Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Зачем нам "длинные" молитвы?
Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114618] |
Ср, 06 Август 2008 23:30 |
иерей Николай
Сообщений: 21 Зарегистрирован: Август 2008 Географическое положение: Казань
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.(Мф.6:7)
Что значит говорить лишнее? Не являются ли длинные церковные службы явным нарушением этих слов Христа?
Стоит отметить, что в Западном богословии существовала целая наука, занимающиеся этим стихом, под названием «ватталогия».
Обратимся к этимологии этого слова. По-гречески оно пишется так : batalogeseteВ славянской Библии - «не лишше говорите», в латинской Вульгате – «не говорите много», в русской Библии синодального перевода – «не говорите лишнего». Исследователи в этом слове видят так называемое vox hybrida , т.е. смесь слов, взятых из разных языков, в данном случае из иврита и греческого. Batta (евр.) – болтать, бессмысленно говорить; и logeo(греч.), имеющее два значения: 1. Говорить, 2. Мыслить. Отсюда более точным переводом этого слова в целом будет «не мыслите праздно» в целом: «а молясь, не мыслите празднословно, как язычники». Именно так понимал это слово христианский писатель III века Ориген, который обращал внимание не на процесс говорения, а на само содержание молитвы.
Но причем тут язычники?
1. В своих молитвах язычники часто просили о никчемном , пустяковом или недостойном с точки зрения христианской этики.
2. Многословие в молитвах у язычников было настолько распространенно, что даже имело различные названия: дипласиология – повторение слов, киклопория – обход, тавтология и многоглаголание в собственном смысле.
3. Политеизм побуждал язычников на молитве произносить множество имен и прозвищ богов.
Господь, предостерегая своих учеников, дает молитву «Отче наш», которая не является исчерпывающей, а служит образцом , как бы схемой как должна строиться молитва и о чем следует просить Бога. Сам Господь со своими учениками, не ограничиваясь этой молитвой, воспевал псалмы, был на службе в Иерусалимском храме, и в Гефсиманском саду молился настолько долго, что ученики успели несколько раз уснуть.
Созвучны этому пониманию и слова апостола Павла о непрестанной молитве (1 Фес. 5:17).
Очень надеюсь , что смог ответить на вопрошание души православной христианки под ником Елизавета Бам.
|
|
|
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114637 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 08:41 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
И давайте ещё! Елизавета говорила, что её смущает последование ко Причащению. Расскажите, пожалуйста, об этом.. А я хочу высказать свое мнение: Например, к серъезной операции пациента готовят очень долго - диета, анализы, специальные лекарства, психологический настрой, и т.д.
А Причастие - это серъезнейшая операция для нашей души, и подготовиться к ней нужно максимально достойно, насколько мы можем! Последование ко Причащению - и есть такая подготовка, когда наш ум обращается к своим грехам, анализу, затем постепенно идет к осознанию и отвержению их, к соединению с Богом, при помощи Богородицы, Святых, и нашего ангела-Хранителя...Я думаю, что каждая молитва очень важна, каждая дает нам пройти определенный этап по пути к Богу
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114638 является ответом на сообщение #114623] |
Чт, 07 Август 2008 08:46 |
натуля
Сообщений: 3596 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: ххххх
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Добро пожаловать, батюшка! Теперь отцу Димитрию полегче будет, а то ему в одиночку нас просвещать, я думаю, тяжко было.
Только уж не бросайте нас...
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114691 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 10:26 |
ЛС2005
Сообщений: 3646 Зарегистрирован: Август 2007 Географическое положение: Московская об...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Спасибо! Может Елизавета зайдет сюда, найдет что-то для себя интересное.
Её (если я правильно поняла Елизавету) интресовало ещё почему именно такой набор молитв в последовании ко причастию. И я задавала такой вопрос. У меня супруг интересовался.
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114778 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 11:56 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
иерей Николай писал(а) Срд, 06 Август 2008 23:30
Очень надеюсь , что смог ответить на вопрошание души православной христианки под ником Елизавета Бам.
Увы, нет. Вообще не увидела конкретного ответа, если честно. Хотя перечитала Ваш пост два раза.
