Начало » Общение » Задушевные беседы » Можно это считать христианской притчей?
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114053 является ответом на сообщение #114043] |
Вт, 05 Август 2008 19:19 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Приятного чтения....Только там есть места, которые трудны...Например почему Бог сердился на Иова, в чем не правы друзья, о каких животных идет речь....Спрашивай. Я о ней как раз писала экзаменационную работу по ВЗ.
|
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114063 является ответом на сообщение #114036] |
Вт, 05 Август 2008 19:40 |
Китаянка
Сообщений: 160 Зарегистрирован: Июль 2007 Географическое положение: Latvia/Riga
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Втр, 05 Август 2008 17:53Сами книгу Иова привели в пример. Сами же и дали непонятное рассуждение.
И не бойтесь, по теме, по теме...Начитается человек таких вот "причт", и начинает рассуждать не так, как надо.Типа-Бог спорит, смерть=конец всему....
а как надо? вас батюшка благословил на поучение?
спрашиваю абсолютно серьезно, тк вы абсолютно серьезно говорите, что знаете "как надо"
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114141 является ответом на сообщение #114063] |
Вт, 05 Август 2008 22:53 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Благословление на толкование писания у меня есть.
Учили меня тому...
А на учение христианства-посмотрите 19 правило Трульского собора. Я тоже говорю серьезно.
Ну и последнее-если для вас смерть-конец всего, зачем вам религия? Православие учит что смерть только начало, а не конец. И что именно со смертью начинается Жизнь.
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114154 является ответом на сообщение #114141] |
Вт, 05 Август 2008 23:25 |
Китаянка
Сообщений: 160 Зарегистрирован: Июль 2007 Географическое положение: Latvia/Riga
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Втр, 05 Август 2008 21:53Благословление на толкование писания у меня есть.
Учили меня тому...
А на учение христианства-посмотрите 19 правило Трульского собора. Я тоже говорю серьезно.
Ну и последнее-, зачем вам религия? Православие учит что смерть только начало, а не конец. И что именно со смертью начинается Жизнь.
1. Не могли бы вы выразится поконкретней - кем именно, или вернее, чем именно, вам дано это благословение (это какого-то вида/типа документ) ?
2. приведите пож мои слова, где я утверждаю, что для меня (далее ваша цитата)
"...смерть-конец всего...".
Спасибо.
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114169 является ответом на сообщение #113652] |
Ср, 06 Август 2008 00:17 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Китаянка писал(а) Втр, 05 Август 2008 07:30баба яга писал(а) Пнд, 04 Август 2008 22:30Китаянка писал(а) Пнд, 04 Август 2008 18:01IrinaS писал(а) Пнд, 04 Август 2008 18:55Браво! Ты мысли мои читаешь! Как раз хотела книгу Иова в пример привести!
просто для меня она до сих пор - крепкий орешек, вот там-то как раз и очень ясно выражена мысль, что близкие Иова стали как бы разменной монетой в споре между Сатаной и Богом
С удовольствием бы пообщалась со священником на тему этого отрывка из Ветхого Завета
Да нет. Ничего они не стали. Иову все возвратилось в двойном размере, и богатство, и дети...Одни на земле, другие в Царствии небесном.
насколько я помню, у него появились новые дети в двойном размере здесь, на земле, а прежние умерли и баста. я неуверена, потому на досуге прочитаю эту книгу еще раз.
но даже это сути не меняет - если судить по логике Лесеньки (к сожалению, на мой вопрос о паралелли ситуаций с Иовом она не ответил, а жаль), то Бог был несправедлив к ним - просто поспорив с сатаной, что даже после их смерти Иов останется Ему верным, Он их отправил к праотцам.
Вы тоже видите в притче с водой, что Бог несправедлив, мстителен и тд и тп ?
Здесь....
Вам ксерокс диплома, с автобиографией и анкетой?
[Обновления: Ср, 06 Август 2008 00:18] Известить модератора
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114264 является ответом на сообщение #114169] |
Ср, 06 Август 2008 10:46 |
Китаянка
Сообщений: 160 Зарегистрирован: Июль 2007 Географическое положение: Latvia/Riga
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Втр, 05 Август 2008 23:17Китаянка писал(а) Втр, 05 Август 2008 07:30баба яга писал(а) Пнд, 04 Август 2008 22:30Китаянка писал(а) Пнд, 04 Август 2008 18:01IrinaS писал(а) Пнд, 04 Август 2008 18:55Браво! Ты мысли мои читаешь! Как раз хотела книгу Иова в пример привести!
просто для меня она до сих пор - крепкий орешек, вот там-то как раз и очень ясно выражена мысль, что близкие Иова стали как бы разменной монетой в споре между Сатаной и Богом
С удовольствием бы пообщалась со священником на тему этого отрывка из Ветхого Завета
Да нет. Ничего они не стали. Иову все возвратилось в двойном размере, и богатство, и дети...Одни на земле, другие в Царствии небесном.
насколько я помню, у него появились новые дети в двойном размере здесь, на земле, а прежние умерли и баста. я неуверена, потому на досуге прочитаю эту книгу еще раз.
но даже это сути не меняет - если судить по логике Лесеньки (к сожалению, на мой вопрос о паралелли ситуаций с Иовом она не ответил, а жаль), то Бог был несправедлив к ним - просто поспорив с сатаной, что даже после их смерти Иов останется Ему верным, Он их отправил к праотцам.
Вы тоже видите в притче с водой, что Бог несправедлив, мстителен и тд и тп ?
Здесь....
Вам ксерокс диплома, с автобиографией и анкетой?
19 правило Трульского собора тоже приводить или сами найдете?
у вас очень (даже слишком) аналитический склад ума. с таким умом надо работать в бюро прогнозов (с)
Если бы я делала такие выводы на основании таких фраз, я бы уж по крайней мере, уточнила у человека, правильно ли я его поняла, а уж потом начинала поучать его. Я нигде не писала, что не верю в жизнь после смерти (просто потому что я так не думаю), а все остальное - ваши собсвенные домыслы.
