Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » "Не убий". Заповедь абсолютная?
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117658 является ответом на сообщение #117653] |
Ср, 13 Август 2008 15:54 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
натуля писал(а) Срд, 13 Август 2008 15:25Почему?
Есть заповедь "не убий". Солдат, сражаясь за правое дело и убивая врага, нарушает ее. Если остается в живых - молится и искупает грех.
В древней Руси вообще "списанные" солдаты уходили в монастырь замаливать грех убийства.
Например - Александр Невский сам постригся в монахи и в псковской обл. до сих пор действует муж. монастырь,который основал Александр для воинов ушедших "в запас" или ставших инвалидами.
Я была в этом монастыре.
Я не спорю ведь... (это у меня ведь в голове раскардаш, просто мене казалось, что выполняя священный долг, как то немного по другому судится...не убиством....)
(повторюсь, это не спор, а попытка в своей голове разложить все)
[Обновления: Ср, 13 Август 2008 15:55] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117666 является ответом на сообщение #117656] |
Ср, 13 Август 2008 16:17 |
ЛС2005
Сообщений: 3646 Зарегистрирован: Август 2007 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Рори писал(а) Срд, 13 Август 2008 15:38
Цитата:А! Т.е. человек не может поверить, что Бог может простить его и для собственного успокоения налагает на себя (или на него налагают) какие-то ограничения? Так я поняла?
Нет, а как же быть с грехом убийства на войне всё-таки? Для бестолковых (т.е. для меня) объясните. Ну вот раскаялся воин в грехе. Это значит, что он, как всякий раскаявшийся человек, этот грех возненавидел и твердо настроен не повторить его больше. Или это не раскаяние в полном смысле этого слова и душа не прошла какую-то работу. Но умом он прекрасно понимает, что буде ещё война, он пойдет, не задумываясь и не мучаясь угрызениями совести, защищать отечество и свой народ, свою веру. Так и к чему тут тогда его раскаяние было? Если он твердо уверен, что повторит тот же самый грех? Что толку было думать, каяться, анализировать, если в глубине души человек уверен, что снова сделает тоже самое. Простите, но это его работа. Его готовили (как и сейчас готовят) к этому греху... Я что-то не понимаю.
Ну что ж вы так упрощаете Это не арифметика.
Он умом прекрасно понимает, что будет ещё война. С одной стороны. С другой, практически каждый, прошедший БД, отдал бы абсолютно все, чтоб этой самой "ещё войны" не было ... От купающейся в розовой дымке мечты "перековать мечи на орала", блин, у поколений воинов слёзы на глаза наворачивались.
Тока если "завтра - война, если завтра-в поход...", он пойдет, несмотря на своё не самое, поверьте, радужное состояние. Потому, что кто-то должен. И пусть лучше он, чем другой. Понимаете? Это осознанный выбор. "Если смерть-пусть лучше умру я, чем другой. Если необходимо совершить страшный и смертный грех-пусть лучше ляжет на мои плечи, чем на плечи другого."
Работой это никто не называет. Говорят-"служба". Умирать за других и убивать за других. И жить с этим.
Как угодно. Пусть будет называться служба. Служба, за которую профессиональным военным платят деньги. Их учат этой службе.
Как это я упрощаю? Я говорю то,что есть на самом деле. Что воин готов сделать за других - это другой вопрос. Меня интересовало, как стыкуется его покаяние с четким осознаниеми и полной готовностью снова совершать тот же самый грех. (Хотя я, к своему стыду, и грехом-то это не считала до нынешней темы) Проще (я упрощаю и откидываю всё наносное): раскаиваюсь, но совершал и буду совершать. Либо тут что-то с грехом, либо с раскаянием не то...
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117682 является ответом на сообщение #117676] |
Ср, 13 Август 2008 16:36 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Цитата:В Библии черным по белому написано: «не убий». Кровопролитие не может быть оправдано ничем, будь то защита родины, близких, родных, своей жизни. Я люблю своих родных и не знаю, как поступить в случае войны. Защищать, убивая врагов - страшно отягощать грехом душу, не защищать – возможно, тоже грех. Мы все смертны, так стоит ли ради продления жизни физической своей, родных, близких и сохранения государственной целостности родины убивать врагов, защищая все это, но тем самым страшно согрешая? А если это дано Богом: умереть мученической смертью? Ведь Иисус Христос и все апостолы умерли так и не защищали свою жизнь с помощью оружия и убийства врагов. А если на войне просто снять бронежилет, каску, положить оружие и встать в полный рост под огонь? Ведь это не будет считаться самоубийством? Я служил в армии, но слава Богу, оружие применять не пришлось. Я понимаю, что Церковь сейчас в альянсе с государством, и Вы, возможно, скажете то, что родину надо защищать, потому что ее всегда защищали и т.д. Но, прошу Вас, скажите: где в Библии сказано о разрешении убийства для защиты своей жизни и родины? И еще один вопрос. Я слышал, что Бог прощает все грехи, кроме богохульства и убийства. Так ли это?
