Начало » Общение » Задушевные беседы » Гневливость.
|
Re: Гневливость. [сообщение #105278 является ответом на сообщение #105209] |
Вт, 15 Июль 2008 16:42 |
Natalia
Сообщений: 2060 Зарегистрирован: Июнь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Miriam писал(а) Втр, 15 Июль 2008 15:53Мне кажется, что граница праведного и неправедного гнева очень тонка, только Господь видит истинные помыслы и их последствия. Ведь муж, убивший насильника жены, находиться в праведном гневе, как мы посчитаем, но мирской суд всё равно его осудит. А осудит ли Господь? Только Ему известно. Пример, может, и плохой, но немного понятный мне кажется...
Мариам ,мне кажется это не вместе - праведный гнев и его последствия. Гнев может быть и праведным, но если он доводит человека до греха убийства, то уже нет разницы какой был гнев. Кстати в таком случае суд рассматривает убийство в состаянии аффекта, т.е. снисходит к психике человека. А как Бог взыщет? По Закону. А спасение от любого греха, кроме хулы, - покаяние. Т.е. если нет покаяния, то получается любой грех не проститься, а если есть, то ничего нет невозможного Богу.
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #105381 является ответом на сообщение #105278] |
Вт, 15 Июль 2008 19:56 |
Елизавета Бам
Сообщений: 5554 Зарегистрирован: Март 2008 Географическое положение: Лучший город ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Солана |
|
|
Natalia писал(а) Втр, 15 Июль 2008 16:42Miriam писал(а) Втр, 15 Июль 2008 15:53Мне кажется, что граница праведного и неправедного гнева очень тонка, только Господь видит истинные помыслы и их последствия. Ведь муж, убивший насильника жены, находиться в праведном гневе, как мы посчитаем, но мирской суд всё равно его осудит. А осудит ли Господь? Только Ему известно. Пример, может, и плохой, но немного понятный мне кажется...
Мариам ,мне кажется это не вместе - праведный гнев и его последствия. Гнев может быть и праведным, но если он доводит человека до греха убийства, то уже нет разницы какой был гнев. Кстати в таком случае суд рассматривает убийство в состаянии аффекта, т.е. снисходит к психике человека. А как Бог взыщет? По Закону. А спасение от любого греха, кроме хулы, - покаяние. Т.е. если нет покаяния, то получается любой грех не проститься, а если есть, то ничего нет невозможного Богу.
Это я сдуру ввела в эту тему понятие праведного греха. Причём, с совершенно конкретным и единственным примером праведного гнева к супостату НА СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ. Когда "...пусть ярость благородная вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война!"
Но именно на такое определение праведного греха никто внимания не обратил (кроме, разве что, Лесеньки, но и она не обратила внимания, а повторила этот пример от себя...)
А вот само моё словосочетание "праведный гнев" всех почему-то прямо подкинуло.
Вот, не пойму, народ внимательно читает чужие посты или так, между строк?... А слона-то и не примечает...
[Обновления: Вт, 15 Июль 2008 19:57] Известить модератора
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #106318 является ответом на сообщение #105381] |
Чт, 17 Июль 2008 11:23 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
А я рада, что в мое отсутствие такой спор разгорелся. Очень интересно было почитать!
А спрашивала я не как духовника, а просто было интересно мнение священства. Естественно, останови и спроси я другого - ответ мог быть и противоположный...А ещё несколько лет назад у нас умер батюшка, который прошел всю войну. Вот у кого бы сч удовольствием узнала о "праведном гневе"...
[Обновления: Чт, 17 Июль 2008 11:35] Известить модератора
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #106387 является ответом на сообщение #106318] |
Чт, 17 Июль 2008 13:58 |
Ёж-жка
Сообщений: 1871 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Горы. Уральск...