По поводу благословения на поучение - о. Димитрий имеет сан, те априори у него есть право поучать в вопросах веры и говорить "как надо" верить православному христианину, если он себе к таковым причисляет.
Ксерокса мне не надо. Я пытаюсь понять - действительно ли есть учебные заведения, закончив которые, у тебя уже по умолчанию есть благословение священника на поучение? Интересуюсь, потому как раньше думала, что на это нужно брать у своего духовника благословение я неправа? тогда поправьте
я могу прочитать "Войну и Мир" от корки до корки, но еще не факт, что я смогу также доходчиво объяснить другому основную идею этого произведения
ПС (Сравните свои посты и посты о. Димитрия - и почувствуйте разницу. В вас слишком много издевки и какой-то непонятной мне агрессивности. Мне кажется, вы определенно не доросли еще до поучений в вере, вы не вдохновляете на то, чтобы вас слушать дальше, а наоборот, только отвращаете, в отличии от того же о. Димитрия).
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114267 является ответом на сообщение #112758] |
Ср, 06 Август 2008 10:53 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Частенько, кстати, бывает, что дипломы кому попало выдают. Тем, кто и книжку-то в руки сроду не брал, либо "смотрел в книгу, видел фигу". Двоечники тоже кое-как, с горем пополам, но заканчивают учебные заведения...
(Я уж не говорю, что и купить диплом нынче не дорого стоит... )
Тут надо судить не по диплому, а по тому, что именно дипломант знает и говорит ли он дельные вещи, либо рассказывает про сорок бочек арестантов...
|
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей? [сообщение #114382 является ответом на сообщение #114035] |
Ср, 06 Август 2008 13:42 |
Сеамни
Сообщений: 875 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Дагестан г. Ма...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Китаянка писал(а) Втр, 05 Август 2008 18:50баба яга писал(а) Втр, 05 Август 2008 16:58Человек не умирает, и баста. Человек живет после смерти.
Иначе зачем вообще религия нужна????Что важнее-жизнь на земле или жизнь в вечности?
Странное какое то рассуждение для христианки...Да, дополнение...Бог ни с кем не спорил. Он позволил сатане искусить человека. Не только Иова. Что то у вас какие то рассуждения...
и тут Остапа понесло ... (с)
и главное не по теме
А мне кажется Баба яга абсолютно права!
Почему же "понесло" - все по теме!
Все мы Божьи дети. Бог дал, Бог взял!
для каждого из нас у Господа свой путь и все мы ДЛЯ ЧЕГО_ТО!
Христос же говорил, что один из исцеленных им слепой для того и был слеп, чтоб была возможность явить чудо и утвердить верующих в вере! не посвоим грехом и не по грехам родителей человек был слеп, он стал ЧУДОМ БОЖЬИМ! разве для верующего человека не радость быть проводником воли Божьей!
А рассуждения Китаянки не вполне православные.
Желаю Вам, Китаянка, обрести ВЕРУ и тогда многое вам будет понятнее.
|
|
|
Можно это считать христианской притчей [сообщение #114431 является ответом на сообщение #114311] |
Ср, 06 Август 2008 15:16 |
ELенkа
Сообщений: 809 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: ЮФО
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Священник Димитрий писал(а) Срд, 06 Август 2008 11:52 И тут ругань. Одна ругань на форуме. Хвала Господу, еще про памперсы говорят - хоть как-то разряжает ситуацию.
отец Димитрий, вы давно на этом форуме, и до сих пор не привыкли? Или раньше так не было? По крайней мере, я другого не застала. Уже как-то и оправдывать для себя пытаюсь... И мимо ушей, а точнее, "мимо глаз" пропускать... Не осуждаю никого, и то слава Богу. Одно смущает, какого мнения о христианках пришлые люди будут. Постоянно себя на этой мысли ловлю.
Мысли вслух. Прошу прощения, что не в тему.
|
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114467 является ответом на сообщение #114433] |
Ср, 06 Август 2008 16:26 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Присоединяюсь к пожеланию Сеамни и добавлю-дай Бог Солане избавится от зависти к знаниям других.
И повторю еще раз-у меня ЕСТЬ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ. Преподаю катехизм. Благословили меня его преподавать. Уже писала о том....
Ир, прочитала? Как тебе? По моему книга Иова самая глубокая по смыслу, если брать только ВЗ.
|
|
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114477 является ответом на сообщение #114467] |
Ср, 06 Август 2008 16:36 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 06 Август 2008 18:26Присоединяюсь к пожеланию Сеамни и добавлю-дай Бог Солане избавится от зависти к знаниям других.
И повторю еще раз-у меня ЕСТЬ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ. Преподаю катехизм. Благословили меня его преподавать. Уже писала о том....
Ир, прочитала? Как тебе? По моему книга Иова самая глубокая по смыслу, если брать только ВЗ.
Лен, пожалуйста, объясни мне книгу эту..Своими словами. Я читала, но поняла плохо, только то, что в Законе Божием написано.. По-моему, там хорошо надо историю знать именно этого времени, и еще много чего..Из ВЗ только Екклесиаста очень люблю и понимаю хорошо, а до остального расти и расти
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114487 является ответом на сообщение #114477] |
Ср, 06 Август 2008 16:54 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
Да ну, именно для нее история не нужна.
В самом начале дьявол проводит свою теорию о том, что только кому жить хорошо, тому и вера дается....Господь попускает искусить праведника. Итак, у него воруют все добро, дети умирают, жена хулит его и его веру, плюс еще проказой заболел...