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Постоянное и точное соблюдение заповедей Божиих, в том числе и заповеди «Не убий», позволяет верующему человеку сохранить свою душу от греха и достойно приготовить себя к Вечной Жизни. Однако, вследствие того, что человек живет в мире, в котором господствует грех, абсолютно точное соблюдение заповедей возможно только в случае столь же абсолютного отстранения от этого грешного мира. Дело осложняется тем, что мир не по сути своей грешен, он только заражен грехом; грех перемешан в нем с самой настоящей добродетелью, а неизмеримая глубина падения часто соседствует с неуничтожимым стремлением к совершенству и святости. С одной стороны, апостол Иоанн Богослов утверждает, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Он настоятельно советует: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16). Но, с другой стороны, тот же Иоанн Богослов свидетельствует, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Господь приходит на землю не для того, чтобы уничтожить ни на что не годный греховный мир, а для того, чтобы духовно его преобразить, спасти тех, кто не соглашается с грехом, хотя грех и действует в них. Человек, искренне верующий в Господа Иисуса Христа, может если не победить все мировое зло, то, наверняка победить зло в самом себе и тем самым уменьшить его количество в мире. В этом отношении Священное Писание настроено очень оптимистично. Иоанн Богослов уверенно пишет: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин. 5, 4-5).
В этом мире, отчасти преображенном, но все же лежащем во зле, живут близкие нам, дорогие для нас люди. Любовь к ближнему требует от христианина полной самоотверженности. Христос говорил своим ученикам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Положить душу за ближнего - это значит не только отдать за него жизнь, но и быть готовым в чем-то нарушить заповеди ради блага ближнего, то есть пожертвовать для него своей лучшей участью в вечности.
Самым верным и преданным учеником пророка Моисея, через которого Бог возвестил Свой нравственный Закон человечеству, был Иисус Навин. Заповедь «Не убий» была ему хорошо известна. Однако при завоевании Земли Обетованной тот же Иисус Навин предает смерти множество людей, населяющих эту территорию. На первый взгляд, такое поведение кажется очень непоследовательным и жестоким. Однако нужно знать все отвратительные подробности быта, религии, нравов этих древних народов с их фаллическими культами, жертвоприношениями младенцев и другими малоприятными обычаями, чтобы согласиться с тем, что «террор» Навина был необходимым средством очищения от нравственной скверны и предохранения богоизбранного народа от заражения такой культурой, которая разрушает образ Божий в человеке, превращая его в звероподобное существо.
Преподобный Сергий Радонежский, монах, в святости которого еще при жизни не сомневался никто, не только благословляет Московского князя Дмитрия на битву с татарами, но и отправляет ему в помощь двух монахов, которые по церковному уставу не имеют права брать в руки никакого оружия. Что это - нарушение заповеди «Не убий»? Нет, это исполнение заповеди любви к своему народу, своему Отечеству, своей вере.
Не будем забывать и о том, что первыми прославленными святыми Русской Церкви были благоверные князья, воины, с оружием в руках защищавшие свой народ, отдававшие свою душу за Отечество в самом буквальном смысле.
Христос предлагает миру парадоксальный нравственный принцип непротивления злу ответным насилием. Евангелист Матфей приводит слова Христа, с которыми бывает очень трудно согласиться: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Эту заповедь разъясняет и уточняет апостол Павел: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21). Следует только помнить, что эта заповедь говорит о поведении человека по отношении к своему личному врагу. Но христианин имеет право прощать только своих личных врагов, но не имеет права позволять врагам безнаказанно причинять зло своим ближним. Может быть, и их зло может быть побеждено добром, но до тех пор, пока не будет одержана эта победа, они принесут много зла многим людям. Поэтому без насилия в ином случае обойтись невозможно.
Церковь не одобряет позиции того человека, который, стремясь к нравственному совершенству, не думает о своих ближних. Не обращая внимания на мир, залитый, по слову поэта Мережковского, «кровью и слезами», можно всегда и во всем поступать «по заповеди». Только вот такая праведность, свойственная евангельским фарисеям, не угодна Богу. Христос говорил: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Теряет душу тот, кто хочет спасти ее любой ценой, включая отказ от помощи ближнему. И, напротив, в нравственном выигрыше оказывается тот, кто, не задумываясь о собственной участи в земной жизни и в Вечности, бросается на первый же зов о помощи.
Милосердие Божие безгранично. Как говорит апостол Иаков, «милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Бог не похож на неласкового соглядатая, который записывает в особый реестр все грехи и оплошности человека, радуясь неотвратимости наказания. Напротив, Господь радуется каждому доброму поступку, каждому доброму чувству и слову. По слову святителя Иоанна Златоуста, Он «и дела приемлет и намерения целует». Поэтому Господь готов простить любой самый страшный, самый отвратительный человеческий грех при условии искреннего раскаяния. Суд Божий – это не юридический процесс, цель которого в точном назначении наказания, следующего за определенный поступок. Цель Божиего суда состоит в доскональном, абсолютно точном, доступном только Всеведению Божию определении нравственного состояния человека. Покаяние - это перемена, это отвращение от греховного прошлого, это готовность жить по Закону Божиему. Поэтому искренне раскаявшийся человек освобождается от наказания, поскольку он уже не тот, кто совершил грех.
Христос Сам говорит, что раскаявшемуся человеку будут прощены все его грехи: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12, 31). «Хула на Духа» – это полное отрицание Божественного бытия, это абсолютный атеизм, грех, которым человек сам ставит себя вне Божией любви и Божиего милосердия. В этом и заключается непрощенность греха хулы на Духа. Бог вовсе не хочет мстительно наказать того, кто отрицает Его бытие; такой человек просто получает по своей вере.
Задавая свой вопрос, Вы с видимой иронией говорите об «альянсе Церкви и государства». Французское слово «альянс» означает «союз». Русская Православная Церковь и не скрывает, что всегда находилась в союзе с Российским государством, видя в нем позитивную нравственную силу, способную оптимальным образом организовать жизнь народа. Заметьте, речь идет не о союзе с правительством или политической партией. Церковь является союзницей государства, но не власти, которая, как свидетельствует мировая история, может быть и безумной, и безбожной.