Карма: 0
|
Мне тут нравится Людмила |
|
|
Клава! Я то же самое подумала, вот бы услышать мнение такого человека. Сколько священнослужителей благословляли бойцов, да мало того, сами с оружием в руках давали отпор врагу. Думаю, лучше них никто не скажет.
[Обновления: Пт, 18 Июль 2008 12:01] Известить модератора
|
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107022 является ответом на сообщение #106440] |
Пт, 18 Июль 2008 17:54 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
митрополит Антоний (Храповицкий)
ХРИСТИАНСКАЯ BЕPA И ВОЙНА
Для людей же верующих телесная смерть, своя ли или чужая, не является наибольшим злом, и можно отнимать жизнь, нисколько ненавидя, но жалея своего противника. В начале сего года, когда я однажды прибыль в Харьковскую саперную казарму для духовной беседы, дежурный офицер показал мне солдата с Георгиевским крестом и сказал: „мы с ним на этих днях прибыли сюда на поправку с позиций; он к концу одной атаки разрубил плечо австрийцу и сейчас же побежал за водой и, принеся ее в своей фуражке, омыл врагу рану, перевязал собственным бельем и на своих плечах отнес его на ближайший медицинский пункт".
Наши солдаты, идя на поле битвы (мы их напутствовали - из Харькова за эти два года в числе. более 150 000), думали не о том, как они будут убивать, но о том, как они будут умирать. В их глазах воин представляется не самодовольным победителем, а самоотверженным подвижником, полагающим душу свою за Веру, Царя и Отечество.
Да разве можно участвовать в рукопашном бою, не проникаясь зверскою злобою? - Конечно, трудно никогда не подвергнуться злому чувству в такое время, но подобное чувство почти неизбежно и в других, безспорно благородных, и даже святых родах службы и деятельности. Спросите лазаретных докторов и сиделок, фельдшеров и служителей дома умалишенных, далее, школьных учителей и учительниц, надзирателей и воспитателей за мальчиками, наконец родителей, воспитывающих своих собственных детей: могли ли они, хотя бы на одну неделю, а то даже и на один день, обойтись без раздражения, а, в некоторых случаях без толчков, ударов и даже порки своих клиентов? Часто это раздражение бывает тем сильнеe, чем горячее их любовь к детям или больным. - Правда, на войне гнев бывает у большинства более сильный, чем в приведенных примерах, но в русском сердце он потухает сейчас же по прекращении рукопашной битвы и заменяется чувством жалости и делами милосердия. При всем том ни Церковь, ни pyсскиe воины не считают самаго чувства такого гнева справедливым; на этом основано каноническое правило Василия Великаго, утвержденное Вселенскими соборами. „Убиенее на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержалися от приобещения токмо святых таин" (Правило 13).
Примерно то же я имела в виду, что и владыка говорил...
[Обновления: Пт, 18 Июль 2008 18:33] Известить модератора
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107023 является ответом на сообщение #100805] |
Пт, 18 Июль 2008 18:00 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
"Конечно, участвуя в войне, человек может и грешить, и сильно грешить. Это бывает тогда, когда он вкладывает в свое участие в войне чувство личной ненависти и мести, или же тщеславия и горделивых личных стремлений. И наоборот — чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других, тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин."
митрополит Филарет (Вознесенский
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107045 является ответом на сообщение #102406] |
Пт, 18 Июль 2008 20:36 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Раб Божий Михаил писал(а) Втр, 08 Июль 2008 17:12Цитата:Зачем какой-то там Киприан боролся с колдунами, нет порчи, проклятий, бесноватости; нет бесов, они ни в чём не виноваты, виноват только сам человек, он не зависим от бесов, потому что с нами Бог! Все мы такие великодушные, что нет места Киприановой молитве.
Интересно,Мириам! С чего Вы взяли,что Киприан боролся с колдунами? А кто Вам сказал,что существует порча? Где написано это в Евангелие? Кто из Святых отцов об этом написал? Можете ответить? Хотелось бы получить от Вас ответ.