Ладно, я не хочу больше обсуждать эту тему. Оскомину набило, а толку не будет, чувствую. Остаюсь при своём вопросе. Всех праволавных прошу не бить хотя бы ногами. Молиться же буду, как всегда молюсь. С чувством и толком. Именно ОБЩАЯСЬ с Богом о своём важном, а не вычитывая часами чужие, пусть и прекрасные слова.
[Обновления: Чт, 07 Август 2008 12:05] Известить модератора
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114791 является ответом на сообщение #114778] |
Чт, 07 Август 2008 12:22 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Цитата:Напомню ещё раз учение Христа о молитве. Оно просто, ясно и недвусмысленно. И совершенно не требует никаких интерпретаций и псевдомудрых научных трудов для истолковывания его смысла. Впрочем, я понимаю, что таковых трудов требует обоснование отхода от него. Ладно, это, неинтересно.
Опять Елизавета с высоты своего великого ума... Может, вы по-арамейски и по-гречески читаете, чтобы понять именно правильно? Или вы ходили за Христом с Апостолами, и поэтому СОВЕРШЕННО точно знаете, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ Он сказал эти слова? И вообще, поосторожнее с характеристиками ("псевдомудрые"), вам уже сто раз объяснили, откуда появились правила, а вы своими заявлениями унижаете Апостолов и Святых.
И какой, в вашем понимании, "реальный ответ"? - "Да, елизавета, вся православная Церковь глупость придумала и наплевала на учение Христа, только вы это разглядели?". Что же непонятного, псевдомудрого, или несогласующегося с Писанием вы увидели???
|
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114798 является ответом на сообщение #114791] |
Чт, 07 Август 2008 12:30 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Тэсс писал(а) Чтв, 07 Август 2008 12:22Цитата:Напомню ещё раз учение Христа о молитве. Оно просто, ясно и недвусмысленно. И совершенно не требует никаких интерпретаций и псевдомудрых научных трудов для истолковывания его смысла. Впрочем, я понимаю, что таковых трудов требует обоснование отхода от него. Ладно, это, неинтересно.
Опять Елизавета с высоты своего великого ума... Может, вы по-арамейски и по-гречески читаете, чтобы понять именно правильно? Или вы ходили за Христом с Апостолами, и поэтому СОВЕРШЕННО точно знаете, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ Он сказал эти слова? И вообще, поосторожнее с характеристиками ("псевдомудрые"), вам уже сто раз объяснили, откуда появились правила, а вы своими заявлениями унижаете Апостолов и Святых.
И какой, в вашем понимании, "реальный ответ"? - "Да, елизавета, вся православная Церковь глупость придумала и наплевала на учение Христа, только вы это разглядели?". Что же непонятного, псевдомудрого, или несогласующегося с Писанием вы увидели???
А ведь я просила не бить меня хотя бы ногами... :lol:;) Ах, Тэсс, Тэсс, неисправимая Тэсс...
[Обновления: Чт, 07 Август 2008 12:32] Известить модератора
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114802 является ответом на сообщение #114778] |
Чт, 07 Август 2008 12:32 |
Марина
Сообщений: 1167 Зарегистрирован: Январь 2007 Географическое положение: Россия, Москв...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Чтв, 07 Август 2008 11:56иерей Николай писал(а) Срд, 06 Август 2008 23:30
Очень надеюсь , что смог ответить на вопрошание души православной христианки под ником Елизавета Бам.
Увы, нет. Вообще не увидела конкретного ответа, если честно. Хотя перечитала Ваш пост два раза.
Ладно, я не хочу больше обсуждать эту тему.
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114803 является ответом на сообщение #114798] |
Чт, 07 Август 2008 12:33 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Чтв, 07 Август 2008 14:30
А ведь я просила не бить меня хотя бы ногами... :lol:;) Ах, Тэсс, Тэсс, неисправимая Тэсс...
Простите, пожалуйста Но я правда, не понимаю, КАКОЙ именно ответ вам нужен, и чем не устраивают объяснения Церкви и наши, от нашего опыта и чувств
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114829 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 13:27 |
Глебка
Сообщений: 780 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизаветка Баммм вряд ли что поймет у нее все свое имеется ,так что не трудитесь мужи благоразумные
С ней у нас беда тяжелая,но потихонечку может и она выберется из этой ямы ,если конечно не диверсант Она у нас Фома неверующий
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114854 является ответом на сообщение #114835] |
Чт, 07 Август 2008 13:59 |
Глебка
Сообщений: 780 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
IrinaS писал(а) Чтв, 07 Август 2008 13:32Мужи???? Жены, Глеб, жены!!! Благоразумные жены (ну за ислкючением батюшки, конечно!)