Одел он последнюю рвань, из деревни ушел нельзя ему там оставатся, сидит на пеплище....Тут к нему подваливают друзья, и вместо комкретной помощи начинают развивать большую теорию, со словами сам и виноват. Типа-так тебе и надо, значит у тебя море грехов, вот теперь и плати...Иову и так плохо, а тут еще и такое....Он то знает что таких грехов грамадных у него нет, и сидит в недоумении. Напоминаю, дело было до Христа, о личном кресте еще никто ничего не знал. Иов сидел, сидел, ковырял свои проказные язвы, потом наслушался речей друзей, и заорал, обращаясь к Богу: да за что мне такое наказание....Да как Ты посмел меня так наказать...Бог естественно, гневается, спрашивает у Иова кто он такой, что бы так говорить. Иов кается, за его покаяние ему дано увидеть прообраз Христа и победу над дьяволом. Сатана посрамлен, к Иову все возвращается в двойном размере, конец и занавес.
Мораль здесь очень интересная. О некоторых вещах упоминается впервые...Итак, самое главное в книге Иова:
Господь попускает искушение для укрепление и проверки веры человека.
Не всегда испытания посылаются по грехам, иногда и без них
Всегда воздастся человеку по его вере
Искушение сатаны ТОЛЬКО по попущению Господнему
Награда за твердость в вере может быть грамядной еще при жизни.
(тут надо вспомнить что НЗ еще не существовало, так что идеи книги Иова революционные)
Ну и плюс книга Иова повторяет книгу Бытие, о создании мира, дает прообраз Христа и царства небесного, и говорит конкретно что человеку своими силами с сатаной не справится. (там, где о крокодиле и бегемоте-они прообраз дьявола, левифан-крокодил)
И общечеловеческая мораль-друзья познаются в беде.
[Обновления: Ср, 06 Август 2008 16:59] Известить модератора
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114489 является ответом на сообщение #114467] |
Ср, 06 Август 2008 17:00 |
Китаянка
Сообщений: 160 Зарегистрирован: Июль 2007 Географическое положение: Latvia/Riga
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 06 Август 2008 15:26Присоединяюсь к пожеланию Сеамни и добавлю-дай Бог Солане избавится от зависти к знаниям других.
И повторю еще раз-у меня ЕСТЬ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ. Преподаю катехизм. Благословили меня его преподавать. Уже писала о том....
Ир, прочитала? Как тебе? По моему книга Иова самая глубокая по смыслу, если брать только ВЗ.
по поводу благословения на поучение - ситуацию для себя относительно прояснила.
не знаю кто такая Солана, и причем тут ее зависть, но вы меня удивляете. или я на свой счет приняла то, что ко мне не относится?
я так понимаю, что вы также хотели написать, что не поняли мою мысль про "басту".
видимо просто забыли это упомянуть. но в принципе, забывчивость - это не порок.
от чистого сердца смею надеяться, что впредь вы будете игнорировать мои посты. заранее спасибо.
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114490 является ответом на сообщение #114487] |
Ср, 06 Август 2008 17:01 |
Тэсс
Сообщений: 1056 Зарегистрирован: Май 2008 Географическое положение: Урал
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Лен, Спаси Господи! А я-то, скудным своим умишком, ничего не поняла, чё за друзья у Иова такие, и ТАК много в этой книге не видела... Спасибо! Теперь перечитаю внимательно, и спониманием!
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114492 является ответом на сообщение #114490] |
Ср, 06 Август 2008 17:06 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
А, с друзьями там еще интереснее....В начале их трое, затем появляется еще один. Откуда? Есть мнение что 4-й добавлен позже, кем то из переписчиков, для "красивого словца".
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114499 является ответом на сообщение #114487] |
Ср, 06 Август 2008 17:15 |
Miriam
Сообщений: 1754 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: Россия. Желез...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
баба яга писал(а) Срд, 06 Август 2008 16:54
О, чуть не забыла...Впервые в ВЗ, хотя и завуалено, говорится о загробной жизни. Все возвращено в двойном размере, кроме детей. Их точно такое же количество. Но если все двойное, значит и дети тоже...Одни на земле, другие в царствии небесном.
Выскажусь не по теме. Я смотрела сюжет, где женщина, у которой муж и трое мальчиков-детей погибли, только не запомнила где, то ли во время взрыва щколы в Беслане, то ли ещё где. Так вот она вышла второй раз замуж. У её второго мужа имя точно такое как у первого (Андрей или Алексей - не помню точно) и от второго брака она родила троих мальчиков, но назвала, конечно, по-другому, не как первых.
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #114500 является ответом на сообщение #114492] |
Ср, 06 Август 2008 17:15 |
баба яга
Сообщений: 5995 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: южная европа
Карма: 0
|
Мне тут нравится Елена |
|
|
О, мой конспект еще в компе... о. Геннадий (Егоров), декан ПСТГУ. Копирую
Книга не содержит определенных указаний на время ее написания и авторство. Святитель Иоанн Златоуст считал ее принадлежащей Соломону, или даже Моисею. Следует заметить, что бытовые реалии, которые в этой книге описываются, вполне могут быть отнесены к эпохе патриархов, к началу второго тысячелетия до Рождества Христова. Особенности языка, стиля этой книги, близость ее по многим выражениям к Псалтири скорее свидетельствуют о том, что окончательный вид свой она получила во времена расцвета Израильского царства, то есть во времена Соломона, в те времена, когда появились на свет и другие произведения учительной литературы. Одно другому не мешает, поскольку древнее предание могло получить свою окончательную форму гораздо позже. В других книгах Священного Писания об Иове говорится как о вполне реальном историческом лице (Иез.14:14, Иак.5:11). В приписке, обретающейся в тексте Септуагинты, говорится, что Иов был потомок Исава, пятый от Авраама.
1.1. Исторический пролог
Первые две главы представляют собой введение или исторический пролог. Он повествует о том, что, что в земле Уц жил некий благочестивый человек по имени Иов. О том, где эта земля находится, есть много разных соображений – одно из самых распространенных, что это северо-западная часть Аравии на границе с Идумеей. Писание представляет нам богатство и благочестие Иова, который имел обыкновение приносить жертвы не только за себя, но и за своих сыновей, ходатайствуя перед Богом о прощении их возможных прегрешений.