Церковь помогала князю Владимиру создавать и укреплять первое Русское государство. Церковь помогла сохранить государственность в тяжелейшие столетия татарского ига. Церковь в самом прямом смысле оказалась спасительницей государства в Смутное время, когда власть в лице московского боярства была готова преклонить Русь под польскую корону. Церковь оставалась союзницей Российского государства и в то время, когда само государство, порабощенное властью коммунистов, стремилось к ее тотальному уничтожению. Об этом трагическом времени Церковь могла бы сказать словами поэта Анны Ахматовой: «Я всегда была с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был».
И сейчас в православных храмах по-прежнему звучат слова молитвы «о богохранимей стране нашей Российстей, властех и воинстве ея». Церковь молится о том, чтобы власть, в какой бы политической форме она ни существовала, какими бы органами и лицами ни была представлена, всегда заботилась о благе своего народа, о его духовном развитии, уважала своих подданных и существовала только для них.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions &task=view_quest&q_id=844
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117688 является ответом на сообщение #117682] |
Ср, 13 Август 2008 16:44 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
VIII. Война и мир
VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: "Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть" (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, - греховное злоупотребление богоданной свободой, "ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15. 19).
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. "Не убий", - гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь - это жизнь (Лев. 17. 11-14). "Кровь оскверняет землю", - говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: "Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее" (Числ. 35. 33).
VIII.2. Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в "мире сем", который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13).
Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: "Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?" Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: "если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?" Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: "Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом".
VIII.3. "Взявшие меч, мечем погибнут" (Мф. 26. 52), - в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами. Эти три принципа определили нравственные границы войны, которые были выработаны христианским миром в Средние века, когда, применяясь к реальной ситуации, люди пытались обуздать стихию военного насилия. Уже тогда существовала убежденность, что война должна вестись по определенным правилам, что и сражающийся человек не должен терять своего нравственного облика, забывая, что его противник - такой же человек, как и он сам.
Выработка высоких правовых норм в международных отношениях была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказало христианство на умы и сердца людей. Требования справедливости в войне на деле далеко не часто удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала воюющих людей от чрезмерной жестокости.
В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину, при определении справедливости войны обычно приводят ряд факторов, которые обусловливают допустимость начала войны на своей или чужой территории. К их числу можно отнести следующие:
войну следует объявлять ради восстановления справедливости;
войну имеет право объявить только законная власть;
право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;
война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;
войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;
планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств);
во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций;
войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.
В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.
Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем", - говорит Священное Писание (Сир. 8. . Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12. 20-21).
VIII.4. В иконографии святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.
В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.
VIII.5. В основе христианского понимания мира лежат обетования Божии, засвидетельствованные в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Эти обетования, придающие подлинный смысл истории, начали исполняться в Иисусе Христе. Для Его последователей мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и которого испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Библейское понимание мира значительно шире политического. Святой апостол Павел указывает, что "мир Божий… превыше всякого ума" (Флп. 4. 7). Он несравненно выше того мира, который люди способны создавать собственными усилиями. Мир человека с Богом, с самим собой и с другими людьми - неотделимы друг от друга.
У ветхозаветных пророков мир изображается как состояние, завершающее историю: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11. 6-9). Этот эсхатологический идеал связан с откровением Мессии, имя Которого - Князь мира (Ис. 9. 6). Война и насилие исчезнут с Земли: "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2. 4). Впрочем, мир - это не только дар Господа, но и задача человечества. Библия дает надежду на осуществление мира с помощью Божией уже в пределах нынешнего земного существования.
По свидетельству святого пророка Исаии, мир есть плод правды (Ис. 32. 17). Священное Писание говорит и о правде Божией, и о правде человеческой. Обе они имеют отношение к завету, который Бог заключил с избранным народом (Иер. 31. 35). В этом контексте правда преимущественно понимается как верность союзническим отношениям. Насколько люди нарушают союз с Богом, то есть насколько они неправедны, настолько они лишаются плода правды - мира. В то же время одним из основных элементов Синайского законодательства было требование справедливого отношения к ближнему. Заповеди закона имели целью не обременительное ограничение свободы личности, но построение жизни общества на принципе справедливости для достижения относительного мира, порядка и спокойствия. Для Израиля это означало, что мир в общественной жизни осуществляется не сам собою, в силу неких естественных закономерностей, но он возможен, во-первых, как дар Божественной правды, и, во-вторых, как плод религиозных усилий человека, то есть его верности Богу. Там, где люди благодарно ответят верностью на правду Божию, там "милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84. 11). Впрочем, история Ветхого Завета дает множество примеров неверности и греховной неблагодарности избранного народа. Это дает повод пророку Иеремии указать на причину отсутствия мира в Израиле, в котором постоянно слышится: ""мир! мир!", а мира нет" (Иер. 6. 14). Пророческий призыв к покаянию звучит как песнь верности правде Божией. Несмотря на грехи народа, Бог дает обетование заключить с ним "новый завет" (Иер. 31. 31).
Мир в Новом Завете, как и в Ветхом, рассматривается как дар Божией любви. Он тождествен эсхатологическому спасению. Вневременность мира, возвещенного пророками, особенно явно видна в Евангелии от Иоанна. В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир (Ин. 14. 27; 16. 33). Мир в Новом Завете есть нормальное благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом говорят пожелания "благодати и мира" в начале посланий святого апостола Павла. Этот мир - дар Святого Духа (Рим. 15. 13; Гал. 5. 22). Состояние примиренности с Богом есть нормальное состояние твари, "потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14. 33). Психологически это состояние выражается во внутреннем порядке души, когда радость и мир в вере (Рим. 15. 13) становятся почти синонимами.
