духовной жизнью человека отсутствует. Чаще всего причиной такого состояния является человеческая греховность, состояние, которое на традиционном аскетическом языке называется окамененным нечувствием.
Второй этап — это такое состояние, когда восприятие вероучительной истины из области ума переходит в область сердечного чувства. Вероучительная истина начинает ощущаться, переживаться человеком как не просто обязательное внешнее правило, а как истина спасительная, и догмат становится для сознания человека как бы источником света, который просвещает его темные греховные глубины, новым жизненным началом, вносящим в его природу новую истинную жизнь. Иначе говоря, человек начинает устанавливать связь между своей духовной жизнью, спасением, которого он ожидает, и содержанием догматов. Например, догмат о Пресвятой Троице начинает переживаться человеком как откровение о Божественной любви, а также о любви как основополагающем и единственно верном отношении между людьми, а Боговоплощение как не просто событие, имеющее своей целью сообщить человеку истинное учение, но как путь к реальному соединению человека с Богом по благодати.
То же можно сказать и о других догматах. Например, человек начинает чувствовать, что Церковь — это не только некое учреждение, "комбинат духовных услуг", в котором можно удовлетворить свои "религиозные потребности", а Тело Христово, в котором мы реально соединяемся со Христом и друг с другом.
И, наконец, третий этап — это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются.
Созерцание — это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним. У святых отцов переживание содержания догмата действительно возводило ум и душу к непосредственному соединению с Богом, для них между догматом о Троице и самой Пресвятой Троицей, между догматом о Боговоплощении и самим Богочеловеком как бы нет расстояния. Догмат непосредственно возводит, возносит их душу, их ум к высшему, являясь как бы своего рода словесной иконой, от которой, как от образа, можно восходить к первообразу.
Святитель Филарет Московский говорит о таком созерцании применительно к догмату Воскресения Христова: "<Церковь> уже ответствует на желание наше, и не только нам обещает видение Воскресшего, как возможное, но и возвещает как уже действительное. Она поет "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу". Если мы видели воскресение, то видели и Воскресшего: потому что воскресение видимо только в Самом Воскресшем. Если положим, что Матерь Церковь имеет в виду преимущественно достойных и совершенных чад своих, и в их-то лице говорит так уверительно: мы видели воскресение; то нам, несовершенным и недостойным, остается по крайней мере надежда, что и мы того же можем сподобиться, если поревнуем и потрудимся сделаться достойными и совершенными... Из сего видно..., что дара созерцаний духовного может сподобиться всякий истинно верующий".
Одним из свойств догматов является Богооткровенность (свойство догматов по способу их получения). Это свойство означает, что догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, но результат Божественного Откровения. Именно этим догматы отличаются от любых научных или философских истин. Философские и научные истины основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы человеческого разума, догматы же основаны на богооткровенных предпосылках, черпающихся из Божественного Откровения. Этим догматическое богословие как наука отличается от философии и наук о природе и человеке. Апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) говорит: "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа". Любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким-то образом изменяться или восполняться. Догматы же, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.
Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая преподана Иисусом Христом и проповедана его апостолами. Мнение, высказанное даже очень уважаемым отцом Церкви, само по себе не может быть возведено в степень догмата веры.
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145541 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 18:15 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Первое-я пишу не отсебятину, а то, чему меня учили в Свято-Тихоновском. На пальцах-предполагаю что над вами имею монополию, т.к. ваше слово не идет ни в какое сравнение со словами преподавателей богословского института. В данном случае речь идет о выдержках из конспекта курса лекций ПСТГУ именно о догматическом богословии. Пояснение-мнение Рори мне не интересно, мнение учителей Свято-Тихоновского да, и если выбирать кто прав, то конечно же не вы.
Насчет всего остального-если лень читать что говорят богословы, то можно все таки записатся в ЦПШ и послушать....
|
|
|
Re: Если Бога нет, то всё позволено? [сообщение #145543 является ответом на сообщение #145541] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 18:23 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
В дополнение-отношение к догатам неизменно, оно одно на протяжении веков, а именно-в них нужно обязательно верить, если являешся членом Церкви. Толкование догматов-такого понятия в теологии нет вообще. Есть догматическое богословие, где изучаются своийства догматов, догатические формулы, богословские мнения, догматические формулы, догматические системы, богословские термины, и основные принципы раскрытия содержания догматических истин. Имеются Истолкования догматов. Суть этого истолкования состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной истины.