Так о нем родненьком и шла речь
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114861 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 14:13 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Ладно. Понятно, что Елизавету Бам не переубедить. Она будет сопротивляться. Я не знаю, что она хочет услышать, но посоветую ей прочитать изречения святых отцов, я например сейчас Афонских читаю(точнее слушаю в записи), очень рекомендую, возможно что-то проясниться в голове. А "псевдомудрые" апостолы и святые Отцы - "сильно" сказано...
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114869 является ответом на сообщение #114861] |
Чт, 07 Август 2008 14:28 |
Глебка
Сообщений: 780 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Чтв, 07 Август 2008 14:13Ладно. Понятно, что Елизавету Бам не переубедить. Она будет сопротивляться. Я не знаю, что она хочет услышать, но посоветую ей прочитать изречения святых отцов, я например сейчас Афонских читаю(точнее слушаю в записи), очень рекомендую, возможно что-то проясниться в голове. А "псевдомудрые" апостолы и святые Отцы - "сильно" сказано...
Ей это не указ так что не трудитесь
Сия сударыня у нас очень сильная,энергия прям через чур,только вот в каком направлении
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114901 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 15:22 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Мы молимся, но для чего - не знаем.
Всё в ожиданьи благ, и млад, и стар.
Каких ещё даров мы ожидаем? –
Быть на молитве - это ли не дар?
Стоять пред Богом! Вдумайтесь! Вместите!
Откройте дверь источнику даров.
Дитем Господним молча припадите,
Не надмеваясь умноженьем слов.
Но мы и здесь своё ничто возносим,
Желая втайне прорицать, целить.
Иль просим дар чудес – того ли просим?
Доколь мольбу гордынею сквернить.
Нам только – дай! На паперти и в Храме,
Но гляньте, есть ли место для даров?
Нутро, что свалка, в мусоре и хламе,
Для Божьего – ни полок, ни углов.
Что толку теплохладными устами
Одно и то же клянчить без конца?
Зачем просить, коль некуда поставить?
Очистите от рухляди сердца!
Мы блудники, живущие усладой.
Но ветхосладость пагубна душе.
Слепцы, слепцы! Нам не увидеть злата,
Лаская ухо звяканьем грошей.
Так и обходим Бога стороною.
Самих себя лишенцами творим:
Ведь рай желанный есть не что иное –
Как предстоянье в вечности пред Ним.
|
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114994 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 18:30 |
svmum
Сообщений: 250 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Про длинные и короткие молитвы как таковые. И так, на этот сложный вопрос можно попробовать взглянуть еще и как на порядок трапезы. Скажем накрыт стол всякими яствами и вдруг приходит человек и хватает из стола котлету, колбаску, кусок торта… натрескался и ушел… А за столом сидят люди которые вилку в левой руке, нож в правой, с салфеткой на коленях – покушали первое блюдо, потом второе, потом десерт, запивая хорошим вином. Так что длинные службы в храмах, с вычитыванием длинных молитв, можно сравнить с церемониалом принятия пищи воспитанными людьми. При этом, конечно, и натрескавшийся колбаски с тортом на скорую руку не остался голодным.
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #114995 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 18:32 |
NEZP
Сообщений: 3360 Зарегистрирован: Ноябрь 2006 Географическое положение: Мск
Карма: 0
|
Мне тут нравится Анна |
|
|
Хотелось бы добавить от себя, про фразу, которая тут уже упоминалась
Апостол Павел призывает "всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить". Это ли признак "многоглаголания" - постоянно молиться?
Непрестанно молиться исключительно "Отче наш" и своими словами? Не больше ли при этом шансов впасть в пустословие?
Конечно, молитвы или "правила" не исключают собственной молитвы, а дополняют и учат молиться.