Мир, по благодати Божией, характеризует жизнь Церкви во внутреннем и внешнем аспектах. Но, разумеется, благодатный дар мира зависит и от человеческих усилий. Дары Духа Святого проявляются лишь там, где существует встречное движение человеческого сердца, покаянно устремленного к правде Божией. Дар мира обнаруживает себя, когда христиане стремятся к его стяжанию, "непрестанно памятуя... дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 1. 3). Устремления к миру каждого отдельного члена тела Христова должны быть независимы от времени и от условий жизни. Угодные Господу, (Мф. 5. 9), они приносят плоды, где бы и когда бы ни совершались. Мир, как дар Божий, преображающий внутреннего человека, должен проявляться и вовне. Его следует сохранять и возгревать (2 Тим. 1. 6), а потому миротворчество становится задачей Церкви Христовой: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18); старайтесь "сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4. 3). Новозаветный призыв к миротворчеству опирается на личный пример Спасителя и Его учение. И если заповеди о непротивлении злому (Мф. 5. 39), любви к врагам (Мф. 5. 44) и прощении (Мф. 6. 14-15) обращены прежде всего к личности, то заповедь о миротворчестве - "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5. 9) - имеет непосредственное отношение к социальной этике.
Русская Православная Церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения.
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117695 является ответом на сообщение #117693] |
Ср, 13 Август 2008 16:59 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Да незачто, Натуль...Я вот все думаю, может перепечатать ВСЮ концепцию, в отдельной теме? Только поставит ли ее Алексей на верх страници? Что б она вниз не сходила, и не затерялась...Все таки в ней рассматривается позиция церкви на почти все вопросы, было б кому читать.
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117696 является ответом на сообщение #117695] |
Ср, 13 Август 2008 17:02 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 16:59Да незачто, Натуль...Я вот все думаю, может перепечатать ВСЮ концепцию, в отдельной теме? Только поставит ли ее Алексей на верх страници? Что б она вниз не сходила, и не затерялась...Все таки в ней рассматривается позиция церкви на почти все вопросы, было б кому читать.
Хорошо бы.
Есть такие колонки,называются "прилеплена",она всегда вверху.
+5
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117706 является ответом на сообщение #115990] |
Ср, 13 Август 2008 17:24 |
ЛС2005
Сообщений: 3646 Зарегистрирован: Август 2007 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
"Положить душу за ближнего - это значит не только отдать за него жизнь, но и быть готовым в чем-то нарушить заповеди ради блага ближнего, то есть пожертвовать для него своей лучшей участью в вечности"
Ой, как всё сложно.
И не понятно, зачем людей, которые настолько любят ближнего, что жертвуют своей лучшей участью в вечности, лишать причастия аж на 3 года?!
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117707 является ответом на сообщение #117666] |
Ср, 13 Август 2008 17:25 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Цитата: Как угодно. Пусть будет называться служба. Служба, за которую профессиональным военным платят деньги. Их учат этой службе.
Как это я упрощаю? Я говорю то,что есть на самом деле. Что воин готов сделать за других - это другой вопрос. Меня интересовало, как стыкуется его покаяние с четким осознаниеми и полной готовностью снова совершать тот же самый грех. (Хотя я, к своему стыду, и грехом-то это не считала до нынешней темы) Проще (я упрощаю и откидываю всё наносное): раскаиваюсь, но совершал и буду совершать. Либо тут что-то с грехом, либо с раскаянием не то...[/QUOTE]
Священнику тоже платят деньги за службу. И учат этой службе.
А вы как хотели? Чтоб УМЕТЬ воевать, надо посвятить этому жизнь. Жена с детьми что кушать должны? Или платить профессионалам, или расплачиваться многими ЖИЗНЯМИ срочников и добровольцев.
Вот так и стыкуется Цитата:покаяние с четким осознаниеми и полной готовностью снова совершать тот же самый грехОн защищает не только от смерти, но и от смертного греха. Не только идет на смерть, но и берет на себя смертый грех, ИЗБАВЛЯЯ от него других. В его грехе-самопожертвование. Теперь понятно? Цитата:Что воин готов сделать за других - это другой вопросНеверно.Не упрощайте. Эту проблему нельзя препарировать и рассматривать каждую составную часть в отдельности. Тут все в месте.
[Обновления: Ср, 13 Август 2008 17:26] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117708 является ответом на сообщение #117706] |
Ср, 13 Август 2008 17:27 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Апостол Павел еще молил Бога о том, что он согласен положить свою душу для помилования всех людей.
Затем, вспомните что сам Бог терпел страдания и смерть для спасения людей.
Чего же тут не понятного? Не долг ли христианина подражать Христу? Не самая большая ли любовь к ближнему проявляется именно в отречении от себя для спасения других?
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117709 является ответом на сообщение #117706] |
Ср, 13 Август 2008 17:31 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
ЛС2005 писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:24 "Положить душу за ближнего - это значит не только отдать за него жизнь, но и быть готовым в чем-то нарушить заповеди ради блага ближнего, то есть пожертвовать для него своей лучшей участью в вечности"
Ой, как всё сложно.
И не понятно, зачем людей, которые настолько любят ближнего, что жертвуют своей лучшей участью в вечности, лишать причастия аж на 3 года?!
Потому, что сказано "Не убий". Потому, что те, кто вынужден убивать, всё равно совершают смертный грех. От ран на душе все равно никуда не деться. Вот и нужны 3 года, чтоб хоть подлечить...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117710 является ответом на сообщение #117708] |
Ср, 13 Август 2008 17:33 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:27Апостол Павел еще молил Бога о том, что он согласен положить свою душу для помилования всех людей.