Интересно,где я сказал,что молится Святым Киприану и Иустине не стоит? Я вёл речь о том,что христианину стыдно бояться колдунов и ворожеев. Стыдно и негоже бояться даже и самих бесов. В нас должен быть один только страх- это страх Божий! Этот страх единственный,который не постыжает. С нами Бог!!!
В каких случаях,конкретных надо молиться этим Святым?
Правда,если у меня сегодня на рынке цыганка украла яйцо из корзины и еще туда тряпку грязную положила..,стоит ли мне по этому поводу переживать... и этот ли это случай?
А может пример приведете?
Вот искушение....
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107069 является ответом на сообщение #100805] |
Пт, 18 Июль 2008 22:02 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Наталья, я б на твоем месте не заморачивалась...Ну подумаешь, цыганка...Помолись, чтобы то яйцо Господь принял как жертву, во славу Божию, да и всё.
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107076 является ответом на сообщение #107069] |
Пт, 18 Июль 2008 22:17 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Клава писал(а) Птн, 18 Июль 2008 22:02Наталья, я б на твоем месте не заморачивалась...Ну подумаешь, цыганка...Помолись, чтобы то яйцо Господь принял как жертву, во славу Божию, да и всё.
Клавочка,понимаешь,я не могу понять в каких случаях надо обращаться к Святым с молитвами....
Меня так попустило ,как я стала православной -от суеверий разных,порч и сглазов,что нихочется верить,что это существует....
|
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107083 является ответом на сообщение #100805] |
Пт, 18 Июль 2008 22:42 |
ELенkа
Сообщений: 809 Зарегистрирован: Апрель 2008 Географическое положение: ЮФО
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Попробуй тут не поверь, когда с людьми ТАКОЕ случается, что...
И рассказывать не буду, чтобы в искушение не вводить никого.
Но придерживаюсь мнения, точнее верю, что без Божьей воли волос с головы не упадёт. Если человек с круглыми глазами рассказывает про порчу, подспудный, так сказать страх имеет, то есть боится колдунов настолько, как будто они "сильнее" Всемогущего Творца, то.. получит он то, чего боится.
"ибо, то, чего я так боялся, то и постигло меня..." (из псалма, своими словами)
Но и плеваться и утверждать что это всё бабьи присказки и мистика - не буду! Ибо насмотрелась всякого. Нужно верить по словам Преподобного Серафима: "Любой из них (из бесов) самый маленький, может одним когтем землю перевернуть. Но Господь не допустит".
Мотовилов же сказал: "Пусть только попробует войти в меня! Я же причащаюсь!" - тут самонадеянность уже, и он узнал, что это такое. Не приведи, Господи.
Идите царским путём.
"Не хули, но и не принимай".
Просто не надо обращать внимания на эти разговоры. Лучше о спасении души поговорить, чем столько внимания порче уделять.
Молиться надо, в храм ходить, стараться Заповеди блюсти, никого не обижать, никого не осуждать. Вот всё что от нас требуется.
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107098 является ответом на сообщение #107045] |
Пт, 18 Июль 2008 23:13 |
Раб Божий Михаил
Сообщений: 335 Зарегистрирован: Январь 2008 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
[quote title=Наталья -дочь Миколы писал(а) Птн, 18 Июль 2008 20:36
В каких случаях,конкретных надо молиться этим Святым?
Правда,если у меня сегодня на рынке цыганка украла яйцо из корзины и еще туда тряпку грязную положила..,стоит ли мне по этому поводу переживать... и этот ли это случай?
А может пример приведете?
Вот искушение....
[/quote]
Не стоит переживать, Наташа, по этому поводу! Ничего страшного не произошло! Ну,подумаешь яйцо! Пусть кушает ВО СЛАВУ БОЖИЮ!!! Имейте веру в Господа Иисуса! Враг рода человеческого не имеет над нами власти,кроме той,что попускает ему Господь нашего ради спасения. А что даёт Господь нам,то надо принимать с огромной благодарностью. А для успокоения Вашего,советую Вам от всей души помолиться о здравии этой цыганки и целиком положиться на волю Божию. Если с нами Бог,кто против нас?