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115023 является ответом на сообщение #114861] |
Чт, 07 Август 2008 19:47 |
IrinaS
Сообщений: 2224 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Чтв, 07 Август 2008 14:13Ладно. Понятно, что Елизавету Бам не переубедить. Она будет сопротивляться. Я не знаю, что она хочет услышать, но посоветую ей прочитать изречения святых отцов, я например сейчас Афонских читаю(точнее слушаю в записи), очень рекомендую, возможно что-то проясниться в голове. А "псевдомудрые" апостолы и святые Отцы - "сильно" сказано...
Мириам, ты Афонских старцев с какого-то сайта слушаешь? Поделись ссылочкой!
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115032 является ответом на сообщение #114637] |
Чт, 07 Август 2008 20:22 |
иерей Николай
Сообщений: 21 Зарегистрирован: Август 2008 Географическое положение: Казань
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
[quote title=Тэсс писал(а) Чтв, 07 Август 2008 08:41] Елизавета говорила, что её смущает последование ко Причащению. Расскажите, пожалуйста, об этом..
Насколько я понял Елизавету смущают последование ко Причащению из-за пресловутого многословия. Мы с вами выяснили, что многословие язычников не имеет ничего общего с церковными службами и келейными (домашними) молитвами. Теперь поставим вопрос так: Может ли молитва от себя заменить правило к Причастию? В письмах к мирянам преподобный Амвросий Оптинский, отвечая на этот вопрос, отмечал важность молитв к Причастию, и требовал от своих чад соблюдения этого правила. Молитвы эти нам помогают должным образом настроиться на встречу со Христом, понуждают относиться к этой встрече без легкомыслия. Эти молитвы освящены древностью и от причастника требуется внимательное и уважительное отношение к ним. Святое Пост, молитва, добрые дела - средства, Святое Причастие - цель. Очень важно подойти к своей цели максимально подготовленным и в то же время осознавать свое недостоинство.
А то, что Елизавета вот так вот реагирует на мой пост, то я не в обиде. Хочу пожелать Елизавете найти такого духовника, который бы слышал ее, и которого могла бы слышать она.
|
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115038 является ответом на сообщение #114995] |
Чт, 07 Август 2008 21:48 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
NEZP писал(а) Чтв, 07 Август 2008 18:32Хотелось бы добавить от себя, про фразу, которая тут уже упоминалась
Апостол Павел призывает "всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить". Это ли признак "многоглаголания" - постоянно молиться?
Непрестанно молиться исключительно "Отче наш" и своими словами?
Нет, есть ещё иисусова молитва. Вот ею, кстати, душа сама по себе, помимо произвола мысли, постоянно молится легко и охотно. И не вслух.
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115042 является ответом на сообщение #115032] |
Чт, 07 Август 2008 21:56 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
[quote title=иерей Николай писал(а) Чтв, 07 Август 2008 20:22]Тэсс писал(а) Чтв, 07 Август 2008 08:41 Елизавета говорила, что её смущает последование ко Причащению. Расскажите, пожалуйста, об этом..
Насколько я понял Елизавету смущают последование ко Причащению из-за пресловутого многословия. Мы с вами выяснили, что многословие язычников не имеет ничего общего с церковными службами и келейными (домашними) молитвами. Теперь поставим вопрос так: Может ли молитва от себя заменить правило к Причастию? В письмах к мирянам преподобный Амвросий Оптинский, отвечая на этот вопрос, отмечал важность молитв к Причастию, и требовал от своих чад соблюдения этого правила. Молитвы эти нам помогают должным образом настроиться на встречу со Христом, понуждают относиться к этой встрече без легкомыслия. Эти молитвы освящены древностью и от причастника требуется внимательное и уважительное отношение к ним. Святое Пост, молитва, добрые дела - средства, Святое Причастие - цель. Очень важно подойти к своей цели максимально подготовленным и в то же время осознавать свое недостоинство.
А то, что Елизавета вот так вот реагирует на мой пост, то я не в обиде. Хочу пожелать Елизавете найти такого духовника, который бы слышал ее, и которого могла бы слышать она.
Да вот и мне давеча священник вменил в обязанность читать обязательно правило к Причастию. Я читаю, конечно, как честный человек. Но томлюсь несказанно. Мне эти молитвы не помогают должным образом настроиться на встречу со Христом, не понуждают относиться к этой встрече без легкомыслия. Я всегда очень нелегкомысленна перед исповедью и причастием. Правило, наоборот, рассеивает моё сосредоточенное и углублённое состояние и заставляет досадовать и думать о ерунде.