Затем, вспомните что сам Бог терпел страдания и смерть для спасения людей.
Чего же тут не понятного? Не долг ли христианина подражать Христу? Не самая большая ли любовь к ближнему проявляется именно в отречении от себя для спасения других?
Тем более, когда добровольно приносимой жертвой становится не смертная плоть, которая все равно земля и станет землёй, а бессмертная душа...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117717 является ответом на сообщение #117710] |
Ср, 13 Август 2008 17:37 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Рори, не впервый раз удивляюсь вашим рассуждениям. Удивляюсь совсем не с хорошей стороны.
По вашему, слова из писания о "душе своей для других" лгут? Вспомните еще одни слова о том, кто найдет а кто потеряет душу свою.
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117718 является ответом на сообщение #117717] |
Ср, 13 Август 2008 17:41 |
Рори
Сообщений: 833 Зарегистрирован: Декабрь 2007 Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:37Рори, не впервый раз удивляюсь вашим рассуждениям. Удивляюсь совсем не с хорошей стороны.
По вашему, слова из писания о "душе своей для других" лгут? Вспомните еще одни слова о том, кто найдет а кто потеряет душу свою.
Речь идет о ГОТОВНОСТИ пожертвовать своей бессмертной душой ради ближнего, если вы не заметили.
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117730 является ответом на сообщение #117718] |
Ср, 13 Август 2008 18:20 |
ЛС2005
Сообщений: 3646 Зарегистрирован: Август 2007 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Рори писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:41баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:37Рори, не впервый раз удивляюсь вашим рассуждениям. Удивляюсь совсем не с хорошей стороны.
По вашему, слова из писания о "душе своей для других" лгут? Вспомните еще одни слова о том, кто найдет а кто потеряет душу свою.
Речь идет о ГОТОВНОСТИ пожертвовать своей бессмертной душой ради ближнего, если вы не заметили.
Нет. Не поверю, что воин думает, что его душа погибнет. Тогда всё бессмысленно, если воин погибает в бою. У него нет этих 3 лет для покаяния и осознания. Значит он пожертвовал и сам в бездну? Как остальным людям с этим жить? Со знанием, что тот, кто тебя защищал теперь в аду из-за этого?
Неа... это выше моего понимания. Мне такие высоты, как доблесть, приравненная к греху, боюсь, не осознать... Нет, когда свою шкурку спасаешь и треснешь кого-нить, да, тут грех, куда ж деваться-то... А когда "за други своя" да ещё и 3 года не смей к причастию подходить.... Это за гранью моего понимания... Всё, больше вопросов по этой теме задавать не буду. Слишком всё тонко для меня.
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117753 является ответом на сообщение #117706] |
Ср, 13 Август 2008 19:07 |
zinashrek
Сообщений: 9 Зарегистрирован: Август 2008 Географическое положение: Оксфорд, Моск...
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
ЛС2005 писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:24 "Положить душу за ближнего - это значит не только отдать за него жизнь, но и быть готовым в чем-то нарушить заповеди ради блага ближнего, то есть пожертвовать для него своей лучшей участью в вечности"
Ой, как всё сложно.
И не понятно, зачем людей, которые настолько любят ближнего, что жертвуют своей лучшей участью в вечности, лишать причастия аж на 3 года?!
Да, действительно получается, что крестной жертвы Спасителя недостаточно?
Требуется еще что-то добавить от себя?
Шаманизм какой-то выходит...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117758 является ответом на сообщение #117753] |
Ср, 13 Август 2008 19:11 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Котлеты от мух просьба отделять.
От себя ВСЕГДА надо что то добавить. Спаситель, искупив людей, не сказал им-вот, Я умер, и все тут, и теперь все пойдут прямо в рай.
Спаситель дал возможность людям приблизится к Нему, но и от человека требуется желание такого приближения, а так же дела для приближения.
Одной верой не спастись, вера без дел мертва.
И от себя постоянно надо добавлять дела и веру для спасения.
[Обновления: Ср, 13 Август 2008 19:14] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117760 является ответом на сообщение #117734] |
Ср, 13 Август 2008 19:15 |
zinashrek
Сообщений: 9 Зарегистрирован: Август 2008 Географическое положение: Оксфорд, Моск...
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 18:28Цитата из концепции, которую перекопировала выше....
Воин руководится именно словами о том, что положивший душу для других, спасет ее.
Тот, кто умер защищая свое отечество, приравнивается к мученикам.
Да, к слову...Во время ВОВ солдат причащали перед боем.
Воин рукодствуется приказом командира.
Если нарушит приказ - то получит взыскание.
Если рассуждает, правильно ли решил командир - то гнать таких солдат из армии.
Решился служить, исполняй устав.
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117776 является ответом на сообщение #117764] |
Ср, 13 Август 2008 19:34 |
натуля
Сообщений: 3596 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: ххххх
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 19:20Решился...Слово то какое, так и веет благочинностью...
А раньше, когда армия была обязательной?
Лена, а ты знаешь когда-то часть моего мужа была шефом Кицканского монастыря. Помогали - дрова привозили, технику ремонтировали и т.д. И когда мой муж там побывал - раз, другой, третий, он мне с таким восторгом потом говорит :"А ты знаешь в монастыре точно такой же порядок , как в армии. Такая же иерархия и все основано на подчинении (т.е. послушании). На каждое действие надо брать разрешение старшего (благословение)".
В скобках это я ему говорила как это звучит по отношению к монастырской жизни.