Далее следует сцена, в которой, как сказано в Писании: "пришли сыны Божии предстать пред Господа, между ними пришел и сатана" (Иов.1:6), – картина довольно своеобразная по своему "натурализму", но она имеет, конечно, свое толкование.
Это описание ясно свидетельствует нам, что, несмотря на то, что сатана отпал от Бога, и больше не стоит в ряду других ангелов, но, тем не менее, "в своем желании противиться Божественному плану…, в конце концов, вынужден участвовать в его исполнении" [33, c.587].
Сатана (или диавол, т.е. клеветник) начинает клеветать на Иова, говоря о том, что этот праведник не бескорыстен; что, конечно, хорошо быть благочестивым, когда Бог о нем так заботится, когда у него все есть, когда он огражден со всех сторон этим попечительством. Вот если бы отнять у него все, то тогда мы бы посмотрели: действительно ли он такой праведный, как о нем все говорят?
Обратите внимание: сатана не имеет власти. Разве он не растерзал бы Иова, имей он ее? Но он говорит Богу: "Простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов.1:11). И вот сатане дается позволение поразить все, что есть у Иова, только самого Иова не трогать.
Святитель Григорий Двоеслов говорит по этому поводу: "Удивительно, что он не присваивает себе права поражать, и это тот, кто никогда не упускает случая гордиться своей гордыней перед Творцом всяческих. Диавол знает, что сам по себе он не способен ни на что и даже не существует сам по себе как дух. … Надо знать, что воля сатаны всегда зла, но могущество его не вне закона. Потому что волю он имеет от самого себя, власть же – от Бога. То, что он хочет сделать по злобе, то Бог позволяет ему исполнить по правосудию. …Не следует бояться того, кто ничего не может делать без разрешения. Надо только трепетать перед той силой, которая, разрешая врагу буйствовать, заставляет неправую волю служить исполнению правых предопределений" [33, с.588].
Наступает день, когда к Иову приходят подряд четыре вестника, которые говорят, что все стада его уничтожены, всех верблюдов его увели, что рухнул дом, в котором находились его дети – все дети погибли. Тогда встал Иов, поклонился Богу и сказал: "наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! И во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге" (Иов.1:20-22).
Затем происходит следующее: диавол опять начинает говорить, о том, что хотя ничего не получилось, однако за жизнь свою человек отдаст все, что угодно, вплоть до того, что отречется от Бога: "простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел /вне селения/" (Иов.2.5-8). Вот картина. Мало того, что это неизлечимая болезнь, при которой заживо разлагается тело, – это еще болезнь, которая всегда считалась нечистой. И вот он сидит вне селения, скребет себя черепком, в кратчайший срок потеряв все: уважение, славу, богатство.
Сделаем небольшое отступление. Первые две главы, если посмотреть на них глазами неверующего, выглядят довольно странно. Ведь это, да будет мне прощено такое выражение, какая-то сцена из жизни заключенных: двое играют на вещи третьего, один выиграл и у того эти вещи отняли, – у того, который к этому спору вообще никакого отношения не имел. Хорошо, поспорил Бог с диаволом, – я это грубо представляю, чтобы обозначить проблему, – но чем Иов виноват? Почему нужно было на нем все это испытывать? На этот вопрос мы сейчас отвечать сейчас не будем, сделаем это позже.
Искушение продолжается. "И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри" (Иов.2:9). Интересно, смотрите: дома нет, семьи нет, и скот уничтожен, а жену диавол не тронул. Смотрите, какая смысловая нить потянулась к книге Бытия. Как видим, враг не слишком разнообразен в своих приемах. Но Иов не уподобился Адаму, и сказал: "ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов.2:10). Но обратите внимание: "злого не будем принимать", – для Иова зло, которое на него обрушилось – от Бога, для Иова нет третьей стороны, он не видит ее, для него есть Бог и он. В этой связи ситуация для него выглядит крайне странно.
Пролог книги для нас крайне важен, поскольку проясняет нам исключительность ситуации, в которой казался Иов, для того, чтобы мы не соблазнились тем, то произойдет дальше.
1.2. Собеседование Иова с друзьями
Услышав о несчастии Иова, к нему приходят трое друзей – Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, по-видимому, тоже богатых и знатных как и он сам. Видя его в таком положении, в течение нескольких дней сидят рядом с ним и ничего произносят: у них не находится ни одного слова, чтобы сказать Иову. Что они при этом думают, можно себе заключить из того собеседования, которое между ними происходит в дальнейшем. И вот тогда Иов начинает говорить первым, и проклинает тот день, в который он родился:
"Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Ночь та, - да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! […] Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? […] На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?" (Иов.3:3-6,11,20-23).
Мы знаем и других ветхозаветных праведников, которые тоже так сетовали и стенали относительно своих страданий. Моисей молился и говорил: "для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? […] когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего" (Чис.11:11,15). Упомянем и пророка Иеремию, который говорил: "Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!" (Иер.20:14). Скорби этих ветхозаветных праведников велики, смерть кажется им избавлением. Здесь не случайно много раз повторено слово "ветхозаветные", потому что они до благодати. После пришествия благодати апостол Павел хвалится скорбями, и хвалится страданиями, говорит: "в чем похвалюсь? Только в скорбях моих похвалюсь" ("собою же не похвалюсь, разве только немощами моими" (2Кор.12:5), – потому что благодать Божия позволяет это переживать совсем по-другому.
Когда заговорил Иов, друзья вынуждены отвечать. Они пытаются его утешить, но делают это довольно своеобразно.
Следующие главы, с четвертой по двадцать шестую, построены по четкой схеме. Это три цикла бесед – по очереди речь каждого из друзей Иова: Елифаза, Вилдада и Софара, – правда, в третьем собеседовании речи Софара нет, – и ответ Иова на каждую из них. Потом следуют две речи Иова в защиту своей праведности, и речь некоего Елиуя, который на протяжении всех предыдущих глав нигде не упоминается.