Спаси Вас Господи!
[Обновления: Пт, 18 Июль 2008 23:20] Известить модератора
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107104 является ответом на сообщение #100805] |
Пт, 18 Июль 2008 23:32 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Наташ, я всё-таки вставлю слова Святителя Игнатия(пусть это лишний раз подтвердит слова Михаила),хоть и написано для монахов - нам не помешает.
"Если сам диавол сознается, что он не имеет никакой силы; то, всеконечно, достоин презрения нашего он, достойны презрения и демоны его. Враг со псами своими прибегает к кознодейству, а мы, зная немощь его, должны презирать его. Не будем утруждать ума нашего размышлением, не будем разсматривать причин к испугу, не попустим себе усвоить помыслов боязни, говоря: Как бы демон, напавши на мея, не ниспроверг! как бы он меня не поднял, и потом не ударил о землю! или как бы внезапным нападением не перепугал меня! Никак не допустим себе таких помыслов; не попустим себе тоски, как бы долженствующие погибнуть. Напротив того, будем более и более утверждаться верою, исполняясь радости, как долженствующие наследовать спасение, содержа в памяти, что с нами Господь, обративший в бегство и сокрушивший демонов. Также будем помышлять и непрестанно памятствовать, что доколе Господь находится с нами, дотоле враги не могут причинить нам никакого зла. Когда они придут к нам: то поступают относительно нас соответственно тому, какими найдут нас, и приноровляют свои привидения к помышлениям, которыми тогда мы будем объяты. Если они найдут нас в страхе и смущении: то вторгаются в это состояние наше, подобно ворам, нашедшим какое-либо место, никем не охраняемое. Что помышляем мы сами: то они стараются представить в преувеличенном виде. Если они увидят, что мы испугались и вострепетали: то они соответственно нашему состоянию испуга представляют привидения и страхования, и несчастная душа подвергается наказанию на самом деле за свое внутреннее состояние. Если же они найдут нас радующимися о Господе, размышляющих о будущих благах, утвержденными в мысли, что все - в деснице Божией, что демоны вполне немощны по отношению к христианам, что они ни в чем не имеют ни малейщей власти; если, говорю, они найдут душу огражденною таким оружием, то со стыдом отступают от нея. Враг нашел так вооруженным Иова, и отступил от него; Иуду же он нашел без этого оружия, и увлек в порабощение себе. Если хотим презирать врага: то да пребываем тщательно в Божественных помышлениях, да пребывает душа постоянно в радости, производимой надеждою на Бога. Тогда будем вменять позорищныя представления демонов за дым; будем видеть, что они более бежат от нас, нежели преследуют нас: потому что, как я выше сказал, они - чрезвычайно трусливы; их постоянно содержит в трепете ожидаемый ими, приготовленный для них огнь геенны".
[Обновления: Пт, 18 Июль 2008 23:34] Известить модератора
|
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107110 является ответом на сообщение #107109] |
Пт, 18 Июль 2008 23:50 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
И тебе спасибо! Давно крутилась эта выдержка в голове, но не находила возможности вставить, а ты как раз к "страхам" вернула...Я сама такая...Как только "перемолюсь, перепостюсь" - наступает какое-то охлаждение, и тут же всякие мысли лезут нехорошие...
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107745 является ответом на сообщение #100805] |
Вс, 20 Июль 2008 16:58 |
Клава
Сообщений: 1508 Зарегистрирован: Ноябрь 2007 Географическое положение: Сев Кавказ.на ...
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Наташ, про гневливость попалось...задело...Ну какая же я !!!
Гневающийся убивает душу свою: для людей он несносен, а пред Богом мерзок.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту, невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.
Преподобный Исаия (IV век).