Понятно? или еще нет? Не изменив и не исказив. Писать о том, что догмат может изменится, значит писать о том, что Богооткровение может изменится. Догмат есть Богооткровение. А значит писать о том, что Бог может изменится...
Не лезте туда, о чем не имеете понятия, по крайней мере пока...В двух словах-а сколько ошибок понаделали...
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 18:25] Известить модератора
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145635 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 23:11 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Позавчера посмотрела "Страсти Христовы".
Хороший фильм.
У кого есть сомнения в том,что без Бога всё позволено-посмотрите на распинающих Христа.
Неужели в Православии есть что-то такое ,что не складывается?
Ведь на все вопросы находишь ответы,вполне обоснованные сразу или позже.
Я сижу на месте в своем делании христианской жизни,или вообще качусь по наклонной.
Меня одолевает маловерие и, тем не менее,держусь за веру ,как за соломинку.
Мне кажется такие темы не дают никакой душевной пользы и просто интересных информационного характера постов тут тоже нету.
Так зачем же оно надо ,утверждаться в своём бедственном положении.... и ещё в маловерии и ещё в том ,что если Бога нет,то всё позволено....или даже если допустить, что Бога нет, то это не означает вседозволенности....
Ужасная тема ,не укрепляющая ни дух ,ни разум......
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145641 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 23:28 |
Рори..
Сообщений: 435 Зарегистрирован: Ноябрь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Да нет, тема как раз о том, что Бог есть. И поэтому "не все позволено". Несмотря на то, что некоторые считают, что Его нет и поэтому всем в общем или им в частности позволено все или не все. Потому что Бог НАД всем. Над всеми суетными рассуждениями. Он есть. И есть Его закон. Который, опять же, НАД всем.
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145647 является ответом на сообщение #144809] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 23:41 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
ВикторР писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:35Нет, вы уж меня все простите, но после намека Елизаветы на то, что у мужчин тоже наступили критические дни, вернуться к теме ну никак не можно!!!
Виктор, у одного мужчины, который указывал, кстати, в графе "пол": "женский". (Не знаю, что у него в этой графе сейчас, он у меня в игноре...)
Так что он, могёт быть, и того... не вполне мужчина...
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 23:42] Известить модератора
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145649 является ответом на сообщение #145647] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 23:48 |
Рори..
Сообщений: 435 Зарегистрирован: Ноябрь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:41Рори.. писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:28Да нет, тема как раз о том, что Бог есть. И поэтому "не все позволено". Несмотря на то, что некоторые считают, что Его нет и поэтому всем в общем или им в частности позволено все или не все. Потому что Бог НАД всем. Над всеми суетными рассуждениями. Он есть. И есть Его закон. Который, опять же, НАД всем.
Эту тему можно понимать по разному. (Конечно, кроме такого странного понимания, что в ней утверждается, что Бога нет.)
И эти вопросы в несколько других формулировках, правда, я уже неоднократно поднимала раньше. А именно: что руководит нашей нравственностью? Страх ада и желание рая (а это и есть "спасение", по мнению, как оказалось, многих)? Или сострадание, целомудрие, стыд и совесть?
В сущности это тот же самый вопрос, что и вопрос темы.
Вот, предположим, скажут вам сейчас "с неба": нет ни ада, ни рая, не будет тебе ТАМ никакого воздаяния, ни за хорошее, ни за плохое, поступай, как сам хочешь... И?
Я подумаю, с одной стороны, кто это говорит и с какой целью; и с другой-зачем это говорится, и, соответственно, кто передо мной
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145650 является ответом на сообщение #145649] |
Ср, 05 Ноябрь 2008 23:51 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Рори.. писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:48Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:41Рори.. писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:28Да нет, тема как раз о том, что Бог есть. И поэтому "не все позволено". Несмотря на то, что некоторые считают, что Его нет и поэтому всем в общем или им в частности позволено все или не все. Потому что Бог НАД всем. Над всеми суетными рассуждениями. Он есть. И есть Его закон. Который, опять же, НАД всем.
Эту тему можно понимать по разному. (Конечно, кроме такого странного понимания, что в ней утверждается, что Бога нет.)
И эти вопросы в несколько других формулировках, правда, я уже неоднократно поднимала раньше. А именно: что руководит нашей нравственностью? Страх ада и желание рая (а это и есть "спасение", по мнению, как оказалось, многих)? Или сострадание, целомудрие, стыд и совесть?
В сущности это тот же самый вопрос, что и вопрос темы.
Вот, предположим, скажут вам сейчас "с неба": нет ни ада, ни рая, не будет тебе ТАМ никакого воздаяния, ни за хорошее, ни за плохое, поступай, как сам хочешь... И?