Что же говорят Иову его друзья? Друзья начинают ему говорить, что он неразумно ропщет на Бога, потому что Бог справедлив, Бог наказывает нечестивого, Бог благословляет праведника, и поэтому Иов может не беспокоиться о своей судьбе, если Иов праведен, как он думает, Бог его вознаградит и помилует. По умолчанию выходит так, что если Иов грешник, то поделом ему, только это явным образом не озвучивается. Но Иов должен смиренно молить Бога о помиловании, потому что у Бога просто так ничего не бывает.
Здесь еще нужно вспомнить о том, что если Иов действительно пятый от Авраама, и живет на земле Уц, то это еще до Закона происходит. Но даже если принять во внимание Закон, то ситуация будет немногим проще. Ведь на первый взгляд все Пятикнижие построено, – по крайней мере, если не вникать в какие-то глубины, – на идее наказания и воздаяния земного. Кто будет соблюдать закон Божий, тот будет благословен, у того все будет хорошо, нечестивый будет наказан, истреблен и так далее. Никакой четко выраженной мысли о загробном воздаянии там нет, поэтому ход мыслей друзей Иова выглядит вполне закономерным.
Действительно, давайте спросим себя, что бы мы сказали человеку, оказавшемуся в ситуации Иова? Примерно то же, что говорили тому друзья. Но в случае Иова все это оказывается неверно. Иов страдает безвинно, и это ему, в отличие от друзей, хорошо известно.
Иов упрекает своих друзей, как ни странно, в малодушии. Он говорит: "вы… увидели страшное и испугались" (Иов.6:21). Впоследствии мы еще вернемся к этим словам. Действительно, трудно иначе объяснить ту энергию с которой они полемизируют с Иовом.
После того как Елифаз порассуждал о том, что Бог благословляет праведников и наказывает грешников, Иов требует, чтобы ему доказали, что он действительно грешник, тогда он согласен продолжать этот разговор. Вилдад начинает ему доказывать, что Бог не может быть неправедным судьей, что если погибли сыновья Иова значит они согрешили. И Иов в ответ соглашается, что никто не может быть чист перед Богом и никто не может быть праведным перед Богом, и просит, и молится Богу, чтобы был какой-то ходатай, который бы смягчил бы гнев Божий на него.
Затем Софар, третий друг, уже прямо обвиняет Иова в том, что он, по-видимому, грешник и поэтому вполне заслуженно несет свое наказание. На что Иов ему отвечает, что они конечно люди весьма мудрые, но если вся их мудрость заключается в том, что они не смогли найти ни одного слова сострадания его положению, а только убеждают его, что так ему и надо, что он должен осознать свой грех и покаяться в нем, кроме того, что он такой страдалец, он еще и тайный грешник, и лжец, то лучше бы они, конечно, не считались мудрецами. И Иов начинает требовать суда Божия, обращается уже к лицу Божиему с требованием суда, чтобы Господь открыл ему, почему так происходит.
И, собственно, дальше два цикла идут примерно по той же схеме. Характер друзей в их речах проявляется достаточно отчетливо. Во второй раз, поскольку Иов с друзьями не согласился, они ему начинают доказывать, что, по-видимому, он действительно грешен. Одним из его грехов является высокомерие, с которым он говорит о себе; самонадеянность, с которой он рассуждает о своей праведности; дерзость, с которой он берется судить о делах Божиих на земле. Друзья указывают ему: неужели он думает, что вот если он сейчас умрет на этой куче пепла и навоза, то земля без него опустеет, и случится какая-то мировая катастрофа? С какой стати он устраивает трагедию из того, что он так пострадал? У Бога и без него дел много. Пути промысла Божьего непостижимы, но все-таки они твердо убеждены, что суд Божий совершается здесь на земле, всегда, в любых условиях и поэтому, если с Иовом такое произошло, значит он грешен. "[О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?" (Иов.18:4).
В конце третьего цикла бесед друзья уже начинают ему конкретно перечислять, в каких грехах он, наверное, виноват: что он притеснял вдовиц, что он обижал сирот, отказывал в хлебе голодным. При этом Елифаз высказывает следующую мысль: "Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?" (Иов.22:2-4).
В ответ Иов подтверждает, что пути Божии неисповедимы, что никто не чист перед Богом, что даже в ангелах своих Бог усматривает недостатки, но все-таки ему кажется, что мера возможного греха его не соответствует той мере страданий, той мере наказаний, которую он понес. И более того, Иов вопиет к Богу и молит о помиловании и ослаблении страдания, даже если он и грешен. Потому что завтра его не будет и никто не вспомнит, кто он и каков был. Но при этом решительно не соглашается признаваться в тех грехах, в которых его обвиняют друзья: "не укорит меня сердце мое во все дни мои" (Иов.27:6).
Судя по тому, что во время этого третьего цикла бесед Софар уже ничего не говорит, очевидно становится, что собеседование зашло в тупик, каждый остался при своем, аргументы исчерпаны, несмотря на накал спора.
Святитель Иоанн Златоуст считал, что Иов победил в споре, доказав свою правоту, после чего сделал поучение на пользу друзьям [78, т.6, кн.2, c.668]. Он обратил к ним пространную речь, в которой снова вспомнил все произошедшее: о том благословении, в котором он пребывал, об уничижении, позоре и страдании, в которые он впал. Он снова убеждает друзей в своей невиновности, причем перечисляет достаточно подробно свои добродетели.
Нужно сказать, что 31-ю главу книги Иова полезно почитать, чтобы посмотреть, каковы были ветхозаветные праведники – праведники до благодати, и себя сравнить: таковы ли мы, христиане?
И, наконец, он вновь высказывает желание, чтобы не из уст своих друзей слушать обвинения какие-то, но о том, чтобы каким-то образом Бог сам рассмотрел его дело. И в качестве доказательства искренности он выражает готовность понести проклятие, если ему действительно будут предъявлены какие-то серьезные обвинения.