…Если мы и добрые дела совершаем, но от гнева не воздерживаемся, то они не угодны Богу.
Преподобный Нил Сорский (1433-1508).
Гнев, если в начале не укротится, обращается в злобу. Злоба, как в историях читаем и ныне видим, причиняет великие беды и напасти, как самим злобствующим, так и тем, на которых злоба бывает. Ибо такими людьми дьявол, дух злобы, обладает, и ведет их, куда хочет, и делает через них, что хочет.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).
[Обновления: Вс, 20 Июль 2008 17:12] Известить модератора
|
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107936 является ответом на сообщение #100805] |
Пн, 21 Июль 2008 10:36 |
bonita
Сообщений: 28 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
Наталья, Вы про меня как будто написали, я на детей срываюсь, кричу, могу и шлепнуть. Потом так стыдно и гадко, сил нет . А самое страшное, что это вошло в привычку. Не знаю у кого как, а для меня это уже привычный грех. Вот есть грехи не привычные, которые если вдруг совершишь - сразу бегом на исповедь, не можешь с этим жить, а гнев и крик, исповедую и совершаю, исповедую и совершаю....
Гнев как рукой снимает от мысли, что Господь подарил мне детей, мне грешной и недостойной, тогда как другие хотят и не имеют, а я так с ними обращаюсь, так мало их люблю и значит не благодарна Богу, за этот дар. Сержусь и раздражаюсь на них чистых и светлых, доверенных мне Господом, и вот за такое нерадение о доверенных мне и за злость на них Господь может и наказать, может забрать у меня их, раз я так недовольна и ропщу... (ведь гнев связан с ропотом, "почему они такие, а не другие, почему делают так, а не эдак, а у других дети другие и пошло поехало...).
Правда, эта мысль обычно приходит уже после того как накричала и разозлилась, а надо бы ее всегда в себе поддерживать...
|
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #107971 является ответом на сообщение #107944] |
Пн, 21 Июль 2008 12:16 |
bonita
Сообщений: 28 Зарегистрирован: Октябрь 2007 Географическое положение: Москва
Карма: 0
|
Недавно зарегистрирован(а) |
|
|
Помоги Господи и вам Клава и всем, кто так согрешает. Вот ведь и знаем и боремся, а победить-то как трудно...
|
|
|
Re: Гневливость. [сообщение #110467 является ответом на сообщение #100805] |
Пн, 28 Июль 2008 13:49 |
Наталья -дочь
Сообщений: 7703 Зарегистрирован: Январь 2008
Карма: 0
|
Мне тут нравится |
|
|
Слово 8. О безгневии и кротости.
1. Как вода, мало по малу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева. Потому скажем теперь по порядку о безгневии.
2. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы. Безгневие есть победа над естеством, нечувствительность к досаждениям, происходящая от подвигов и потов.
3. Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым.
4. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.
5. Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т. е. памятозлобия. Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.
6. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность.
7. Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и истреблении сей страсти; но сии жалкие не размышляют о сказанном: устремление ярости его падение ему (Сир. 1:22).
8. Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течении целого дня: посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.
9. Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели [50], как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою неисцельною.
10. Как твердый и остроугольный камень. Сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом очевидно познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.
11. Гневливый человек по временам произвольно увлекаясь этою страстию [51], потом уже от навыка и невольно побеждается и сокрушается ею.
12. Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.
13. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.
14. Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца; то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
15. Нам известны премногие злые порождения гнева; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которое, воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобия, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели. И видел опять таких, которые, по-видимому, являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы некоторою чернотою. Много потребно нам тщания против сего змия (т. е. гнева и памятозлобия), потому что и ему, как змию плотской похоти, содействует естество.