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117784 является ответом на сообщение #117676] |
Ср, 13 Август 2008 19:45 |
натуля
Сообщений: 3596 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: ххххх
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 16:28Повторю то, о чем писал о.Николай.
Когда к Предтече пришли солдаты, и спросили что им делать, то Креститель не сказал им сложить оружие.
Иоанн Креститель, которого церковная традиция именует Предтечей (т.е. предшественником) Христа, на вопрос пришедших к нему воинов: "А нам что делать?", -- отвечал: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием" (Лк. 3:14). Иоанн не предложил воинам сложить оружие и перестать выполнять свой воинский долг.
Это, конечно, не значит, что война в христианстве рассматривается как некое благо. Отнюдь нет. Война есть зло, и любое убийство также есть зло. Однако позиция уже раннехристианской Церкви далека от того, чтобы приравнивать убийство по злому умыслу к убийству на войне.
[Обновления: Ср, 13 Август 2008 19:46] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117793 является ответом на сообщение #117784] |
Ср, 13 Август 2008 20:09 |
zinashrek
Сообщений: 9 Зарегистрирован: Август 2008 Географическое положение: Оксфорд, Моск...
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
натуля писал(а) Срд, 13 Август 2008 19:45баба яга писал(а) Срд, 13 Август 2008 16:28Повторю то, о чем писал о.Николай.
Когда к Предтече пришли солдаты, и спросили что им делать, то Креститель не сказал им сложить оружие.
Однако позиция уже раннехристианской Церкви далека от того, чтобы приравнивать убийство по злому умыслу к убийству на войне.
Очень хорошо. Действительно нельзя приравнивать. Во всех государствах преступников наказывают, а солдатам вручают награды за войну.
В каком-то американском штате есть курьезный закон, определяющий смягчение вины, когда умышленный убийца предупредил свою жертву за 48 часов (то такой честный убийца, что объявил войну по всем правилам).
[Обновления: Ср, 13 Август 2008 20:10] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117797 является ответом на сообщение #117793] |
Ср, 13 Август 2008 20:13 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Ну и при чем здесь данное сравнение? Неужели действительно не видите разницу между убийством просто так и убийством на войне, да и разницу между законодательством какого то там американского штата и аповедью христианского декалога?
|
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #117818 является ответом на сообщение #115990] |
Ср, 13 Август 2008 20:44 |
JLenA
Сообщений: 365 Зарегистрирован: Июнь 2008 Географическое положение: Россия
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Толкование на Святое Евангелие Блаженного Феофилакта Болгарского
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
... И настоящие события достойны не печали, а радости, хотя и предстоит крест, стыд и бесчестие. - Выше Он сказал: вы тогда пребудете во Мне, когда соблюдете заповеди Мои. Теперь показывает, какие заповеди они должны соблюдать, и выставляет им на вид любовь: "да любите друг друга, как Я возлюбил вас". Он желает, чтобы мы любили друг друга не просто и как случилось, но так, как Он возлюбил нас. Примечай, что Он выше сказал во множественном числе: "заповеди" (Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моегои пребываю в Его любви), а здесь говорит в единственном числе: сия есть "заповедь" Моя. По моему мнению, любовь называется заповедями и заповедею потому, что она обнимает все заповеди и есть глава их. Вместе с этим указывает нам путь, как нам соблюдать заповеди, именно: чрез соблюдение одной заповеди - заповеди о любви. Как же говорит: любите друг друга и вы так же, как Я возлюбил вас, то сим указывает меру и совершенство любви. Ибо нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за друзей. Посему и вы полагайте души друг за друга, как и Я умираю за вас. Итак, не думайте, что Я ныне удаляюсь от вас по нерасположению к вам, напротив, это делается по любви, и притом совершеннейшей,
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #118656 является ответом на сообщение #117086] |
Пт, 15 Август 2008 18:05 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
jasmin писал(а) Пнд, 11 Август 2008 22:15Елизавета Бам писал(а) Пнд, 11 Август 2008 12:58
Очень мне нравится, как эта тема (покаяния за подобное убийство) показана Тарковским в фильме "Страсти по Андрею (Андрей Рублёв)". Именно оттуда и "растут ноги" у моего вопроса в этой теме, если честно.
В фильме Андрей Рублёв, защитив дурочку от насильника-татарина, всю жизнь [bне мог себе сам этого греха убийства простить[/b]. И всю жизнь нёс обет молчания во искупление... САМ! Вот в чём штука!
...стоит ли подвергать анализу с православной точки зрения образ святого Андрея в этом фильме ? Это фантазия Тарковского.
Тогда уж пишите,не "святой Андрей Рублев сделал то-то и то-то...",а "...в образе Андрея Рублева,созданном Тарковским..."Это ведь разные вещи. Нельзя ведь составить представление о святом из произведения пусть и выдающегося,но атеиста.
Простите, а кто "подвергает анализу с православной точки зрения образ святого Андрея в этом фильме"?
Кто пишет: "святой Андрей Рублев сделал то-то и то-то..."?
И при чём вообще здесь Св.Андрей Рублёв? Разве речь о нём? Речь всего лишь о том, как герой фильма (совершенно неважно кто) относился к убийству. Только и всего... Гляньте, на минуточку, как тема называется...
[Обновления: Пт, 15 Август 2008 18:07] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #118686 является ответом на сообщение #118656] |
Пт, 15 Август 2008 18:39 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Птн, 15 Август 2008 18:05jasmin писал(а) Пнд, 11 Август 2008 22:15
Елизавета Бам писал(а) Пнд, 11 Август 2008 12:58
ОЦитата:чень мне нравится, как эта тема (покаяния за подобное убийство) показана Тарковским в фильме "Страсти по Андрею (Андрей Рублёв)". Именно оттуда и "растут ноги" у моего вопроса в этой теме, если честно.