Для того, чтобы сделать последующие рассуждения более наглядными, приведу ряд выдержек из речей Иова и его утешителей.
1-й цикл:
Елифаз: "Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?" (Иов.4:7).
"Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя" (Иов.5:27).
Иов: "К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю" (Иов.6:14).
"Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались. Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему" (Иов.6:21-27).
"Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет" (Иов.7:20,21).
Вилдад: "долго ли ты будешь говорить так? – слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?" (Иов.8:2, 3).
Иов – Вилдаду: "правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?" (Иов.9:2).
"Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным" (Иов.9:19,20).
"Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас" (Иов.9:32-33).
Иов – Софару: "подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем - [человек] праведный, непорочный. Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами" (Иов.12:2-5).
"Вот, все [это] видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы [вменено] вам в мудрость. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите" (Иов.13:1-10).
2-й цикл:
Елифаз: "Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя" (Иов.15:6).
Иов: "слышал я много такого; жалкие утешители все вы!" (Иов.16:2).
"И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое" (Иов.16:19-20).
"Заступись, поручись [Сам] за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?" (Иов.17:3).
Вилдад: "когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? [О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?" (Иов.18:2-4) (слав.: "Что бо аще ты умреши, не населенна ли будет поднебесная?").
Иов: "доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня" (Иов.19:2,3).
"Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня" (Иов.19:13) (слав.: "Братия моя отступиша от мене, познаша чуждых паче мене, и друзи мои не милостивы быша").
"Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд" (Иов.19:21-29).
Софар: "размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их" (Иов.20:2).
"Когда надеется утвердиться нечестивый как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он?" (Иов.20:7).
Иов: "выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас" (Иов.21:2).
"Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. [Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?" (Иов.21:17-22).
3-й цикл
Елифаз: "разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?" (Иов.22:2-4).
"Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты [давал] землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками" (Иов.22:4-9).
"Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои" (Иов.22:27)
Иов – Вилдаду: "как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!" (Иов.26:2) (слав: "Кому хощеши помогати, не Сему ли, Егоже многа крепость?").
"Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем" (Иов.26:7).
1.3. Речь Елиуя
Прежде чем в книге Иова нам встречается непосредственный ответ Бога Иову, вдруг возникает некий юноша по имени Елиуй сын Варахиилов. Его предыдущее молчание (и как бы отсутствие) объясняется в книге тем, что он слушал тех, кто старше его летами (Иов.32:4).
Однако, когда друзья Иова умолкли, он обвиняет их в неспособности справиться с Иовом. Обвиняет Иова в гордости, самомнении, которые его довели до таких несчастий. Елиуй излагает две идеи. Во-первых, что все наказания и несчастья, которые бывают, Господь посылает для предупреждения каких-то преступлений, для предохранения человека от впадения в грехи. Во-вторых, – для того чтобы очистить душу праведника. Хотя и для Елиуя тоже очевидно, что наказание бедствиями есть свидетельство какой-то нечистоты, которую должно очистить. Более того, Елиуй повторяет мысль Елифаза о том, что и собственно праведность или нечестие людей, в общем-то, к Богу большого отношения не имеют, что Богу нет дела до того, праведный человек или неправедный: "Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому" (Иов.35:6-8). Человек сам пожинает плоды от своих результатов: если он грешник, он сам разрушает свою жизнь, если он праведник, то он сам пожинает плоды своего благочестия, что это слишком мелко для Бога как-то переживать сильно за каждого человека.
И в заключение Елиуй говорит, что и Иова Бог готов был бы спасти, если бы только Иов сам себя не оправдывал, сам не вопиял о своей праведности, что в таком случае, конечно, он сам себя лишает возможности получения спасения.
Как я уже сказал, эта речь Елиуя не одинаково толкуется. Например, святитель Иоанн Златоуст считает Елиуя просто безбожником, и говорит, что и друзья Иова тоже поняли это, поэтому никто ему ничего не отвечает, с ним они даже не разговаривают: "И еще в пятый раз начитает говорить Елиус, и ни Иов, ни трое друзей не слушают его, как безбожника, из чего открывается, что эти трое образумились" [22, т.6, кн.2, с.670]. Другие толкователи считают, что он, наоборот, более осмысленно говорил к Иову, то есть все-таки он не настаивал только на том, то страдание есть наказание за грех, но все-таки развивал мысль об очистительном действии страдания. И поэтому когда в конце Бог осуждает трех друзей Иова, то про Елиуя Он ни чего не говорит.
Тем не менее, истина Елиуя – теоретическая [21, с.9]. Она мало подходит к данной конкретной ситуации. Это мы точно знаем, благодаря первым двум главам.
Мнение современной критики о том, что это поздняя вставка, ничуть не умаляет значения этого текста, поскольку дает некоторую полноту аргументам друзей Иова, больше добавить уже нечего.
1.4. Ответ Бога Иову
На речь Елиуя ответа нет. Но происходит нечто существенно более важное: из бури раздается голос Божий, который обращается к Иову. В четырех последних главах: с 38 по 42 содержится пространная речь Господа, которая прерывается краткими репликами Иова. Первая часть ее исполнена риторическими вопросами, на которые Бог не требует ответа, отвечая Сам: "где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?" (Иов.38:4-5), – знает ли Иов меру всему на этой земле, знает ли он, как здесь все устроено. Он показывает, что величие творения и величие Божие превосходят всякую меру знания и понимания Иова. Но в первой речи обозрение творений Божиих ограничивается двумя уровнями: неживой природой и природой живой на уровне растений и животных.
Иов в ответ на эти слова признает неверность своих суждений о действиях Бога. В полемике с друзьями Иов доказывал, что они теоретизируют хорошо, но вот он лично много раз видел как праведники бедствуют, а грешники благоденствуют. Он говорил: спросите у путешественников, и они вам скажут, что они видели множество беззаконных людей, которые пребывают у власти и угнетают праведников, и даже заявил, что Бог не наказывает грешников, и позволяет им и детям их благоденствовать. Кажется, в пылу спора он погорячился. И Иов отрекается от своих слов и говорит: "вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду" (Иов.39:34-35).