16. Видел я людей, которые прогневавшись, отвергали пищу от досады; и сим безрассудным воздержанием яд к яду прилагали. Видел и других, которые, как бы благословною причиною, воспользовавшись гневом своим, предавались многоядению, из рва падали в стремнину. Наконец видел я и разумных людей, которые, подобно хорошим врачам, растворив то и другое, от умеренного утешения, данного телу, получали весьма великую пользу.
17. Иногда умеренное песнопение успешно успокаивает раздражительность, а иногда, если оно безмерно и безвременно, способствует сластолюбию. Итак будем пользоваться им, рассудительно разбирая приличные времена.
18. Сидя, по некоторой нужде, близ келлий безмолвствующих мужей, я слышал, как они от досады и гнева наедине злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как будто на присутствующих там, наскакивали, и я благочестиво советовал им не жить в уединении, чтобы из людей не сделаться бесами. И видел опять людей сладострастных и похотливых сердцем, которые, повидимому, были кротки, ласковы, братолюбивы, и любили красивые лица; сим я назначал проходить безмолвное житие, как врачевство, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных животных. А как некоторые говорили мне, что они сильно увлекаются тою и другою страстию (т. е. и сладострастием и раздражительностью): то я запретил им жить по своей воле; а наставникам из с любовию советовал, чтобы они позволяли им по временам проходить то тот, то другой образ жизни, повинуясь однако во всем главному настоятелю. Сластолюбивый повреждает только себя самого, а может быть и еще одного, своего сотаинника; гневливый же, подобно волку, часто возмущает все стадо, и многие души огорчает и утесняет.
19. Великий вред возмущать око сердца раздражительностью, как сказано: смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8), но больший - словами обнаруживать душевное неистовство; если же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, Ангельскому и Божественному житию.
20. Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно - это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение. Обличи, говорит Апостол, запрети, умоли (2 Тим. 4:2), а не сказал: и бей; если же и это потребуется, то как можно реже, и не сам собою
21. Если присмотримся, то увидим, что многие из гневливых усердно упражняются во бдении, посте и безмолвии; а намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и плача подлагать им вещества, питающие их страсть.
22. Если, как мы выше сказали, один волк, имея беса помощником, может возмутить все стадо; то и один премудрый брат, имея Ангела помощником, может, как добрый мех, полный елея, укротить волну, и дать кораблю тихое плавание [52]. Сколь тяжкого осуждения заслуживает первый, столь великую награду получит от Бога второй, сделавшись для всех полезным примером.
23. Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина - пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, - принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий.
24. Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни.
25. Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия: тот пусть вступит, как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и притом самых суровых, если не хочет совершенно избавится от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братий и умственно, а иногда и чувственно ударяемый, или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, он мог очистить ризу души своей от ее скверны. А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в народе пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лице, говорят: "Я такого-то хорошо омыл". И это истинно.
26. Иное безгневие в новоначальных, происходящее от плача, а иное - невозмутимость, бывающая в совершенных. В первых гнев связан слезами, как некоторою уздою; а в последних он умерщвлен бесстрастием, как змий мечом.
27. Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно было видеть здесь делателей страха, мздовоздаяния и любви.
28. Как горячка в теле, будучи сама по себе одна, имеет не одну, а многие причины своего воспаления: так и возгорение и движение гнева и прочих страстей наших происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачевство. А такой даю совет, чтобы каждый из негодующих старательно изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в этом врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащий пластырь для своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей. Хотящие войти с нами о Господе в предложенное духовное судилище, да войдут: и мы исследуем, хотя и не ясно, упомянутые страсти и их причины.
29. Итак да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпением, влекомый святою любовью и, представши пред судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца твоего, и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя, и убивающие тебя? - В ответ на это гнев говорит нам: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием; а от кого рождается, спросите у него самого, в свое время".
На восьмой степени лежит венец безгневия. Но кто носит его от естества, тот, может быть не носит никакого иного; а кто приобрел его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей.
Иоанн Лествичник.
|
|
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Вс дек 22 16:55:00 MSK 2024
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.03008 секунд
|