В фильме Андрей Рублёв, защитив дурочку от насильника-татарина, всю жизнь не мог себе сам этого греха убийства простить. И всю жизнь нёс обет молчания во искупление... САМ! Вот в чём штука!
...стоит ли подвергать анализу с православной точки зрения образ святого Андрея в этом фильме ? Это фантазия Тарковского.
Тогда уж пишите,не "святой Андрей Рублев сделал то-то и то-то...",а "...в образе Андрея Рублева,созданном Тарковским..."Это ведь разные вещи. Нельзя ведь составить представление о святом из произведения пусть и выдающегося,но атеиста.
Простите, а кто "подвергает анализу с православной точки зрения образ святого Андрея в этом фильме"?
Кто пишет: "святой Андрей Рублев сделал то-то и то-то..."?
И при чём вообще здесь Св.Андрей Рублёв? Разве речь о нём? Речь всего лишь о том, как герой фильма (совершенно неважно кто) относился к убийству. Только и всего... Гляньте, на минуточку, как тема называется...
Привет,золотце ,я уже за тобй соскучилась.
Хде ты быль?
Мну забыль...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119528 является ответом на сообщение #116830] |
Вс, 17 Август 2008 12:27 |
Gala
Сообщений: 2162 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
натуля писал(а) Пнд, 11 Август 2008 12:45Вот это правило:
убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин.
Каково же традиционное отношение самой Церкви к мировоззрению непротивленчества? Обыкновенно апологеты христианского пацифизма в защиту своего учения приводят 13-е правило святителя Василия Великого, которое гласит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удерживалися от приобщения токмо Святых Таин».
Авторитетный византийский толкователь Иоанн Зонара так комментирует это правило: «Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться божественных даров, и в особенности лучшие, — те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благаго причащения, что для христианина — нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы через это не осквернить своих рук, то все погибнет и варвары всем овладеют. В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они живут. А великий в божественном учении Афанасий в своем каноническом послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно” (Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000). Согласен с Зонарой и другой авторитетнейший византийский канонист — патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, который, так же как и Зонара, замечает, что предлагаемый святителем Василием совет вообще не был употребляем в действии, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего правила изложенным. Таким образом, православное каноническое право не только не считает грехом убийство на поле брани, но и не признает за воином его совершившим, какой-либо сакральной нечистоты, влекущей отлучение от Причащения. В своем каноническом послании, которое цитирует Зонара, святитель Афанасий Великий дословно говорит следующее: «Убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния ".
Священник Димитрий Познанский
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119542 является ответом на сообщение #119528] |
Вс, 17 Август 2008 13:25 |
svmum
Сообщений: 250 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Gala писал(а) Вск, 17 Август 2008 11:27«Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно” (Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000). В своем каноническом послании, которое цитирует Зонара, святитель Афанасий Великий дословно говорит следующее: «Убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния ".
Т.е заповедь "не убей" все-таки не абсолютная? Если это так, то можно ли и остальные заповеди считать абсолюнтыми? К примеру блудодеяние или прелюбодеяние, воровство и т.д.? Поблудничал в сласть и покаялся, попрелюбодейничал и покаялся... ведь можно мол там на немощи человеческие сослатся, или еще что. Награбил чужого и покаялся... ну нужно было денег, а где взять-то. Вон протестанты "голубых" веньчают в своих храмах - "любовь" ведь там главное... тьху!
Шо-то здесь не "клеится", как мене кажется.
[Обновления: Вс, 17 Август 2008 13:27] Известить модератора
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119584 является ответом на сообщение #119542] |
Вс, 17 Август 2008 16:32 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
svmum писал(а) Вск, 17 Август 2008 13:25Gala писал(а) Вск, 17 Август 2008 11:27«Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно” (Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000). В своем каноническом послании, которое цитирует Зонара, святитель Афанасий Великий дословно говорит следующее: «Убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния ".
Т.е заповедь "не убей" все-таки не абсолютная? Если это так, то можно ли и остальные заповеди считать абсолюнтыми? К примеру блудодеяние или прелюбодеяние, воровство и т.д.? Поблудничал в сласть и покаялся, попрелюбодейничал и покаялся... ведь можно мол там на немощи человеческие сослатся, или еще что. Награбил чужого и покаялся... ну нужно было денег, а где взять-то. Вон протестанты "голубых" веньчают в своих храмах - "любовь" ведь там главное... тьху!
Как в той песне:"Вы вечно молитесь свои богам и ваши боги все прощают вам".
Шо-то здесь не "клеится", как мене кажется.
Не знаю как с другими заповедями, но вот блудодействовать за други своя.... точно не прокатит...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119593 является ответом на сообщение #119584] |
Вс, 17 Август 2008 17:19 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
ВолГа писал(а) Вск, 17 Август 2008 16:32svmum писал(а) Вск, 17 Август 2008 13:25Gala писал(а) Вск, 17 Август 2008 11:27«Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно” (Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000). В своем каноническом послании, которое цитирует Зонара, святитель Афанасий Великий дословно говорит следующее: «Убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния ".
Т.е заповедь "не убей" все-таки не абсолютная? Если это так, то можно ли и остальные заповеди считать абсолюнтыми? К примеру блудодеяние или прелюбодеяние, воровство и т.д.? Поблудничал в сласть и покаялся, попрелюбодейничал и покаялся... ведь можно мол там на немощи человеческие сослатся, или еще что. Награбил чужого и покаялся... ну нужно было денег, а где взять-то. Вон протестанты "голубых" веньчают в своих храмах - "любовь" ведь там главное... тьху!