Затем следует еще одна речь Бога, в которой Он говорит Иову о двух тварях, которые называются бегемотом и левиафаном. Описав их, Господь предлагает Иова сразиться с ними, спрашивая, есть ли у него достаточно силы и искусства для того, чтобы победить. На что Иов говорит вдруг так: "знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов.42:2-6). После чего Господь говорит Иову о том, что он оправдан, и о том, чтобы он принес жертву во искупление греха друзей своих, которые не так верно говорили о нем. И Иов снова получает благоденствие, он получает вдвое больше скота и всяких богатств по сравнению с тем, сколько он имел прежде всей этой истории, но такое же количество детей, как он имел и раньше. Заметим этот немаловажный момент.
1.5. Смысл страданий Иова
Пока что мы не получили ответ на то, что же это за ситуация, когда двое спорят, а третий страдает. Пока не совсем понятно, в чем же неправы друзья, которые говорят о том, что грешник несет наказание, а праведник благоденствует, в чем собственно прав Иов, который обвинял Бога в том, что Тот дозволяет благоденствовать грешникам. Более того, не совсем понятно даже, что же это за ответ такой? Кажется, что Бог является Иову, никак на его вопросы не отвечает, а просто демонстрирует свою мощь. Иов видит эту мощь, понимает, что деваться ему некуда, кается, смиряется. И наступает такой странный и неподготовленный счастливый конец.
Давайте попробуем разобраться. Чтобы решить, с чего начать, посмотрим богослужебные тексты. Вот стихира из службы Иову Многострадальному: "Многострадальнаго, вернии, восхвалим Иова, иже прежде закона праведника, и прежде пророков пророка, вне рода и завета Авраамова веру Авраамлю добре сохраньшаго, страданьми своими страсти Христовы предъизобразившаго, и ныне в вышних селениих со Христом царствующаго и молящагося о душах наших" [1]. Воспользуемся этой стихирой в качестве ключа.
Итак, Иов – пророк, тот, кому и через кого открывается воля Божия. Перед разрушением Содома Господь говорит: "утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать?" (Быт.18:17). "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам.3:7). Иов – истинный раб Божий, "который взывал к Богу, и которому Он отвечал" (Иов.12:4), и вдруг он видит, что Бог делает что-то такое, что Иову совершенно непонятно. Иов готов, в конце концов, принять страдания, но он просит, чтобы ему Бог объяснил, почему так, какой в этом смысл? Именно это, а не нищета и проказа, является для него главным и самым страшным источником страдания.
В своих речах Иов все время переходит от полемики с друзьями к горячей мольбе, обращенной к Богу. "Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать?" (Иов.21:4). Не так это у его оппонентов.
Посмотрим на их речи. Бог у них представляется как Всемогущий и как Справедливый, не более того. Причем интересно, мы нигде не найдем личного обращения к Богу – они всегда говорят о Боге в третьем лице "Он". Милосердие Божие, очевидное для Иова, для них почти ничего не значит. Для Иова Бог не есть только, как для его друзей, трансцендентная реальность, абсолют, который делает что хочет, когда хочет, и для человека его пути совершенно непознаваемы.
В рассуждениях друзей Бог выступает неким механизмом, который осуществляет справедливость, невзирая ни на лица, ни на что. Согрешил – будешь наказан, сделал доброе дело – будешь благословен – все, никаких личных мотивов у Бога нет. Бог трансцендентный абсолют, совершенно непознаваемый, который функционирует по определенным законам. И даже друзья готовы признать, что Он вообще выше понятий добра и зла: "что Богу пользы от твоей праведности?". И соответственно, что они предлагают Иову? Они как бы говорят: "ну зачем, что ты воюешь с ветряной мельницей? Зачем тебе судиться с Богом? Зачем тебе познавать Его действия? – вот есть такие правила, подчинись им, тебе будет хорошо, и живи, как хочешь. Бог сам по себе, ты сам по себе, всем хорошо. Бог лучше тебя знает, как и что делать. От твоих протестов ничего в мире не переменится, но тебе будет только хуже". Они предлагают Иову добровольно принять сложившуюся ситуацию.
Более того, фактически они предлагают Иову с Богом всерьез никаких отношений не иметь. То есть вера и религия друзей – это религия внешнего авторитета, она для падшего человека очень удобна, потому что она не накладывает на него никакой личной ответственности. Вот есть такие правила, я по ним живу и все. Я "все, что положено" от меня Богу сделал, и Бог тоже, что мне положено, мне в ответ дает. Мы квиты. Никакой любви тут не требуется, никакого дерзновения, никакой дружбы с Богом. Такое вот автоматическое благочестие.
Однако Иов – пророк. Он знает Бога, и не может принять тот ложный образ, который предлагают ему друзья. Именно его он хулит, а вовсе не Бога, как может показаться сначала. И это – подвиг веры. В одной проповеди архимандрита Тавриона (Батозского) есть такие слова: "Почему у людей бывает неверие? А потому, что они своего бога выдумывают. Никто своим умом не измеряй Бога!" [9, с.198].
По слову святителя. Василия Великого, принятие ложного образа есть идолопоклонство: "ибо идол есть также и всякое напечатлеваемое в душе представление понимаемого ложно – о Боге ли то, или о чем-нибудь познаваемом. И доколе не уразумеваются действия или явления истины, дотоле каждый чтит собственные свои кумиры. … Почему и те, которые имеют в себе ложные понятия о Боге, идолотворя в себе какое-то мысленное идолослужение, несуществующее почитают существующим, и они делаются повинными клятве: проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! (Втор.27:15)" [8, ч.2, с.104–105].