Мне бы хватило простых немногих слов, чтобы попросить Господа о его милости прощения мне грехов и невозбранного Причастия. А там его Святая Воля. Мы бы поняли друг друга и без правила...
[Обновления: Чт, 07 Август 2008 21:57] Известить модератора
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115044 является ответом на сообщение #114994] |
Чт, 07 Август 2008 22:03 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
svmum писал(а) Чтв, 07 Август 2008 18:30Про длинные и короткие молитвы как таковые. И так, на этот сложный вопрос можно попробовать взглянуть еще и как на порядок трапезы. Скажем накрыт стол всякими яствами и вдруг приходит человек и хватает из стола котлету, колбаску, кусок торта… натрескался и ушел… А за столом сидят люди которые вилку в левой руке, нож в правой, с салфеткой на коленях – покушали первое блюдо, потом второе, потом десерт, запивая хорошим вином. Так что длинные службы в храмах, с вычитыванием длинных молитв, можно сравнить с церемониалом принятия пищи воспитанными людьми. При этом, конечно, и натрескавшийся колбаски с тортом на скорую руку не остался голодным.
Странная у Вас ассоциация. Молитвы и мамонна...
А у меня такая ассоциация: дитя приходит к Отцу поговорить о важном. Но вместо важных слов интимной беседы о том, что тревожит или радует, вдруг начинает Ему читать наизусть... "Войну и мир". Или "Евгения Онегина". И так каждый раз при встрече. То "Войну и мир", то "Евгения Онегина".
Ну, может, по окончании чтения и вставит от себя пару слов. Если силы останутся и голова не совсем отупеет.
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115051 является ответом на сообщение #115044] |
Чт, 07 Август 2008 22:15 |
ВолГа
Сообщений: 5070 Зарегистрирован: Февраль 2008 Географическое положение: Приволжский о...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Галина |
|
|
Ну если дите спрашивает важное про "Войну и мир" или "Евгения Онегина", то наверное имеет смысл читать ему вслух эти произведения.
А если дите пришло про Бога спросить, а ему вот такое домашнее чтение, то, вы правы, это неадекват какой то
[Обновления: Чт, 07 Август 2008 22:37] Известить модератора
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115056 является ответом на сообщение #115038] |
Чт, 07 Август 2008 22:36 |
svmum
Сообщений: 250 Зарегистрирован: Май 2007 Географическое положение: Украина
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Елизавета Бам писал(а) Чтв, 07 Август 2008 20:48Нет, есть ещё иисусова молитва. Вот ею, кстати, душа сама по себе, помимо произвола мысли, постоянно молится легко и охотно. И не вслух.
Я Вас понял. Вы говорите, что к Богу нужно конкретно "по делу" обращаться. Но свою аллегорию о сравнении длинных молитв с церимонией трапезы считаю в некотором смысле все же умесной. Какая-то духовная работа в душе перед просьбой к Богу все же должна происходить. И длинная молитва обычно включает наиболее распостраненные нюансы такой подготовительной душевной и духовной работы в душе перед прошением к Богу "по делу". Конечно длинная молитва не есть всегда насущно необходимой, но бывает и помогает.
|
|
|
Re: Зачем нам "длинные" молитвы? [сообщение #115059 является ответом на сообщение #114618] |
Чт, 07 Август 2008 22:48 |
Тома
Сообщений: 1502 Зарегистрирован: Январь 2007 Географическое положение: Одесса
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Иерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик московского храма свт. Николая Чудотворцав Кузнецкой слободе,
Цитата:Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву -- и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем.
Цитата:У Льюиса есть классификация людей на две группы -- одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «...да будет твоя воля». И вот здесь -- «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» -- и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы -- это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.
Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода
Цитата:-- Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.
Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области)
Цитата:-- Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.
Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» -- проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!
Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря:
Цитата:-- Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».
Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»
Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».
Цитата:Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.
Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.
Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.
Очень мне понравилась эта статья! Я ее привела не всю,только некоторые цитаты. Вот адрес:
Разговор с Богом. Можно ли молиться своими словами?
http://www.pravmir.ru/article_2345.html
|
|
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 12:40:00 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01818 секунд
|