Как в той песне:"Вы вечно молитесь свои богам и ваши боги все прощают вам".
Шо-то здесь не "клеится", как мене кажется.
Не знаю как с другими заповедями, но вот блудодействовать за други своя.... точно не прокатит...
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119598 является ответом на сообщение #119584] |
Вс, 17 Август 2008 17:29 |
svmum
Сообщений: 250 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
ВолГа писал(а) Вск, 17 Август 2008 15:32
Не знаю как с другими заповедями, но вот блудодействовать за други своя.... точно не прокатит...
Если посмотреть реально, то , видя людей искалеченых бесом, или мледенцев некоторых коих приносят к причастию и которые страдают уродствами явно не только органического характрера, понимаю, что заповеди это штука очень и очень серезная. С другой стороны сам Христос рукоприкладством занимался, а вот в прямом смысле воевать с мечом на поле брани не воевал. С другой стороны Бог приказал иудеям одолжить золото и серебро у египтян и не отдавать, т.е. фактически надо понимать разрешил нарушить заповедь "не укради". Сложновато все энто, хотя, наверно, правильный ответ на энти вопросы должон существовать.
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119599 является ответом на сообщение #119598] |
Вс, 17 Август 2008 17:33 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма: 0
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
svmum писал(а) Вск, 17 Август 2008 17:29
Если посмотреть реально, то , видя людей искалеченых бесом, или мледенцев некоторых коих приносят к причастию и которые страдают уродствами явно не только органического характрера, понимаю, что заповеди это штука очень и очень серезная. С другой стороны сам Христос рукоприкладством занимался, а вот в прямом смысле воевать с мечом на поле брани не воевал. С другой стороны Бог приказал иудеям одолжить золото и серебро у египтян и не отдавать, т.е. фактически надо понимать разрешил нарушить заповедь "не укради". Сложновато все энто, хотя, наверно, правильный ответ на энти вопросы должон существовать.
Выделенную фразу по подробнее. Где? Когда? Кого?
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119600 является ответом на сообщение #117709] |
Вс, 17 Август 2008 17:35 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма: 0
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
Рори писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:31ЛС2005 писал(а) Срд, 13 Август 2008 17:24 "Положить душу за ближнего - это значит не только отдать за него жизнь, но и быть готовым в чем-то нарушить заповеди ради блага ближнего, то есть пожертвовать для него своей лучшей участью в вечности"
Ой, как всё сложно.
И не понятно, зачем людей, которые настолько любят ближнего, что жертвуют своей лучшей участью в вечности, лишать причастия аж на 3 года?!
Потому, что сказано "Не убий". Потому, что те, кто вынужден убивать, всё равно совершают смертный грех. От ран на душе все равно никуда не деться. Вот и нужны 3 года, чтоб хоть подлечить...
Что-то я не понимайт сегодня ничего. Подлечиват раны души БЕЗ ПРИЧАСТИЯ? Чем подлечивать-то будет христианин?
Мол, "у меня рак, но я не буду лечиться, а вот когда он пройдет, пойду к доктору"?
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119604 является ответом на сообщение #119599] |
Вс, 17 Август 2008 18:12 |
svmum
Сообщений: 250 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
NEZP писал(а) Вск, 17 Август 2008 16:33Выделенную фразу по подробнее. Где? Когда? Кого?
Эх... сударыня, от Вас точно не ожидал такога вопроса. Напомню: "Во время оно" Христос сделал бич из веревок и использовал его для наведения порядка в храме соломоновом, при сем не пременул и перевернуть столы меновщиков.
|
|
|
Re: "Не убий". Заповедь абсолютная? [сообщение #119712 является ответом на сообщение #119528] |
Пн, 18 Август 2008 00:16 |
ЛС2005
Сообщений: 3646 Зарегистрирован: Август 2007 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Gala писал(а) Вск, 17 Август 2008 12:27натуля писал(а) Пнд, 11 Август 2008 12:45Вот это правило:
убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин.
Каково же традиционное отношение самой Церкви к мировоззрению непротивленчества? Обыкновенно апологеты христианского пацифизма в защиту своего учения приводят 13-е правило святителя Василия Великого, которое гласит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удерживалися от приобщения токмо Святых Таин».
Авторитетный византийский толкователь Иоанн Зонара так комментирует это правило: «Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться божественных даров, и в особенности лучшие, — те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благаго причащения, что для христианина — нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы через это не осквернить своих рук, то все погибнет и варвары всем овладеют. В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они живут. А великий в божественном учении Афанасий в своем каноническом послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно” (Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000). Согласен с Зонарой и другой авторитетнейший византийский канонист — патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, который, так же как и Зонара, замечает, что предлагаемый святителем Василием совет вообще не был употребляем в действии, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего правила изложенным. Таким образом, православное каноническое право не только не считает грехом убийство на поле брани, но и не признает за воином его совершившим, какой-либо сакральной нечистоты, влекущей отлучение от Причащения. В своем каноническом послании, которое цитирует Зонара, святитель Афанасий Великий дословно говорит следующее: «Убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Таких великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния ".
Священник Димитрий Познанский
Мдя.. Получается, сколько людей, столько и мнений... Так всё-таки не грех, а доблесть и похвалы достойно... Ну, это как-то ближе к моему нетонкому пониманию ситуации.
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 11:49:22 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.04043 секунд
|