Таким образом, "Иов восстает против лживого подобия истинного Бога, против искажения Его царственности, преломленной господстве князя мира сего, против этой глумливой карикатуры: праведный отказывался признать в ней Лицо Того Господа, Которого жаждал увидеть" [33, с.589–590].
Подтвердить эту мысль можно следующим способом.
В истории Иова можно найти параллель искушениям Христа в пустыне [ср.30, с.109–114]. Первое искушение было самое грубое – когда у Иова отнято все имущество. Он благословил Бога.
Второе искушение заключается не в потере здоровья, но в словах жены, предлагавшей похулить Бога [2], искусить Его, действительно ли Иов Ему дорог? Но Иов отказывается искушать Творца.
Если продолжать сопоставление, то в третьем искушении Иову должно быть предложено поклониться диаволу, признать его власть, и тем обрести благополучие. Но именно это и предлагают друзья. Ведь страдания Иова – дело рук сатаны. Следовательно, признать справедливость происходящего – это значит признать его власть, поклониться ему. Так же, как сатана предлагал во время искушений Спасителю. Прозревая это, Иов говорит Елифазу: "Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать?" (Иов.16:3). Вилдаду: "Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?" (Иов.26:4).
После искушений Христа в пустыне, говорится, что отошел от Него сатана до времени (Лк.4:13). И на Голгофе слышится тот же голос искусителя: "других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мф.27:42), – то есть отказ от Креста Христова есть то самое искушение, которое претерпевает и Иов тоже, потому что именно это ему предлагают друзья. Мы с вами говорили в прошлом семестре, и я продолжаю настаивать на том, что нет другого пути в Царствие Божие, кроме Креста, через который идут все праведники и шли все праведники даже до того как этот Крест был физически воздвигнут на Голгофе, через это сострадание Христу. И здесь в случае Иова мы это видим.
Кстати сказать, в речах друзей Иова нас сразу удивляет жесткость и агрессия. Откуда они происходит? Иов, если так можно выразиться, является фактом, не вписывающимся в их стройную и удобную религию. А раз так, то либо воззрения должны быть пересмотрены, либо факт упразднен. В этом смысле друзья Иова также являются предтечами фарисеев, которые на слова: "Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи" (Ин.5:11), отвечали: "кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?" (Ин.5:12), а также устроили целое следствие с целью доказать, что Иисус не исцелял слепорожденного: "воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник" (Ин.9:24).
Второй, выделенный нами пункт – вера Аврамова. Говоря в свое время об Аврааме, мы выяснили, что его вера была не только всецелым доверием, но и имела вполне определенное содержание. А именно, это была вера в Бога воплотившегося, распятого и воскресшего. Иов "соблюл веру Авраама". В его речах мы видим несколько выражений, которые могут нам подтвердить, что и в случае Иова это имеет место. "Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас" (Иов.9:33). "И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!" (Иов.16:19); "Заступись, поручись Сам за меня пред Собою" (Иов.17:3). И затем в 19-й главе: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов.19:25-27). Он восходит от идеи посредника к необходимости искупителя [21, с.7]. Святитель Иоанн Златоуст делает из приведенных слов Иова вывод: "Следовательно, он знал, мне думается о воскресении тела, ели не скажет кто-нибудь, что воскресение есть освобождение от угнетавших его бедствий" [22, т.12, кн.3, с.1068].
Забегая несколько вперед, в связи с учением о воскресении, можно обратить внимание на то, что Бог воздал Иову всего вдвое, по сравнению с тем, что у него было, кроме детей. А детей ему дал столько же, сколько было, что, несомненно, тоже говорит о том, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, поскольку дети Иова хотя и погибли, но в воскресение мертвых Иов получит их всех – и тех, что были, и тех, что были ему снова даны. Так объясняет эту подробность святитель Иоанн Златоуст.
Были ли речи Иова с самого начала безупречны? Судя по ответу Бога – нет. Почему? Иов, вы помните, говорит: я принимал от Бога всякое благо, неужели зло от Него я не приму? То есть Иов не видит и не знает о намерениях и действиях сатаны. Как не видят и не знают о них его друзья. Тезис друзей о благополучном устроении мира Иов оспаривает, хотя и оспаривает его тоже с чисто человеческих позиций, поэтому его аргументация и не заслуживает одобрения. В этой связи Бог и не отвечает на вопросы Иову потому, что эти вопросы поставлены в такой безысход
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Re: Можно это считать христианской притчей [сообщение #115991 является ответом на сообщение #114499] |
Вс, 10 Август 2008 00:50 |
Сеамни
Сообщений: 875 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Дагестан г. Ма...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Срд, 06 Август 2008 17:15баба яга писал(а) Срд, 06 Август 2008 16:54
О, чуть не забыла...Впервые в ВЗ, хотя и завуалено, говорится о загробной жизни. Все возвращено в двойном размере, кроме детей. Их точно такое же количество. Но если все двойное, значит и дети тоже...Одни на земле, другие в царствии небесном.
Выскажусь не по теме. Я смотрела сюжет, где женщина, у которой муж и трое мальчиков-детей погибли, только не запомнила где, то ли во время взрыва щколы в Беслане, то ли ещё где. Так вот она вышла второй раз замуж. У её второго мужа имя точно такое как у первого (Андрей или Алексей - не помню точно) и от второго брака она родила троих мальчиков, но назвала, конечно, по-другому, не как первых.
Это было в Каспийске (Город-спутник Махачкалы). Там (не помню в каком году) был взорван многоэтажный дом, основными жильцами , которого были семьи пограничников. И была такая женщина, кот вышла замуж за офицера, кот тоже потерял свою семью, и они родили несколько (3 или 4 )детей, как бы взамен погибших! Помню интервью с ними- их взгляды на жизнь были весьма правильными.А детей она назвала , кажется, в честь погибших.
Вообще страшное было время! Сейчас вон опять война у наших границ (Дагестан с грузией граничит) Опять милиция и армия в усилении. опять беженцы!
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 11:59:49 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02073 секунд
|