Я подумаю, с одной стороны, кто это говорит и с какой целью; и с другой-зачем это говорится, и, соответственно, кто передо мной
Предположим, это говорит Бог.
[Обновления: Ср, 05 Ноябрь 2008 23:55] Известить модератора
|
|
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145654 является ответом на сообщение #145650] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:04 |
Рори..
Сообщений: 435 Зарегистрирован: Ноябрь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:51[ Ну, то есть, реально надо будет выбирать модель своего поведения, не заглядываясь на будущее вознаграждение. Вести себя, так сказать, "совершенно бескорыстно".
Что тогда?
В принципе, хотя бы относительно спокойная совесть-это тоже награда. Немалая.
Вообще человек так устроен, что, если примитивно, то "хочет чувствовать себя хорошим". И оправдания ищет, чтоб чувствовать себя хорошим.
В природе нашей это заложено.
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145655 является ответом на сообщение #145654] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:07 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Рори.. писал(а) Чтв, 06 Ноябрь 2008 00:04В принципе, хотя бы относительно спокойная совесть-это тоже награда. Немалая.
Вообще человек так устроен, что, если примитивно, то "хочет чувствовать себя хорошим". И оправдания ищет, чтоб чувствовать себя хорошим.
В природе нашей это заложено.
Вот!
Заложено в природе...
У всех?
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145656 является ответом на сообщение #145652] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:10 |
Рори..
Сообщений: 435 Зарегистрирован: Ноябрь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:57Технология этого "говорения" в данном случае неважна.
Предположим, "отрекомендуется" так, что станет ясно, что можно верить.
Не в этом вопрос.
Вопрос: что дальше?
На самом деле применительно к житейской ситуации важна как раз "технология".
Я бы начала с того, что упорядочила б режим труда, отдыха и питания. Не поможет-к священнику б побежала. Рысью. А от него-к доктору
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145657 является ответом на сообщение #145655] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:20 |
Рори..
Сообщений: 435 Зарегистрирован: Ноябрь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Чтв, 06 Ноябрь 2008 00:07Рори.. писал(а) Чтв, 06 Ноябрь 2008 00:04В принципе, хотя бы относительно спокойная совесть-это тоже награда. Немалая.
Вообще человек так устроен, что, если примитивно, то "хочет чувствовать себя хорошим". И оправдания ищет, чтоб чувствовать себя хорошим.
В природе нашей это заложено.
Вот!
Заложено в природе...
У всех?
Да. Богом заложено.
Искорка эта цветет в душе каждого здорового человека. Не возненавидевшего это в себе-греет. Возненавидевшего-сжигает.
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145661 является ответом на сообщение #145650] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:32 |
СветланаК
Сообщений: 778 Зарегистрирован: Октябрь 2008 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
[quote title=Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:51
Предположим, это скажет Бог.
Ну, то есть, реально надо будет выбирать модель своего поведения, не заглядываясь на будущее вознаграждение. Вести себя, так сказать, "совершенно бескорыстно".
Что тогда?
[/quote]
По-моему, настоящий христианин и должен себя вести совершенно бескорыстно. Бескорыстно любить Бога и людей. Служить людям, терпеть их недостатки и т.д. Любить в принципе нельзя "за коврижки". Нас же Бог любит не с целью что-то от нас получить. А мы Его образ и подобие, соответственно должны вести себя аналогично.
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 08:44] от Модератора Известить модератора
|
|
|
Re: Если предположить, что Бога нет, то нам всё позволено? [сообщение #145663 является ответом на сообщение #145661] |
Чт, 06 Ноябрь 2008 00:35 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
[quote title=СветланаК писал(а) Чтв, 06 Ноябрь 2008 00:32][quote title=Елизавета Бам писал(а) Срд, 05 Ноябрь 2008 23:51
По-моему, настоящий христианин и должен себя вести совершенно бескорыстно. Бескорыстно любить Бога и людей. Служить людям, терпеть их недостатки и т.д. Любить в принципе нельзя "за коврижки". Нас же Бог любит не с целью что-то от нас получить. А мы Его образ и подобие, соответственно должны вести себя аналогично.[/quote]
Вы думаете? Вы, имхо, хорошо думаете.
Вот, собственно, такое мнение я тут, на форуме, и "продвигаю"...
[Обновления: Чт, 06 Ноябрь 2008 00:35] Известить модератора
|
|
|
Страниц (7): [ 3 ] |
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 11:09:37 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02509 секунд
|